Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Стройтрест-22" (далее - Заявитель) на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Проектирование и строительство пассажирского терминала в аэропорту г. Йошкар-Олы" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0108200000622000001) (далее - Аукцион, Закупка), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком не размещен ответ на запрос о даче разъяснений положений извещения о проведении Аукциона;
2) Заказчиком неправомерно объединены в один лот выполнение строительных работ и поставка немонтируемого оборудования;
3) Заказчиком в составе проектной документации извещения о проведении Аукциона неправомерно возложена обязанность участника осуществить технологическое присоединение к сетям филиала "ПАО "Россети Центр и Приволжье" и подключение к системе теплоснабжения МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" в индивидуальном порядке;
4) Заказчиком в составе проектной документации извещения о проведении Аукциона неправомерно возложена на участника закупки обязанность по выполнению проектных работ;
5) Заказчиком в проекте контракта извещения о проведении Аукциона ненадлежащим образом установлены сведения о порядке выплаты авансового платежа;
6) Заказчиком в проекте контракта извещения о проведении Аукциона ненадлежащим образом установлены график выполнения работ и график оплаты выполненных работ, в связи с чем Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок приемки выполненных работ;
7) Заказчиком в проекте контракта извещения о проведении Аукциона установлены неправомерные требования об обязанности подрядчика установить и обеспечить функционирование в круглосуточном режиме не менее двух IP-камер видеонаблюдения.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 11.04.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 13.04.2022.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 30.03.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 1 456 493 792 рубля;
4) источник финансирования - средства республиканского бюджета Республики Марий Эл, средства федерального бюджета КБК - 820040823102R3290414, 82004082310298228414;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 07.04.2022;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана только одна заявка (ООО "Специализированный застройщик "Казанский посад") (ИНН: 1207008978) (далее - Победитель), признанная соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком не размещен ответ на запрос о даче разъяснений положений извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
На заседании Комиссии установлено, что 01.04.2022 Оператором электронной площадки направлен Заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения о проведении Аукциона, что подтверждается сведениями специализированного программного обеспечения информационной системы "Независимый регистратор".
Вместе с тем Заказчиком размещены в ЕИС разъяснения положений извещения о проведении Аукциона 07.04.2022, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно объединены в один лот выполнение строительных работ и поставка немонтируемого оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот выполнение строительных работ и поставка немонтируемого оборудования, таких как "Весы платформенные", "Локализатор взрыва", "Портативный детектор", "Ручной металлодетектор", "Портативная система ХимЭксперт-Т", которые технологически и функционально не связаны с объектом строительства.
Представители Заказчика представители документы и сведения, согласно которым часть необходимых к поставке товаров и оборудования связана с объектом строительства. При этом стоимость доли оборудования, поставка и установка которого технологически не связана с выполнением работ составляет менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные действия Заказчика ограничивают права участников закупки, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в составе проектной документации извещения о проведении Аукциона неправомерно возложена обязанность участника осуществить технологическое присоединение к сетям филиала "ПАО "Россети Центр и Приволжье" и подключение к системе теплоснабжения МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" в индивидуальном порядке.
Частью 1 статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи (далее - сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, в связи с учетом особенностей, предусмотренных статьи 52.1 ГрК РФ. Указанные особенности не применяются в случаях технологического присоединения объектов электроэнергетики к электрическим сетям.
В соответствии с частью 5 статьи 52.1 ГрК РФ для заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к правообладателю сети инженерно-технического обеспечения вправе обратиться:
1) правообладатель земельного участка и (или) объекта капитального строительства;
2) лицо, которому в предусмотренных земельным законодательством случаях выдано разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, а также лицо, являющееся обладателем сервитута или публичного сервитута, которые установлены в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством;
3) лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, при наличии утвержденных в установленных порядке проекта планировки территории комплексного развития, комплексной схемы инженерного обеспечения территории комплексного развития, схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения установлены пунктом 28 Правил.
В соответствии с пунктом 30 Правил в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных разделом III Правил.
В соответствии с пунктом 16.1 Правил заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Приложением N 1 проекта контракта извещения о проведении Аукциона предусмотрено выполнение следующих видов работ, а именно: "Подключение объекта Государственного бюджетного учреждения республики Марий Эл "Аэропорт Йошкар-Ола" при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" в индивидуальном порядке", "Технологическое присоединение к сетям филиала ПАО "Россети Центр и Приволжье" - "Мариэнерго".
Кроме того, указанные виды работ предусмотрены пунктом 31 Сводного сметного расчета стоимости строительства от 15.11.2021 N ССРСС-1 (далее - Сводный сметный расчет).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные виды работ предусмотрены проектной документацией извещения о проведении Аукциона. Кроме того, Заказчиком получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации от 18.10.2021 N 12-1-1-3-061105-2021, в состав которой входит Сводный сметный расчет.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обратное, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в составе проектной документации извещения о проведении Аукциона неправомерно возложена на участника закупки обязанность по выполнению проектных работ.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является Строительство объекта "Проектирование и строительство пассажирского терминала в аэропорту г. Йошкар-Олы".
Согласно пункту 31 сводного сметного расчета проектной документации извещения о проведении Аукциона предусмотрены следующие виды работ, а именно: "Проектные работы "РД".
