В связи с поступившей от гр. Самсоновой Елены (вх. N 8765/22 от 29.03.2022) информацией, перенаправленной Прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга, в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС),
при участии представителей:
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик), по доверенности;
в отсутствии представителя:
гр. Самсоновой Елены (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте и времени проведения Инспекции УФАС;
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку метаболически адаптированных смесей для энтерального питания (извещения номер N 0372100049622000148).
Адрес проверяемой организации: 197341, г. Санкт-Петербург, ул. Аккуратова, д. 2;
Место проведения Инспекции УФАС: В.О., 4-я линия, д. 13, Санкт-Петербург, 199004.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 18.02.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС). Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 059 737,70 руб.
В обращении Заявителя указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в обращении.
Информация, изложенная в обращении, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В ходе заседания Инспекции УФАС представителем Заказчика были даны пояснения, из которых следует, что объектом закупки является продукция пищевая энтерального питания. Специализированные смеси для энтерального лечебного питания не являются лекарственным средством и не имеют МНН, что подтверждается Свидетельствами о Государственной Регистрации, которые выдаются в установленном Законодательством Российской Федерации порядке Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и действуют на территории Евразийского экономического союза, а также не являются медицинским изделием и не относятся к медицинской технике, на описание которых при закупке распространяется действие ГОСТов и установленных требований, критериев взаимозаменяемости для данной продукции также не существует.
Конкретные требования к лечебному питанию в учреждениях здравоохранения определяются потребностями Заказчика на основании результатов клинических исследований и рекомендаций.
В соответствии с п. 2 Порядка обеспечения пациентов лечебным питанием, утв. Приказом Минздрава России от 23.09.2020 N 1008н, - лечебное питание организуется и оказывается в соответствии с настоящим порядком, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи, включающих в себя виды лечебного питания, в том числе специализированные продукты лечебного питания.
Включенные в техническое задание к аукциону требования к товару установлены исходя из требований лечебного процесса, определяемого специалистами в соответствии с действующими Российскими клиническими рекомендациями и Национальными руководствами, которые в соответствии с требованиями законодательства являются обязательными к исполнению (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.01.2019); Федеральный закон от 25.12.2018 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам клинических рекомендаций")".
Выбор смесей для специализированного питания (в том числе: состав и конкретные числовые показатели питания) производится лечащим врачом и основывается на данных клинического, инструментального и лабораторного обследования больных с учетом необходимого для них количества белков, жиров, углеводов в необходимой для конкретного пациента пропорции, а также с учетом усвояемости организмов пациентов. При назначении лечебного питания также учитывается получаемое пациентом питание в настоящий момент времени, поскольку смена питания может привести к дисфункциям желудочно-кишечного тракта с учетом тяжести состояния пациентов.
Таким образом, количественные показатели лечебного питания определяются лечащим врачом для конкретного пациента на основе клинических рекомендаций, т.е. индивидуально и не может быть установлено в каком-либо нормативном акте.
В соответствии, с Федеральным законом N323-ФЗ от 21.11.2011 (редакция от 29.07.2017) статья 70, только лечащий врач назначает лечение пациенту, в том числе и диетотерапию. Подбор, расчет, составление диеты на основании той или иной базовой или специализированной смеси для каждой категории пациентов осуществляется строго лечащим врачом с учетом диагноза, тяжести течения заболевания, сопутствующих осложнений, возраста, ростово-весовых показателей, личностных особенностей физического и психомоторного развития, а также индивидуальной переносимости продуктов энтерального питания, при этом для различной категории пациентов устанавливаются требования к специализированным смесям по адаптированному энергетическому, белковому, жировому, витаминному и минеральному составу, обеспечивающим безопасность и не создающие при этом дополнительных барьеров в терапии, тем самым позволяя пациентам получить нужную терапевтическую дозу в нужном объеме и способствуя длительности диетотерапии и приверженности лечения.
Действующее законодательство РФ не регламентирует (и не может регламентировать) конкретные числовые показатели лечебного питания в ЛПУ.
