Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
- заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок,
членов Комиссии:
- начальника отдела контроля органов власти,
- ведущего специалиста- эксперта отдела контроля органов власти,
с участием представителей:
от Заказчика - КГБУЗ "Диагностический центр Алтайского края" - не явились, извещены;
от ООО "Монополия" -путем видеоконференции,
рассмотрев обращение Заказчика - КГБУЗ "Диагностический центр Алтайского края" о включении сведений об ООО "Монополия" в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0817200000322000793 "Поставка этикеток самоклеющихся" согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - КГБУЗ "Диагностический центр Алтайского края" о включении сведений об ООО "Монополия" в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0817200000322000793 "Поставка этикеток самоклеющихся".
Представитель общества пояснила, что производство этикетки самоклеящейся с заявленными требованиями и техническими характеристиками в Российской Федерации осуществляло несколько производителей. При этом, производители товара сырье для производства закупают в Финляндии и Польши. В связи с геополитической обстановкой, введением санкций в отношении Российской Федерации и отказом от работы европейских поставщиков сырья поставки сырья были полностью остановлены. Таким образом у ООО "Монополия" отсутствует возможность поставки товара, в связи с геополитической обстановкой, ростом цен на сырье, курсом евро и пр. О невозможности исполнения контракта поставщик (исполнитель) уведомил заказчика письмом от 06.04.2022 г.
Заслушав пояснения представителя общества, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
17.02.2022 г. на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000322000793 "Поставка этикеток самоклеющихся".
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.03.2022 г. на участие в закупке было подано восемь заявок. Все заявки были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки, победителем аукциона был признан участник закупки N 111440227.
Согласно сведениям, полученным из ЕИС, проект контракта был направлен Участнику закупки на подпись 01.03.2022 г.
15.03.2022 г. Заказчик разместил в ЕИС протокол о признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта в связи с неподписанием проекта контракта в регламентированный срок.
Вышеуказанные обстоятельства были установлены на заседании комиссии УФАС по Алтайскому краю при рассмотрении обращения Заказчика - КГБУЗ "Диагностический центр Алтайского края" о включении сведений об в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0817200000322000793 "Поставка этикеток самоклеющихся" и нашли свое отражение в решении по делу N РНП-22-103/22 от 24.03.2022 г.
Согласно ч. 7 ст. 51 Закона о контрактной системе заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае: 1) если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта; 2) отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Второй порядковый номер, полученный по результатам рассмотрения заявок присвоен участнику закупки N 111441101.
30.03.2022 г. Заказчик разместил в ЕИС протокол о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта в связи с неподписанием проекта контракта в регламентированный срок участником закупки N 111441101.
Вышеуказанные обстоятельства были установлены на заседании комиссии УФАС по Алтайскому краю при рассмотрении обращения Заказчика - КГБУЗ "Диагностический центр Алтайского края" о включении сведений об и нашли свое отражение в решении по делу N РНП-22-113/22 от 07.04.2022 г.
Третий порядковый номер, полученный по результатам рассмотрения заявок присвоен участнику закупки N 111415065 (ООО "Монополия"), заявка участником не отозвана.
Согласно сведениям, полученным из ЕИС, проект контракта был направлен Участнику закупки на подпись 31.03.2022 г.
06.04.2022 г. Участник закупки направил протокол разногласий.
08.04.2022 г. Заказчик направил доработанный проект контракта.
12.04.2022 в 14:27 (МСК+4) процедура заключения контракта N 08172000003220007930003 переведена на этап "Контракт не заключен".
12.04.2022 г. Заказчик разместил в ЕИС протокол о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта в связи с неподписанием проекта контракта в регламентированный срок.
Порядок заключения контракта в соответствии с ч. 7 ст. 51 Закона о контрактной системе регламентирован положениями указанной статьи.
Согласно ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт), не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
Согласно ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Поскольку в регламентированный срок проект контракта не был подписан Участником закупки, он считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
В материалах дела имеется письмо ООО "Монополия" в адрес Заказчика от 06.04.2022 г. исх N 0204, в котором общество сообщает о невозможности исполнить обязательства по контракту в связи с геополитической обстановкой, ростом цен на сырье, курсом евро и отказом европейских поставщиков от поставок сырья для производства товаров, необходимых для поставки по заключаемому контракту. В подтверждение указанных обстоятельств представитель общества представила письмо ООО "Новотрейд-Сибирь", а также письмо компании UPM Raflatac (Финляндия) от 10.03.2022 г., которым представитель компании информирует партнеров о проблемах доступности сырья из-за кризиса в Украине и связанными с ним событиями, в связи с чем компания не принимает новые заказы и отменит или отложит существующие заказы.
В соответствии с п. 3 ст. 403 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Комиссия считает, что экономическая нестабильность, связанная в том числе с введением антироссийских санкций, может рассматриваться как чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство.
Комиссия, принимая во внимание сведения компании-поставщика сырья о проблемах с доступностью сырья в сегодняшних условиях, считает, что отсутствуют достаточные доказательства недобросовестного поведения Участника закупки.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе не выявлены;
2. не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Монополия" его директоре (учредителе).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
|
Члены комиссии: |
_____________________________ |
|
|
_____________________________ |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 19 апреля 2022 г. N РНП-22-116/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2022