Подпунктом "п" пункта 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87) установлено, что раздел 6 "Проект организации строительства" должен содержать перечень требований, которые должны быть учтены в рабочей документации, разрабатываемой на основании проектной документации, в связи с принятыми методами возведения строительных конструкций и монтажа оборудования.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с описанием объекта закупки извещения о проведении Аукциона предусмотрена разработка рабочей документации и строительство, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обратное, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в проекте контракта извещения о проведении Аукциона ненадлежащим образом установлены сведения о порядке выплаты авансового платежа.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются, в том числе обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2.3 проекта контракта извещения о проведении Аукциона "авансовый платеж в размере 30 % от цены контракта осуществляется Заказчиком на расчетный счет, открытый в соответствии с п. 3.1.38. Контракта в течение 30 (Тридцати) календарных дней с даты получения Заказчиком счета на авансовый платеж в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2022, 2023 и 2024 годы и в соответствии с графиком финансирования. Зачет аванса производится пропорционально принятым к оплате объемам работ".
Вместе с тем пунктом 3.1.38.1 проекта контракта извещения о проведении Аукциона установлено, что "для осуществления расчетов, осуществления и отражения операций со средствами участников казначейского сопровождения по настоящему Контракту Подрядчик обязан открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства в соответствии с порядком, утвержденным Федеральным казначейством".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что вышеуказанный порядок выплаты авансового платежа установлен в связи с технической ошибкой.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в проекте контракта извещения о проведении Аукциона ненадлежащим образом установлены график выполнения работ и график оплаты выполненных работ, в связи с чем Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок приемки выполненных работ.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются в том числе обязательные условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Частью 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Приложением N 3 к проекту контракта извещения о проведении Аукциона установлен график оплаты выполненных работ (далее - График N 1).
В соответствии с пунктом 4.2 проекта контракта извещения о проведении Аукциона срок исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту: с момента заключения контракта по 15.11.2024.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Графике N 1 не установлены условия о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом приложением N 6 к проекту контракта извещения о проведении Аукциона установлен график выполнения строительно-монтажных работ (далее - График N 2).
Вместе с тем Комиссией установлено, что Заказчиком в Графике N 2 не установлены этапы выполнения строительно-монтажных работ.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Заказчиком в пункте 2.6 проекта контракта извещения о проведении Аукциона установлено, что "приемка и оплата выполненных работ (этапа выполненных работ, при наличии), осуществляется на основании первичных учетных документов (предоставляемых Подрядчиком Заказчику не чаще чем 1 раз в квартал в течение соответствующего календарного года), подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ на основании сметы контракта, проектно-сметной документации, Графика выполнения строительно-монтажных работ и Графика оплаты выполненных работ, условиями контракта, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год".
При этом пунктом 4.5.4 проекта контракта извещения о проведении Аукциона установлено, что "в срок, установленный контрактом, но не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 4.5.3. Контракта, заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ) осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке".
Таким образом, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок и сроки осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают пункт 13 части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в проекте контракта извещения о проведении Аукциона установлены неправомерные требования об обязанности подрядчика установить и обеспечить функционирование в круглосуточном режиме не менее двух IP-камер видеонаблюдения.
Пунктом 3.1.37 проекта контракта извещения о проведении Аукциона установлено, что подрядчик обязан с момента начала строительно-монтажных работ организовать установку и функционирование в круглосуточном режиме не менее двух IP-камер видеонаблюдения с обеспечением удаленного подключения по Интернету (в условиях отсутствия доступа к сети Интернет, подключение (вещание) камер видеонаблюдения осуществлять посредством 3G/4G модема) и предоставить доступ к ним по прямым ссылкам. Размещение камер и ракурсы видеосъемки должны обеспечивать максимальную информативность текущего состояния объекта строительства.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что вышеуказанная обязанность предусмотрена с целью ежедневного объективного контроля строительной деятельности подрядчика и соблюдения им взятых на себя обязательств в рамках исполнения государственного контракта. Кроме того, установка камер видеонаблюдения предусмотрена проектной документацией извещения о проведении Аукциона в разделе "Временные здания и сооружения".
В соответствии с пунктом "и" части 18 раздела V Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.06.2020 N 332/пр "Об утверждении методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства" к временным сооружениям относятся конструкции для установки стационарного телекоммуникационного оборудования для обеспечения сотовой связи, интернета и средств фото и видеофиксации на период строительства.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обратное, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
8. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
При этом минимальные размеры взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации установлены частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Таким образом, в соответствии с положениями ГрК РФ минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должны быть установлены в соответствии с требованиями частей 12, 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки копии действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 г. 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" с правом осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии).
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом на заседании Комиссии установлено, что Победителем в составе заявки на участие в Аукционе представлена копия действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации от 05.04.2022 N 138 соответствующая ГрК РФ.
9. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) установлены возможные виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в извещение об осуществлении закупки.
Вместе с тем Комиссия, изучив проекта контракта извещения о проведении Аукциона установила, что Заказчиком не установлены возможные виды работ, утвержденные Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройтрест-22" обоснованной в части пунктов 1, 5, 6 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 13 статьи 34, части 5 статьи 42, частей 2, 5, 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 13.04.2022 по делу N 28/06/105-1001/2022 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 апреля 2022 г. N 28/06/105-1001/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2022