Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
При участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Уполномоченного органа - представителя по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Строительно-монтажное предприятие" на действия Конкурсной комиссии при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Благоустройство сквера северной части посёлка в пгт. Харп", начальная (максимальная) цена контракта - 68 572 100,00 рублей (извещение N 0190300000222000016) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14.
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба (вход. N 1982 от 31.03.2022) Заявителя на действия Конкурсной комиссии.
Заявитель считает, что в действиях Конкурсной комиссии имеется нарушение норм Закона о контрактной системе.
Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласился, представил возражения и сообщил, что при проведении закупки, Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением и протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) Дата и время окончания срока подачи заявок - 28.03.2022 09:00;
3) Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 29.03.2022;
4) Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 30.03.2022.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Конкурсная комиссия неправомерно отклонила его заявку.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно п. 2 ч. 10 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок на участие в закупке, первые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки.
В соответствии с ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
В соответствии с п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление N 2571).
Согласно извещению, Заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 9 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N2571, а именно наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
- Наличие у участника закупки одного из следующих опытов выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3)опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 дополнительного требования настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 дополнительного требования настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 дополнительного требования настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 29.03.2022 NПРОII1 Конкурсная комиссия, рассмотрев вторую часть заявки Заявителя, в порядке, установленном статьей 48 Закона о контрактной системе, признала заявку Заявителя несоответствующей в связи с выявлением недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (Отклонение по п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). В договоре участника закупки, подтверждающего его соответствие дополнительным требованиям по ч. 2 ст. 31 Закона 44-ФЗ, указана недостоверная информация в части сроков: окончание работ 31.01.2021 г., в то время как договор заключен 29 апреля 2021 года.
Заявитель в своей жалобе указывает, что во исполнение требований к составу заявки, установленных Конкурсной документацией, вторая часть заявки содержала документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, в качестве таких документов был приложен договор N 3 от 29.04.2021 г. и Акты сдачи-приемки N1 от 18.01.2022 г.
Содержание работ, предусмотренных договором N 3 от 29.04.2021 г. и их стоимость, по мнению Заявителя, подтверждают соответствие ООО "СМП" дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, а указание в договоре окончание работ 31.01.2021 г. является технической ошибкой.
Изучив заявку Заявителя Комиссия установила, что в подтверждение соответствия участника закупки дополнительным требованиям, установленным пунктом 9 Приложения к постановлению Правительства N 2571 Заявителем приложен договор подряда на строительство индивидуального жилого коттеджа N3 от 29 апреля 2021года с физическим лицом Копасовым Андреем Олеговичем (далее - Договор).
Согласно п 3.2. раздела 3 Договора указаны следующие сроки выполнения работ:
Начало работы: с момента заключения настоящего Договора (29.04.2021 г.)
Окончание Работы: 31.01.2021 г.
Из существа обязательства определен вид договора подряда - строительный подряд, отношения по которому наряду с общими правилами по договору подряда регулируются нормами параграфа 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), специально рассчитанными на строительный подряд. Согласно пункта 1 статьи 740 ГК по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Исходя из понятия и элементов договора строительного подряда срок выполнения работ является существенным условием договора, без согласования которого договор не может считаться заключенным.
В соответствии с п. 1 ст. 708 ГК в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Продолжительность срока определяется соглашением между заказчиком и подрядчиком и с момента заключения договора, зафиксированные в нем сроки, становятся обязательными для обеих сторон. А поскольку отношения сторон носят длящийся характер, точное определение конечного срока (именно он является существенным условием договора) является первостепенным. Тем самым конечный срок не согласован.
Законодательство, согласно пункта 2 статьи 708 ГК РФ, допускает указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.
Согласно п. 10.2. раздела 10 Договора участника предусмотрено, что все изменения и дополнения к Договору действительны, если совершены в письменной форме и подписаны Сторонами. Однако участником не приложены документы (дополнительное соглашение) об изменениях касаемо сроков окончания работ, либо же о сроке заключения Договора, поскольку их заключение будет являться неотъемлемой обязательной частью Договора, и при их наличии, предполагается их одновременное предоставление с договором.
Таким образом Комиссия считает, что довод жалобы участника о том, что в Договоре была допущена техническая ошибка, так как был приложен Акт сдачи-приемки N1 от 18.01.2022 г. признается несостоятельным, ввиду того, что составление акта сдачи-приемки ставится в зависимость от окончания работ по Договору.
В свою очередь Уполномоченный орган сообщил, что им был направлен запрос в Комитет архитектуры, градостроительства и землепользования Администрации города Нягань (далее - Комитет) о подтверждении факта предоставления физическому лицу Копасову Андрею Олеговичу земельного участка для индивидуального жилищного строительства, находящемуся по адресу: Тюменская область, г. Нягань, ул. Нагорная.
По поступившей информации от Комитета, Копасову Андрею Олеговичу земельный участок для индивидуального жилищного строительства на ул. Нагорная в городе Нягань не выдавался, уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, уведомления об окончании строительства не поступало.
Следовательно, противоречивая информация в части установления объективно неисполнимых сроков выполнения работ по Договору участника не позволяет определить достоверность (заключенность) данного Договора, а с учетом дефектности одного из образующих элементов сделки вследствие расхождения условий сделки с требованиями закона и иных правовых актов (сделка с пороками содержания) - действительность заключения Договора участником.
Также Комиссия отмечает тот факт, что ранее по иным закупкам Заявителем в подтверждение опыта выполнения работ предоставлялась недостоверная информация о наличии заключенных договорах.
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель, в составе жалобы не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что в действиях Конкурсной комиссии имеется нарушение норм Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения и являются необоснованным.
Таким образом Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС приходит к выводу, что у Конкурсной комиссии имелись основания для признания заявки ООО "СМП" несоответствующей требованиям документации об аукционе.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Строительно-монтажное предприятие" на действия Конкурсной комиссии при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Благоустройство сквера северной части посёлка в пгт. Харп", начальная (максимальная) цена контракта - 68 572 100,00 рублей (извещение N 0190300000222000016) необоснованной.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 7 апреля 2022 г. N 089/06/48-286/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2022