Резолютивная часть решения оглашена 12.04.2022
В полном объеме решение изготовлено 14.04.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
|
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившего обращения Магнитогорской природоохранной прокуратуры, содержащего информацию о признаках нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0169300000322000664 на содержание общественных территорий и зеленых насаждений (далее - аукцион), при участии в дистанционном режиме:
- представителя МКУ "Управление капитального строительства" Метелевой О.А., действующего на основании доверенности N 4 от 10.01.2022;
- представителя Управления муниципального заказа Администрации г. Магнитогорска Шаменковой Е.А., действующего на основании доверенности от 11.06.2021;
- представителя Управления муниципального заказа Администрации г. Магнитогорска Безмельницыной Т.В., действующего на основании доверенности от 18.01.2022;
- представителя Управления муниципального заказа Администрации г. Магнитогорска Тимофеевой Н.Ф., действующего на основании доверенности от 22.09.2021;
- представителя Управления муниципального заказа Администрации г. Магнитогорска Владимировой О.В., действующего на основании доверенности от 27.07.2021;
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 05.04.2022 поступило обращение Магнитогорской природоохранной прокуратуры, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона.
Согласно представленным документам 01.04.2022 Управление муниципального заказа Администрации г. Магнитогорска объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства".
Начальная (максимальная) цена контракта - 32 742 710, 80 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 11.04.2022.
На дату рассмотрения обращения контракт не заключен.
В обращении Магнитогорской природоохранной прокуратуры указано, что проекте контракта неправомерно установлено условие о предоставлении подрядчиком проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), что противоречит части 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также не соответствует Постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398.
Представитель заказчика с доводами обращения не согласился, представил письменные пояснения и на заседании Комиссии указал, что разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение требуется при необходимости с учетом Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Кроме того, заказчик также затруднился пояснить, к какой категории объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, относятся объекты, на которых требуется осуществлять работы по контракту.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (в редакции, действующей на момент размещения закупки), Комиссия пришла к следующим выводам.
В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, должно содержать полную и однозначную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства, и позволяющую определить соответствие товара потребности заказчика.
В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
С учетом комплексного толкования указанных норм законодательства о контрактной системе следует, что положения проекта контракта должны содержать условия его исполнения, соответствующие требованиям законодательства о контрактной системе.
Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
При этом, в части 6 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
В соответствии с частью 1 статьи 4.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее - Постановление N 2398).
В разделах I, II Постановления N 2398 указаны объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от вида хозяйственной и (или) иной деятельности.
Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1029 утвержден порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории, а в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" для объекта II категории в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Таким образом, только в случаях осуществления деятельности на объектах I, II категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, хозяйствующие субъекты должны разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В пункте 3.1.5 проекта контракта указано, что в обязанности подрядчика входит в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), согласование его в Росприроднадзоре и получение лимитов на образование отходов от своего имени.
Из адресного перечня (Приложение N 5 к проекту контракта) следует, что подрядчику требуется выполнить благоустройство территорий площадей, скверов и ряда других объектов).
Так, из анализа разделов I, II Постановления N 2398 однозначно следует, что указанные в проекте контракта территории не относится к объектам I, II категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что исключает обязанность подрядчика по разработке и согласованию ПНООЛР, что прямо следует из части 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", разделов I, II Постановления N 2398.
Более того, на заседании Комиссии представитель заказчика не смог пояснить, к какой категории объекта относится территория благоустройства, что также не позволяет сделать вывод, исходя из каких положений описания объекта закупки заказчик установил данное требование законодательства об обращении с отходами.
Таким образом, условия исполнения контракта, предусмотренные в пункте 3.1.6 проекта контракта в части обязанности подрядчика разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в рамках деятельности на объекте, который не относится к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду I, II категории, противоречит части 2 статьи 33, пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и может привести к невозможности исполнения указанного условия исполнения контракта.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки составов административных правонарушений, предусмотренных главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 2 статьи 33, пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 апреля 2022 г. N 074/06/99-882/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2022