Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ СОШ N 62 Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):; в отсутствие представителей ИП Кшеменецкого Артёма Владимировича (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 9269-ЭП/22 от 05.04.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по ремонту помещений N 135, 71, 79, 145, 118, 119, 120, 121, 122 в здании ГБОУ школа N 62 Выборгского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, Поэтический б-р, 15, литера А (извещение N 0372200183222000002) (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение об осуществлении закупки размещено 21.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200183222000002. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 999 060, 08 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия котировочной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что 05.04.2022 Заказчиком заключен государственный контракт с реестровой записью N2780214207322000004.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в" п. 2, п. 3 или п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная пп. "а" и "б" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Описание объекта закупки содержится в Приложении N 1 к извещению об осуществлении запроса котировок в электронной форме.
Требования к поставляемым товарам установлены Заказчиком в Приложении N 1 к описанию объекта закупки "Требования к товарам, поставляемым при выполнении работ".
В соответствии с вышеуказанным Приложением Заказчиком установлено требование в отношении товара N 3: "Номинальное напряжение должно составлять не более 250 В; Соответствие ГОСТ 30988.1-2020".
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить предложение в отношении объекта закупки в соответствии с потребностями Заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению заявки на участие в запросе котировок установлена Заказчиком в разделе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном запросе котировок" и содержит следующий порядок предоставления сведений в отношении значений показателей:
"2. В случае если Заказчиком установлены требования к значению показателя со словами (в любом склонении), словосочетаниями, предлогами и символами: "не менее", "", "не ниже", "не уже", "не <", "не ранее", "от", то Участнику необходимо указать значение данного показателя, которое должно быть больше или равно значению, установленного Заказчиком. В случае если Заказчиком установлен показатель со словами (в любом склонении), словосочетаниями, предлогами и символами: "не более", "", "не выше", "до", "не шире", "не позднее", "не >", то Участнику необходимо указать значение данного показателя, которое должно быть меньше или равно значению, установленного Заказчиком. В случае если Заказчиком установлен показатель со словами, предлогами и символами: "менее", "<", "ниже", "по", "не ", "уже", то Участнику необходимо указать значение данного показателя, которое должно быть меньше значения, установленного Заказчиком, исключая его. В случае если Заказчиком установлен показатель со словами, предлогами и символами: "более", ">", "выше", "не ", "свыше" (и его сокращения по ГОСТ), "с", "шире" то Участнику необходимо указать значение данного показателя, которое должно быть больше значения, установленного Заказчиком, исключая его.
Конкретные значения показателей всегда следует указывать для следующих стандартных показателей, указание на которые содержится в требованиях к товарам: классификация, моменты инерции и сопротивления, номинальные значения.
Необходимо указывать диапазон для показателей, содержащих требования к диапазону температур, при описании погрешности, отклонения, диапазонов применения товара, времени, напряжения питания и потребляемой мощности для электрооборудования. Необходимо указывать в диапазоне показатели, для которых установлено диапазонное значение: относительное удлинение, водопоглощение, рабочее напряжение, все показатели прочности, адгезию, показатели морозостойкости, механические свойства проката для строительных стальных конструкций. Требования по предоставлению показателей в диапазоне являются приоритетными. Диапазонное значение не может быть уже или шире установленного в соответствующей нормативной документации, указанной в требованиях. Если установлены требования и к верхней и к нижней границе для значения показателя - то показатель должен удовлетворять обоим значениям".
Анализ котировочной заявки участника показал, что в её составе представлены, в том числе, следующие сведения в отношении товарной позиции N 3: "Номинальное напряжение 230В".
При этом, как следует из положений государственного стандарта ГОСТ 30988.1-2020, номинальное напряжение может составлять 130 или 250В.
Следовательно, участник закупки пренебрег положениями государственного стандарта и указал значение показателя номинального напряжения, которое противоречит ГОСТ, а у котировочной комиссии Заказчика имелись достаточные основания для признания его заявки несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Требования к поставляемым товарам установлены Заказчиком в Приложении N 1 к описанию объекта закупки "Требования к товарам, поставляемым при выполнении работ".
В соответствии с вышеуказанным Приложением Заказчиком установлено требование в отношении товара N 3: "Номинальное напряжение должно составлять не более 250 В; Соответствие ГОСТ 30988.1-2020". Инструкцией по заполнению заявки предусмотрен следующий порядок предоставления сведений в отношении спорной товарной позиции: "В случае если Заказчиком установлен показатель со словами (в любом склонении), словосочетаниями, предлогами и символами: "не более", "", "не выше", "до", "не шире", "не позднее", "не >", то Участнику необходимо указать значение данного показателя, которое должно быть меньше или равно значению, установленного Заказчиком".
Таким образом, участнику закупки следует представить значение номинального напряжения которое меньше, или равно значению, установленному Заказчиком.
При этом, как следует из положений государственного стандарта ГОСТ 30988.1-2020, номинальное напряжение может составлять 130 или 250В.
Следовательно, фактически, участник закупки имеет возможность указать в составе заявки исключительно два варианта значений номинального напряжения, вместе с тем, формулировка требования к товару позволяет указать любое из значений, которое будет равно или меньше 250 В.
Таким образом, установленное требование отлично от нормативов ГОСТ 30988.1-2020, а следовательно, является нестандартным.
В действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений правил описания объекта закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кшеменецкого Артёма Владимировича необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с заключением государственного контракта.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 апреля 2022 г. N 44-1063/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2022