На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С.Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С.Велиляева,
при участии представителей интересов:
ГБУЗ РК "Белогорская ЦРБ" (далее - Заказчик) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены надлежащим образом,
- Региональное отделение Движения "Объединение потребителей России" в Республике Крым (далее - Заказчик) - Н.С. Анельчук (по доверенности),
проведя внеплановую проверку на соответствие требованиям Закона о контрактной системе при проведении закупки "Поставка продуктов питания (овощи) Лот 2" (извещение N0375200050222000015) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В ходе внеплановой проверки, проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на основании документов и пояснений, предоставленных Заказчиком, Заявителем Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:
- извещение о проведении электронного аукциона (далее - официальный сайт, ЕИС) - 10.03.2022;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
- начальная (максимальная) цена контракта - 77 841,50 руб.;
- дата и время окончания подачи заявок: 28.03.2022 12:20;
- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 04.04.2022.
В обращении Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в обращении.
Согласно первому доводу обращения Заявителя: "Установленный порядок оценки ставит в неравные условия участников закупки. Участник, имеющий исполненные договоры, связанные с предметом контракта, но сумма исполненных обязательств, по которым составляет менее 80% НМЦК, лишен возможности их предоставления и необоснованно получит 0 баллов при оценке заявки по обжалуемому показателю".
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статья 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
При этом в силу части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Правила оценки, поданных участником заявки, установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее- Постановление N2604).
Согласно пункту 1 Постановления N2604 настоящее Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно приложению N 1.
Согласно пункту 2 Постановления N2604 "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пунктам 24 - 25 Постановления N2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Правил, применяются детализирующие показатели.
Согласно пункту III ПриложенияN IV Критерии оценки к Извещению по показателю оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" установлен следующий порядок рассмотрения и оценки заявок:
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение графой 3 |
Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
|||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||
1. |
Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта признак N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) |
Значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по детализирующему показателю (БХi), рассчитывается по следующей формуле: Б1Хi = (Хi - Xmin ) x 100/(Xmax - Xmin)
Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки. Xmin - минимальное значение общей цены контрактов (договоров), содержащееся в заявках Xmax - максимальное значение общей цены контрактов (договоров), содержащееся в заявках Хi - значение общей цены исполненных участником закупки договоров, содержащееся во второй части заявки участника закупки. Оценивается опыт участника по показателю оценки "Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера", в части общей цены исполненных участником закупки контрактов (договоров). Под поставкой товаров сопоставимого характера понимается поставка пищевых продуктов. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, связанного с предметом контракта: Форма "Сведения об опыте участника закупки" и предусмотренные такой формой документы. Последний акт приемки поставленного товара, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с 44-ФЗ, 223-ФЗ. При наличии незаполненных граф в Форме "Сведения об опыте участника закупки", к оценке принимаются документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта поставки товара, связанного с предметом контракта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями (копия исполненного договора (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, составленные при исполнении такого договора (договоров) . При проведении открытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. |
|||||||||||||||
2. |
Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта признак N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) |
В рамках критерия "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" оценка осуществляется по показателю "общее количество исполненных участником закупки договоров". Максимальное количество баллов по критерию оценки - 100. Оценка заявок по критерию осуществляется на основании сведений, представленных участниками закупки: копия исполненного контракта (договора), с приложением (при наличии) копий дополнительных соглашений и изменений к такому контракту (договору), копий актов выполненных работ, оказанных услуг, акт (акты) приемки поставленного товара, составленные при исполнении такого договора (договоров). Сумма исполненных обязательств по такому контракту (договору) должна составлять не менее 80% начальной максимальной цены контракта настоящего конкурса. Оценка по критерию производится по следующей шкале:
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию оценки "Общее количество исполненных участником закупки договоров", умножается на соответствующую указанному показателю значимость. Б2Хi |
Согласно пункту 28 Постановления N2604 в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Порядком рассмотрения и оценки заявок устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализированному показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссией установлено, что возможность установления минимального объема исполненных обязательств по договорам, которые должны быть предоставлены участниками для оценки по показателю "общее количество исполненных участником закупки договоров" Постановлением N2604 не предусмотрена.
На заседании Комиссии установлено, что в случае непредставления контрактов количество присуждаемых баллов составляет 0 баллов, при предоставлении двух контрактов - 20 баллов, трех контрактов - 50 баллов, пяти контрактов - 100 баллов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в извещении о проведении закупки не установлена пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по показателю "Наличие у участника закупки опыта работы, связанного с предметом контракта признак N2 (общее количество исполненных участником закупки договоров)", поскольку количество "0" баллов согласно порядку оценки заявок, присуждается в случае, если участником не представлено ни одного контракта (договора) со всеми приложениями, при этом исходя из порядка оценки не понятно, как в таком случае будет оценено предложение участника, представившего один контракт или четыре контракта.
Кроме того, градация оценки заявок по шкале 20, 50, 100 баллов не содержит пропорциональной зависимости между баллами. В указанной связи, комиссии заказчика предоставляется возможность субъективного подхода к оценке заявок участников для определения победителя по рассматриваемой закупке.
Также Заказчиком принимается к оценке исключительно контракты (договоры) сумма исполненных обязательств по которым составляет не менее 80% от НМЦК.
