Резолютивная часть решения оглашена 26.04.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 29.04.2022.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе:
<_>,
при участии представителей:
государственного учреждения здравоохранения "Областная детская больница" - <_> (по доверенности),
ООО "НУТРИТЕК КОСТРОМА" посредством видеоконференцсвязи - <_> (по доверенности), <_> (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "НУТРИТЕК КОСТРОМА" на положения извещения об электронном аукционе N 121-ЭА-22; продукция детского питания (реестровый номер 0346200001022000137) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, проведя внеплановую проверку в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и на основании приказа Липецкого УФАС России N 187 от 21.04.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО "НУТРИТЕК КОСТРОМА" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона (заказчик - государственное учреждение здравоохранения "Областная детская больница" (далее - заказчик)).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе и подана в срок, установленный статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Представители заявителя по доводам жалобы пояснили следующее:
1. Описание объекта закупки содержит дополнительные характеристики в отношении требуемого к поставке товара, которые не предусмотрены соответствующими позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), при этом отсутствует надлежащее обоснование включения таких характеристик.
2. Заказчик предъявил излишние требования к фасовке закупаемой продукции, а именно: по позициям 1,3,4,10,11 - не менее 400 гр., по позиции 5 - не менее 450 гр., чем ограничил количество участников закупки.
3. По позиции 5 "Смесь на основе гидролизованного белка для детского питания" в совокупности предъявленных заказчиком требований не соответствует ни одна из смесей, представленных на рынке Российской Федерации.
Представитель заказчика не согласен с доводами заявителя и сообщил, что на участие в закупке не было подано ни одной заявки.
Относительно доводов жалобы о наличии признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Комиссия Липецкого УФАС России полагает необходимым отметить следующее.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.
В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, в рамках рассмотрения обозначенной жалобы Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области, осуществляющая свои полномочия в рамках норм Закона о контрактной системе, не вправе давать оценку указанным действиям заказчика на предмет наличия нарушений Закона о защите конкуренции.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 937 261,04 руб.
Объектом закупки является поставка продукции детского питания.
1. Рассмотрев довод заявителя об отсутствии надлежащего обоснования включения дополнительных характеристик в отношении требуемого к поставке товара, которые не предусмотрены соответствующими позициям КТРУ, Комиссия признает его обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе устанавливает, что в извещении о проведении закупки должны содержаться: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлены следующие позиции КТРУ: 10.86.10.191-00000007 "Смесь для детей с функциональным нарушением пищеварения"; 10.86.10.192-00000003 "Смесь на основе гидролизованного белка для детского питания"; 10.86.10.400-00000001 "Каша безмолочная для детского питания"; 10.86.10.100-00000001 "Каша молочная для детского питания"; 10.86.10.192-00000002 "Смесь на основе гидролизованного белка для детского питания".
Описание объекта закупки содержится в приложении к извещению о проведении электронного аукциона.
Установлено, что в описании объекта закупки установлены дополнительные характеристики к закупаемому товару, не предусмотренные обозначенными позициями КТРУ.
В качестве обоснования необходимости установления дополнительных характеристик товара в описании объекта закупки указано - "клиническая потребность, в рамках организации лечебного питания и контроля качества утвержденных диет в соответствии с приказом Минздрава России от 5 августа 2003 г. N330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации"".
Вместе с тем, данный приказ не устанавливает требований к диетическому лечебному, либо к диетическому профилактическому питанию детей раннего возраста.
Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 145 от 08.02.2017 (далее - Правила использования КТРУ), установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом в силу пункта 6 Правил использования КТРУ использования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, в нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчиком не включено в описание объекта закупки надлежащее обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, неустановленных в позициях КТРУ.
2. Рассмотрев довод заявителя об установлении заказчиком при описании объекта закупки излишних требований к фасовке закупаемой продукции, Комиссия признает его необоснованным ввиду следующего.