Ссылка заявителя на Приказ Минздрава N 330 (в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 N 624, от 10.01.2006 N 2, от 26.04.2006 N 316, от 21.06.2013 N 395н) в данном случае неприменима. Приказ Минздрава РФ от 5 августа 2003 г. N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" с дополнениями и изменениями не регулирует обращение специализированной продукции энтерального питания и не определяет состав смесей для энтерального питания. Компонентный состав смесей для лечебного энтерального питания, а также содержание витаминов и микроэлементов в установленном действующим законодательством порядке должны соответствовать техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания".
Отсутствие в "Инструкции по организации энтерального питания в лечебно-профилактических учреждениях", которая является приложением к Приказу Минздрава N 330 в действующей редакции указания на конкретный элемент в составе специализированного продукта таким образом не свидетельствует о невозможности использования питания с таким составом в лечебных целях.
Приказы МЗ РФ от 21 июня 2013 г. N 395н и от 24 ноября 2016 г вносили изменения в таблицу 2 Приказа 330 касательно норм питания для диетических столов, не относящихся к специализированной продукции лечебного энтерального питания.
Что касается Методических рекомендаций МР 2.3.1.2432-08 "Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации" (М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009. -36 с.), то они также в соответствии с законодательством не являются нормативным документом для выбора и назначения специализированных смесей для лечебного энтерального питания, кроме этого данные нормы являются физиологическими, то есть предназначенными для здорового населения и не отражающими потребности пациентов с тяжелыми, в том числе критическими заболеваниями и онкологией, для которых лечебное энтеральное питание является важным компонентом лечебного процесса.
Установленные требования к объекту закупки являются значимыми для Заказчика и не создают препятствий для участия в аукционе. Заказчик вправе закупать те товары, которые ему требуются, и устанавливать требования к поставляемому товару, которые имеют целью определение соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. Установление изложенных требований обусловлено спецификой закупаемого товара и его применения.
Установленные требования к характеристикам товара связаны с требованиями безопасности, клинической эффективностью продукции, а также зарегистрированными показаниями к применению, обращаем особое внимание на то, что установленные требования к свойствам товара содержат обоснования того, для каких групп пациентов и с какими потребностями они предназначены, кроме того, закупки выделены в отдельные лоты.
Исходя из норм статьи 33 ФЗ-44 Заказчиком не выдвинуто требований, противоречащих отраслевым приказам, так же, как и требований к участникам торгов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, регулирующим государственные закупки.
Описание того, для каких пациентов предназначены товары произведено в соответствии с зарегистрированными показаниями к применению данных смесей. При этом расчет необходимого для пациента в сутки количества белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов осуществляется лечащим врачом, рассчитывается на кг веса пациента и все заявленные характеристики содержания нутриентов входят в рекомендованные диапазоны относительно сбалансированности соотношения белков, жиров и углеводов в смесях, являющихся объектом закупки.
Совокупность указанных требований к содержанию и характеристикам основных нутриентов обеспечивает оптимальное поступление омега-3 жирных кислот, а также соотношение омега-3: омега-6 жирных кислот, которое в свою очередь обеспечивает нормальное функционирование клеточных мембран и баланс воспалительных и противовоспалительных процессов в организме больного. Совокупность всех указанных характеристик товара и обоснование того, для пациентов с какими потребностями он предназначен, позволяют четко определить соответствие товара.
Запросы от участников рынка в отношении данных закупок в установленном законодательством порядке Заказчику не поступало.
Предметом торгов является закупка товара, а не его изготовление в соответствии с заказом, в связи с чем конкуренция на торгах проводится не среди производителей товара, а среди поставщиков товара, которые, как правило, производителями товара не являются. Не является производителем закупаемого товара и податель обращения, также не доказывает, что закупаемый товар имеет ограниченное хождение на территории РФ или распространяется ограниченным числом участников рынка.
Таким образом, Инспекция УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика и аукционной комиссии Заказчика нарушений Закона о контрактной системе не усматривается.
Инспекция УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать в действиях Заказчика и аукционной комиссии Заказчика отсутствие нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 апреля 2022 г. N 11-60/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2022