Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
В присутствии:
- представителя министерства здравоохранения Кировской области, по доверенности;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "Комплексные Решения", по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Комплексные Решения",
У С Т А Н О В И Л А:
05.04.2022 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Комплексные Решения" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - министерство здравоохранения Кировской области при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку системы маммографической рентгеновской стационарной, цифровой (извещение N 0340200003322003076).
Заявитель сообщает, что Заказчиком при формировании описания объекта закупки нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку, Заказчик не использовал при описании объекта закупки обязательный КТРУ (26.60.11.113-00000087), вместе с тем, установил дополнительные характеристики, не обосновав необходимость их применения.
Рассмотрение жалобы назначено на 11.04.2022 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Уполномоченное учреждение представило письменные пояснения, из которых следует, что проект контракта и техническое задание утверждаются заказчиком. Также направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Заказчик направил письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы, сообщил, что аукционное задание закупки составлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Все позиции технического задания сформированы заказчиком исходя из своих потребностей, связанных с необходимостью проведения медицинских манипуляций. В связи с тем, что в отношении характеристик товаров, приобретаемых заказчиком отсутствует информация, включенная в позиции каталога, закупка проводится с использование ОКПД 2-26.60.11.113. Просит признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заявителя и Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
29.03.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003322003076 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку системы маммографической рентгеновской стационарной, цифровой. Начальная (максимальная) цена контракта - 12 950 000,00 руб. Окончание срока подачи заявок - 11.04.2022 года.
Согласно техническому заданию (описание объекта закупки) следовало поставить систему маммографическую рентгеновскую стационарную, цифровую, в том числе со следующими характеристиками:
Наименование товара, единица измерения, количество товара, код ОКПД 2, код позиции каталога товаров, работ, услуг (при наличии) |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки <*> |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения) <**> |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара |
Требования заказчика к указанию минимальных и (или) максимальных значений характеристик товара участником закупки <***> |
Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая, 1шт. 26.60.11.113 |
Вариант построения цифрового маммографического рентгеновского аппарата: маммограф со снимочным штативом С-образной формы с цифровым детектором на основе сканирующей линейки матричных детекторов |
|
|
|
|
Рентгеновский излучатель с устройством формирования пучка и дополнительным фильтром рентгеновского излучения |
|
|
Одно значение или несколько значений |
|
|
максимальное значение анодного напряжения, кВ |
не менее 35 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
максимальное значение анодного тока (при 30 кВ), мА |
не менее 100 |
Одно значение или несколько значений |
|
Снимочный штатив |
|
|
|
|
Конструктивное исполнение снимочного штатива: С-образный с вертикальной стойкой |
|
|
|
Описание объекта закупки сформировано с учетом потребности Государственного заказчика.
* Участник закупки не вправе изменять функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и (или) их значения или выходить за пределы их допустимых значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке.
** Участник закупки указывает характеристики товара, значения которых установлены в рамках их минимальных и (или) максимальных значений характеристик товара в соответствии с установленными правилами. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке.
*** Участник закупки указывает следующие значения или диапазонные значения характеристик товара:
"Одно значение или несколько значений" - участник закупки указывает одно значение или несколько значений из установленного диапазона, допускается диапазон значений;
"Диапазонное значение" - участник закупки указывает диапазон значений (минимальное и максимальное значения) в рамках допустимых пределов.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение данной нормы Закона принято Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 20.11.2021) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ).
Согласно п. 5 Правил формирования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в частности, случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Пунктом 6 Правил формирования КТРУ регламентировано, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пункту 7 Правил формирования КТРУ, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание электронного аукциона N 0340200003322003076 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что Технические характеристики, содержащиеся в предложенном Заявителем коде КТРУ (26.60.11.113-00000087), не подходят под требования технического задания Заказчика в частности: "Максимальный анодный ток, не менее, мА 125" (требования по Техническому заданию не менее 100); "Штатив С-дуга" (требование Технического задания - конструктивное исполнение снимочного штатива: С-образный с вертикальной стойкой).
При указанных обстоятельствах Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что у Заказчика имелись основания для описания закупаемого товара в порядке, установленном ст. 33 Закона о контрактной системе, без учета характеристик товара, указанных в КТРУ.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Комплексные Решения" на действия Заказчика - министерство здравоохранения Кировской области при проведении электронного аукциона на поставку системы маммографической рентгеновской стационарной, цифровой (извещение N 0340200003322003076).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. Председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 11 апреля 2022 г. N 043/06/106-288/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2022