Как установлено Комиссией, требования к качественным, техническим, функциональным характеристикам товара, содержатся в описании объекта закупки (приложение к извещению о проведении электронного аукциона), в числе прочего, по оспариваемым позициям, установлены следующие требования к фасовке товара:
N |
Наименование товара, код КТРУ |
Требования к фасовке (упаковке) товара |
1 |
КТРУ: 10.86.10.191-00000007 Смесь для детей с функциональным нарушением пищеварения Тип функционального нарушения: Срыгивания |
Герметичная упаковка не менее 400 г. |
3 |
КТРУ: 10.86.10.192-00000003 Смесь на основе гидролизованного белка для детского питания Степень гидролизации смеси - Полностью гидролизованная смесь; Тип гидролизованного белка - Белок молочной сыворотки |
Герметичная упаковка не менее 400 г. |
4 |
КТРУ: 10.86.10.192-00000003 Смесь на основе гидролизованного белка для детского питания Степень гидролизации смеси - Полностью гидролизованная смесь; Тип гидролизованного белка - Белок молочной сыворотки. |
Герметичная упаковка не менее 400г. |
5 |
КТРУ: 10.86.10.192-00000003 Смесь на основе гидролизованного белка для детского питания Степень гидролизации смеси - Полностью гидролизованная смесь; Тип гидролизованного белка - Белок молочной сыворотки. |
Герметичная упаковка не менее 450 г. |
10 |
КТРУ: 10.86.10.192-00000002 Смесь на основе гидролизованного белка для детского питания Степень гидролизации смеси: Частично гидролизованная смесь; Тип гидролизованного белка: Белок молочной сыворотки. |
Герметичная упаковка не менее 400 г |
11 |
КТРУ: 10.86.10.192-00000002 Смесь на основе гидролизованного белка для детского питания Степень гидролизации смеси: Частично гидролизованная смесь; Тип гидролизованного белка: Белок молочной сыворотки. |
Герметичная упаковка не менее 400 г. |
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом следует отметить, что Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении о проведении электронного аукциона устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям извещения о проведении электронного аукциона.
Действующим стандартом (регламентом) к требованиям продуктов, которые распространяются на молочные смеси (в том числе сухие молочные смеси), является Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (TP ТС 033/2013), а так же Технический регламент Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания (TP ТС 027/2012), а также "Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ".
Согласно пункту 61 ТР ТС 033/2013 продукция детского питания на молочной основе для детей раннего возраста, адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси (в том числе сухие), сухие кисломолочные смеси, молочные напитки (в том числе сухие) для детей раннего возраста, молочные каши, готовые к употреблению, и молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста должны выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза только фасованными и упакованными в герметичную мелкоштучную упаковку, не превышающую следующий объем (или массу):
а) 1 кг - сухие продукты (адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси, сухие кисломолочные смеси, пищевая продукция прикорма на молочной основе, продукты моментального приготовления, молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой).
Таким образом, значения рассматриваемой характеристики в целом соответствуют указанному в регламенте диапазону. При этом, требование к фасовке товара установлено заказником в виде максимальных и минимальных значений показателя, т.е. неконкретно.
Вместе с тем, заявителем не представлено надлежащих документов и сведений, подтверждающих, что установленное требование к фасовке не позволяет поставить какой-либо соответствующий товар, а действия заказчика направлены на ограничение количества участников закупки.
3. Рассмотрев довод заявителя о несоответствии ни одной из смесей, представленных на рынке Российской Федерации, в совокупности предъявленных заказчиком требований, по позиции 5 "Смесь на основе гидролизованного белка для детского питания", Комиссия признает его обоснованным ввиду следующего.
Согласно Описанию объекта закупки по позиции 5 "Смесь на основе гидролизованного белка для детского питания" заказчиком установлены следующие требования к товару:
- Степень гидролизации смеси - Полностью гидролизованная смесь;
- Тип гидролизованного белка - Белок молочной сыворотки.
- Дополнительные характеристики:
- Нутрилон Пепти Аллергия или эквивалент
- Сухая полноценная сбалансированная полуэлементная гипоаллергенная смесь для диетического лечебного питания детей, страдающих аллергией на белки коровьего молока.
- Требования к продукту на 100 мл готовой смеси: белки - 1,2-2,2 г, углеводы: 7,0 - 9,5 г, из них лактоза: 2,9 - 3,8 г, жиры: 2,5 - 3,5 г,
- Энергетическая ценность - 65-72 ккал. Без пищевых волокон. Без глютена.
- Герметичная упаковка не менее 450 г.
Как следует из пояснений представителей заявителя, а также представленной информации, указанная заказчиком по данной позиции смесь "Нутрилон Пепти Аллергия" содержит в своем составе пищевые волокна (пребиотики), то есть заказчик включил в описание объекта закупки недостоверную информацию, не позволяющую поставить товар в соответствии с требованиями извещения о проведении закупки.
Доказательств обратного представителем заказчика не представлено.
Исходя из изложенного, приведенное заказчиком описание товара по позиции 5 "Смесь на основе гидролизованного белка для детского питания" не соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия отмечает, что, исходя из сведений единой информационной системы в сфере закупок, на участие в закупки не подано ни одной заявки, электронный аукцион признан несостоявшимся.
Нарушения пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "НУТРИТЕК КОСТРОМА" на положения извещения об электронном аукционе N 121-ЭА-22; продукция детского питания (реестровый номер 0346200001022000137) обоснованной в части доводов 1 и 3.
2. В действиях заказчика установлены нарушения пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат закупки.
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 26 апреля 2022 г. N 048/06/105-401/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2022