Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- МБУ ДО "Детско-юношеский центр по физкультуре и спорту" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - Заказчик) - Шватова А.В. (по доверенности),
- ООО "Видео Галактика" (далее - Заявитель) - Наянов В.В. (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Приобретение и установка оборудования для системы видеонаблюдения на объекте: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр по физкультуре и спорту" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" (извещение N 0875300065922000001) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика частично согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно первому доводу жалобы Заявителя: "Неправомерное указание организацией, осуществляющей размещение (далее Заказчиком), дополнительных характеристик при описании объекта закупки при установлении ограничения допуска в соответствии с Постановлением N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
В документации аукциона в "Извещении" указано: "Ограничения: Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ. Дополнительная информация к ограничению отсутствует.
Ограничение допуска: Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В разделе III. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ в п.3."Объем оборудования и материалов, необходимых для выполнения работ" под таблицами:
Таблица N1.1. Требования к внутренней сетевой видеокамере
Таблица N 1.2. Требования к наружной сетевой видеокамере
Таблица N 1.3. Требования к коммутаторам
Таблица N 1.10. Требования к устанавливаемому телевизору
указаны перечни дополнительных характеристик, требуемые заказчиком и не предусмотренные КТРУ".
Согласно возражениям Заказчика: "Возражаем по первому предъявленному заявителем аргументу в жалобе - Статьей 23 Закона N 44-ФЗ предусмотрено ведение в единой информационной системе (далее - ЕИС) каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ, каталог).
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) на основании ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление).
В п. 2 Правил использования КТРУ указано, что каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в части описания объектов закупки, в извещении об осуществлении закупки (далее - извещение), приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее - приглашение), документации о закупке (далее - документация), контракте, реестре контрактов и т.д.
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ заказчики при осуществлении закупки по общему правилу обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с Правилами формирования КТРУ с указанной в этой позиции даты начала обязательного применения (п. 3 письма ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19). В частности, заказчик обязан указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги*(1) (пп. "а" п. 4 Правил использования КТРУ);
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии) (пп. "б" п. 4 Правил использования КТРУ);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (пп. "в" п. 4 Правил использования КТРУ).
Самостоятельно, с учетом требований ст. 33 Закона N 44-ФЗ, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги только в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, указывая в качестве кода КТРУ код такого товара, работы, услуги согласно ОКПД 2 (п. 7 Правил использования КТРУ).
Согласно пп. "г" п. 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, сформированное в соответствии с п. 13 этих Правил. Подпунктом "а" п. 13 Правил формирования КТРУ установлено, что в такое описание включаются в том числе потребительские свойства и иные, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные (при необходимости) характеристики товара, работы, услуги, сформированные с учетом того, что в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны (минимально либо максимально допустимые значения) допустимых значений, или неизменяемые значения (письмо Минфина России от 06.02.2018 N 24-06-07/6697). Кроме того, в силу п. 19 Правил формирования КТРУ в позиции каталога в соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ может включаться дополнительная информация о конкретных товарах, работах, услугах, в том числе информация о их характеристиках (письмо Минэкономразвития России от 09.02.2017 N Д28и-1152).
В силу п. 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении, приглашении и документации дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога, в соответствии с положениями ст. 33 Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев:
- закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень иностранной радиоэлектронной продукции, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (пп. "а" п. 5 Правил использования КТРУ);
- если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством РФ в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона N 44-ФЗ (пп. "б" п. 5 Правил использования КТРУ).
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции КТРУ (п. 6 Правил использования КТРУ, также вышеупомянутое письмо Минфина России от 06.02.2018 N 24-06-07/6697 и письмо Минфина России от 17.03.2020 N 24-05-08/20208)).
Отсутствие обоснования использования дополнительной информации в описании товара, работы, услуги может явиться основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (смотрите решения ФАС России от 15.11.2019 N 19/44/105/3029, от 27.07.2020 N 20/44/105/1282, от 20.11.2019 N 19/44/105/3075).
Вместе с тем законодательство не устанавливает требования к форме или содержанию обоснования необходимости использования в описании объекта закупки информации, дополнительной по отношению к описанию, содержащемуся в КТРУ, в частности, не требует обоснования каждой позиции дополнительных характеристик. Таких требований и не может быть установлено, поскольку реальное многообразие возможных жизненных ситуаций заведомо превышает возможности человека предвидеть их все. Поэтому заказчику следует руководствоваться тем, что самое главное, что ему необходимо, - увязать использование дополнительной информации со своими потребностями, руководствуясь принципом их приоритета над обеспечением доступа к закупке максимально широкого круга участников, отраженным, в частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 (решение УФАС по Владимирской области от 13.03.2019 N 033/006/33-189/2019).
К сведению: В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N 44-ФЗ, указав в качестве кода КТРУ код такого товара, работы, услуги согласно ОКПД 2 (п. 7 Правил использования КТРУ)".
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая, осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона для закупки N0875300065922000001 Заказчиком установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Так, из буквального толкования пункта 5 Правил следует невозможность заказчиков при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, указание на которую представлено в подпункте "а" пункта 5 Правил, указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции каталога.
Таким образом, если закупаемые товары, работы, услуги, в том числе закупаемые для целей реализации национальных проектов не попадают под ограничения, установленные подпунктами "а", "б" пункта 5 Правил, то заказчик правомочен включать в описание объекта закупки Дополнительную информацию с обоснованием необходимости ее включения. В иных случаях законодатель не наделяет заказчиков такими правами.
В связи с тем, что вышеуказанное ограничение заказчиком установлено, при этом содержится дополнительная информация, действия Заказчика не соответствуют подпункту "а" пункта 5 Правил и содержат нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе. Довод признается обоснованным.
Согласно второму доводу жалобы Заявителя: "Согласно требованиям Постановления N 878 для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
Считаем, что Заказчик допустил нарушения при применении Постановления N 878, нарушение "Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145) и, следовательно, нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
С указанным доводом Заказчик согласился, отразив это в своих письменных и устных пояснениях: "По поводу второго довода, согласны с обжалуемыми действиями. Нами была допущены ошибки в кодах ОКПД 2. Считаем ошибку технической, не повлиявшей на конкуренцию в закупке. Ошибка, которая не повлияла на ограничение конкуренции, так как было 3 участника в закупке. Нашему учреждению так и так пришлось бы закупать данные группы товаров, без них система не работоспособна".
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 2 Постановления N 878 установлен Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно пункту 7 Постановления N 878 предметом одного контракта (одного лота) не может быть радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
Проанализировав Часть III. Техническая часть, Комиссия Крымского УФАС России установила, что Заказчиком указаны позиции, не включенные в Перечень радиоэлектронной продукции по Постановлению N878. Так, например, к таким позициям относятся Видеорегистратор, Удлинитель РоЕ и Жесткий диск.
Таким образом, действия Заказчика не соответствуют пункту 7 Постановления N 878 и содержат нарушение статьи 14 Закона о контрактной системе, на основании чего, второй довод признается обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 23, статьи 14 Закона о контрактной системе,
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 14 апреля 2022 г. N 082/06/106-461/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2022