Комиссия приходит к выводу, что положение порядка оценки извещением об осуществлении закупки по показателю "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" в части установления требования к минимальной общей стоимости исполненных контрактов (договоров), подлежащей оценке по показателю критерия, не соответствуют части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе. Довод признан обоснованным.
Согласно второму доводу обращения Заявителя: "_заказчиком в нарушение п. 29 Постановления N2604 в порядке оценки:
не установлено какой именно документ должен подтверждать присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации;
не установлено, на соответствие какому национальному стандарту в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности должен быть выдан такой документ".
В соответствии с пунктом 28 Правил показатель, предусмотренный подпунктом "г" пункта 24 настоящего Положения, может применяться исключительно при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, поставщиками (подрядчиками, исполнителями) которых в соответствии с законодательством Российской Федерации могут являться только юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. В случае применения такого показателя оценки:
а) осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
б) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации;
связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации.
Согласно пункту 3 Приложение N 4 Критерии оценки к Извещению по показателю оценки "Наличие у участников закупки деловой репутации" установлен следующий порядок рассмотрения и оценки заявок:
Наличие у участников закупки деловой репутации признак N 1 (значение индекса деловой репутации участника закупки) |
Значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по детализирующему показателю (БХi), рассчитывается по следующей формуле:
Б3Хi = (Хi - Xmin ) x 100/(Xmax - Xmin)
Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки. Xmin - минимальное значение индекса деловой репутации, содержащееся в заявках Xmax - максимальное значение индекса деловой репутации, содержащееся в заявках Хi - значение индекса деловой репутации участника закупки, содержащееся в предложении во второй части заявки участника закупки.
Показатель, предусмотренный подпунктом "г" пункта 24 настоящего Положения, может применяться исключительно при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, поставщиками (подрядчиками, исполнителями) которых в соответствии с законодательством Российской Федерации могут являться только юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. В случае применения такого показателя оценки: а) осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения; б) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются: документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации; связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации. |
Комиссией установлено, что действующими национальными стандартами по оценке опыта и деловой репутации являются:
ГОСТ Р 66.0.01-2017 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы". К ГОСТ принято Изменение N 1, вводится в действие на территории РФ с 01.03.2022 приказом Росстандарта от 28.12.2021 N 1868-ст.
ГОСТ Р 66.1.01-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование"
ГОСТ Р 66.1.02-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания".
ГОСТ Р 66.9.01-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, производящих и реализующих пожарно-техническую продукцию";
ГОСТ Р 66.9.02-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) в области обеспечения пожарной безопасности объектов защиты";
ГОСТ Р 66.1.03-2016 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций".
ГОСТ Р 66.9.04-2017 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации охранных организаций".
В отношении оказания услуг по организации питания нет отдельного ГОСТа, регламентирующего оценку опыта и деловой репутации субъектов, оказывающих данные услуги, поэтому участник закупки может представить сертификат соответствия, выданный в соответствии с ГОСТ Р 66.0.01-2017 (в соответствии с п.6.3 указанного ГОСТа оценка опыта и деловой репутации заявителя проводится применительно к конкретным видам деятельности организации, заявленным для оценки, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности).
На заседании комиссии установлено, что национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности является ГОСТ Р 66.01-2017 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы" (далее - ГОСТ Р 66.01-2017).
В соответствии с пунктом 6.1 ГОСТ Р 66.01-2017, в целях оценки соответствия требованиям системы стандартов заявитель обращается за получением сертификата соответствия в орган по сертификации или акта инспекции в орган инспекции.
Таким образом, национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ГОСТ Р 66.01-2017) установлен документ подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации - сертификат соответствия.
Заказчик по показателю оценки "Наличие у участников закупки деловой репутации" установил связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации.
Комиссия учитывает, что установление показателей, раскрывающих содержание критериев оценки и учитывающих особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по таким критериям, и соответствующих им величин значимости является правом заказчика, но такое установление не должно быть произвольным или направленным на создание неравных условий для участников закупки.
В связи с этим прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику.
Отсутствие у участников закупки сертификата соответствия не является основанием для отклонения заявки. Доказательств того, что установленный порядок оценки создает преимущества одним участникам рынка перед другими и, как следствие, указывающих на нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системе, на заседание не представлено. Вышеуказанный порядок оценки по критерию "Деловая репутация участника закупки" установлен Заказчиком в соответствии с нормами действующего законодательства, не создает необоснованных препятствий для участия в рассматриваемом конкурсе.
Таким образом, оспариваемый порядок оценки, установленный заказчиком в конкурсной документации, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки. Данная позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа NА83-10470/2018 от 05.07.2019 г., Определении Верховного Суда Российской Федерации N310-ЭС19-18620 от 28.10.2019 г. Довод признан необоснованным.
В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке, электронный конкурс N0375200050222000015 признан несостоявшимся, Комиссия Крымского УФАС приняла решение предписание по данному делу не выдавать
На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Проведение внеплановой проверки прекратить.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Э.С.Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 14 апреля 2022 г. N 082/06/99-384/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2022