Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок,
членов Комиссии:
Тетериной О.В - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Дедова В.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от Заказчика - Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула , Пахоменко Алексея Евгеньевича, Сергеева Даниила Сергеевича путем видеоконференции;
от ООО "ВЕРТЕКС" Лачихина Дмитрия Геннадьевича путем видеоконференции,
рассмотрев обращение Заказчика - Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о включении сведений об ООО "ВЕРТЕКС", его генеральном директоре, учредителе в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0317300301922000339 "Оказание услуг по проведению акарицидной обработки муниципальных кладбищ" согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о включении сведений об ООО "ВЕРТЕКС" (далее - Участник закупки, Общество), его генеральном директоре, учредителе в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0317300301922000339 "Оказание услуг по проведению акарицидной обработки муниципальных кладбищ".
Представители Заказчика пояснили, что Участник закупки не подписал проект контракта в установленный срок, не предоставил обеспечение исполнения контракта, в связи с чем был признан уклонившимся от заключения контракта. На включении сведений об Участнике закупке в реестр недобросовестных поставщиков представители Заказчика настаивают, поскольку работы, являющиеся предметом закупки и контракта, имеют большую социальную значимость в период активного появления клещей.
Руководитель Общества предоставил устные пояснения, согласно которым Общество не подписало проект контракта по причине невозможности исполнить контракт, в виду поломки техники, необходимой для выполнения работ; техника была отправлена на ремонт по гарантии, выполнить работы без использования данной техники в установленный срок невозможно, взять технику в аренду невозможно, поскольку такая техника есть только у одного юридического лица, являющегося конкурентом Общества.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
29.03.2022 г. на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0317300301922000339 "Оказание услуг по проведению акарицидной обработки муниципальных кладбищ". Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 265 992,04 руб.
Согласно п. 1.1 проекта контракта Исполнитель обязуется собственными силами и (или) привлеченными силами своевременно оказать на условиях Контракта услуги по проведению акарицидной обработки муниципальных кладбищ (далее - "услуга"), а Заказчик обязуется принять и оплатить их.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.04.2022 г. на участие в закупке было подано шесть заявок. Все заявки были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки, победителем аукциона был признан участник закупки N 111647350 с ценовым предложением 316 497,54 руб, что является снижением НМЦК на 75 %.
Согласно сведениям, полученным из ЕИС, проект контракта был направлен Участнику закупки на подпись 11.04.2022 г.
15.04.2022 г. Участник закупки направил протокол разногласий, согласно которому Участник закупки просит включить в контракт обязанность Заказчика передать акт этномологического обследования территории, изменить срок выполнения работ (с 01.04.2022 по 30.04.2022 г.), поскольку проект контракта был направлен ему на подпись только 11.04.2022 г.
18.04.2022 г. Заказчик повторно направил проект контракта, отказавшись учесть замечания, указанные в протоколе разногласий. Согласно ответу Заказчика, размещенному в ЕИС в разделе "Сведения процедуры заключения контракта" "Контракт сформирован в полном соответствии с п. 1 ч.2 ст. 51 Федерального закона N 44-ФЗ, условия включенные в него предусмотрены извещением о проведении закупки и приложенным к нему проектом контракта. Процесс снеготаяния, к которому согласно п 4.1. Контракта привязано оказание услуг по 1 этапу, по состоянию на 18.04.2022 завершен не на всех территориях, подлежащих обработке, сроки исполнения были известны всем участникам на этапе подачи заявок, поэтому основания для внесения изменений в сроки оказания услуг нет".
20.04.2022 00:01 (МСК) от электронной площадки было получено уведомление об уклонении победителя закупки от заключения контракта.
20.04.2022 г. Заказчик разместил в ЕИС протокол о признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта в связи с неподписанием проекта контракта в регламентированный срок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
Согласно ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Поскольку в регламентированный срок проект контракта не был подписан Участником закупки, он считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков также включается информация о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым контракт расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением им условий контрактов.
Согласно п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с п. 3 ст. 403 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, участник закупки, осуществляющий предпринимательскую деятельность, несет в том числе риски, связанные с участием в закупках: став победителем закупки, участник закупки обязан заключить контракт, т.е. подписать проект контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта.
Общество не отрицает, что не подписало в регламентированный срок проект контракта.
Доводы руководителя Общества о невозможности исполнить контракт в виду поломки техники, невозможности взять в аренду аналогичную технику документально не подтверждены и являются обычными предпринимательскими рисками. Кроме того, указанные обстоятельства не подтверждены Обществом документально.
Комиссия критически относится к доводу Общества о внесении изменений в проект контракта, необходимости увеличения срока выполнения работ в виду того, что проект контракта был направлен ему только 11.04.2022 г., поскольку сроки и условия выполнения работ были заранее известны всем участникам закупки на этапе подачи заявок, установление срока выполнения работ этапа N 1 в виде периода - с 01.04.2022 г. по 30.04.2022 г., целесообразно, поскольку процесс снеготаяния на разных территориях может происходить в разное время и в первой декаде апреля может быть еще не завершен.
Принимая во внимание положения п. 1.1. проекта контракта о возможности выполнения работ привлеченными силами, тот факт, что на участие в закупке было подано несколько заявок, а также высокую социальную значимость работ по акарицидной обработке территорий кладбищ в период высокой активности клещей, Комиссия считает, что Общество не проявило необходимую степень заботливости и ответственности, которая требовалась от него как от участника и победителя закупки. Комиссия усматривает в действиях Участника закупки недобросовестность.
Кроме того, Комиссия считает, что довод заявителя о поломке техники и продлении срока выполнения работ по контракту являются взаимоисключающими.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе не выявлены;
2. включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "ВЕРТЕКС" (ИНН 2221230729; 656065, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Попова, д. 150, помещение Н-4), его учредителе, генеральном директоре - Лачихине Дмитрии Геннадьевиче (ИНН 631404598707) по факту уклонения от заключения контракта по итогам электронного аукциона N 0317300301922000339 "Оказание услуг по проведению акарицидной обработки муниципальных кладбищ" сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 26 апреля 2022 г. N РНП-22-122/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2022