Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации г. Новокузнецка
от 22 декабря 2014 г. N 203
Муниципальная программа
"Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Новокузнецке"
Паспорт
муниципальной программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Новокузнецке"
1 |
Наименование программы |
Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Новокузнецке (далее - программа). |
2 |
Дата принятия и наименование решения о разработке программы |
Распоряжение администрации города Новокузнецка от 19.09.2014 N 2206 "Об утверждении примерного перечня планируемых к разработке муниципальных программ Новокузнецкого городского округа на 2015 год и на период 2016-2018 годов". |
3 |
Директор программы |
Первый заместитель Главы города. |
4 |
Разработчик программы |
Управление потребительского рынка и развития предпринимательства администрации города Новокузнецка (далее - Управление). |
5 |
Цель и задачи программы |
Цель программы: Создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Новокузнецкого городского округа. Задачи программы: 1. Содействие в финансовом обеспечении реализации и развития бизнес-проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 2. "Доращивание" стартующего малого бизнеса до успешных средних предприятий. 3. Развитие финансово-кредитных механизмов, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. 4. Повышение качества услуг, оказываемых муниципальным автономным учреждением "Центр содействия малому и среднему предпринимательству" (далее - Центр). |
6 |
Целевые индикаторы и показатели программы |
Целевые индикаторы: - число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения; - доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций; - оборот продукции (работ, услуг), производимой малыми и средними предприятиями; - количество субсидий, грантов, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательств; - количество вновь зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей после консультаций, оказанных Центром. |
7 |
Срок реализации программы |
2015-2017 годы |
8 |
Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий программы |
Основные мероприятия: 1. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. 2. Обеспечение функционирования Центра. |
9 |
Исполнитель (исполнители) программы, ответственный исполнитель (координатор) |
- ответственный исполнитель (координатор) - Управление, - соисполнители - администрация города Новокузнецка (далее - Администрация) и Центр. |
10 |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования программы составляет 33 394,7 тыс. руб. за счет средств бюджета Новокузнецкого городского округа (далее - местный бюджет), в том числе по годам: - 2015 год: 11 088,9 тыс. руб.; - 2016 год: 11 152,9 тыс. руб.; - 2017 год: 11 152, 9 тыс. руб. |
11 |
Ожидаемый результат реализации программы |
К концу 2017 года планируется достичь: - увеличения числа субъектов малого и среднего предпринимательства до 400 единиц в расчете на 10000 человек населения; - увеличения доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций до 23,5%; - увеличения оборота продукции (работ, услуг), производимой малыми и средними предприятиями, до 221 502,9 млн. руб.; - выдачи 105 субсидий, грантов субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; - увеличения количества вновь зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей после консультаций, оказанных Центром, до 300 единиц. |
1. Характеристика текущего состояния малого и среднего предпринимательства в Новокузнецком городском округе, основные проблемы, анализ основных показателей
Сектор малого и среднего предпринимательства является неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого не может эффективно развиваться экономика. Участвуя практически во всех видах экономической деятельности, субъекты малого и среднего предпринимательства способствуют насыщению товарного рынка конкурентоспособной продукцией, работами и услугами, повышению занятости населения путем сохранения и создания дополнительных рабочих мест, внедрению новых форм организации производства, финансированию и сбыту, приближению товаров, работ и услуг к потребителю.
Основные показатели деятельности малых предприятий (по данным органов статистики) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели деятельности малых предприятий
|
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Число малых предприятий, всего |
8748 |
9665 |
9757 |
из них по видам деятельности: |
|
|
|
обрабатывающие производства |
854 |
953 |
911 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
32 |
40 |
38 |
строительство |
1032 |
1209 |
1243 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов бытовых изделий и предметов личного пользования |
3460 |
3690 |
3669 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
2009 |
2226 |
2295 |
Средняя численность работников (включая внешних совместителей, работающих по договорам гражданско-правового характера) всего, человек |
45293 |
52649 |
54639 |
в том числе списочного состава |
41739 |
48650 |
50650 |
Фонд начисленной заработной платы, млн. рублей |
6557 |
9531 |
10237 |
в том числе списочного состава и совместителей |
6427 |
9336 |
10035 |
Оборот малых предприятий, млн. рублей |
74050 |
111593 |
111010 |
Оборот в расчете на одно предприятие, тыс. рублей |
8465 |
11546 |
11378 |
Анализ развития малого и среднего предпринимательства на территории Новокузнецкого городского округа за последние годы свидетельствует о положительной динамике основных экономических показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, оборот предприятий субъектов малого и среднего предпринимательства в 2013 году составил 160 455,0 млн. рублей, а в 2011 году - 74 050,0 млн. рублей.
В целом за период 2011-2013 годы сложилась положительная тенденция роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства, которая составила около 10% ежегодно.
Сложившаяся отраслевая структура малого и среднего предпринимательства за последние 3 года практически не изменилась. Сфера торговли и общественного питания (37,8%) остается более привлекательной для малых и средних предприятий, чем промышленность. Привлекательность данной сферы объясняется, прежде всего, относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом.
Положительным результатом развития торговли является поступление в местный бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности от субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях эффективного проведения государственной политики в сфере развития малого и среднего бизнеса и создания благоприятного предпринимательского климата необходима поддержка малого и среднего предпринимательства со стороны администрации города Новокузнецка.
Задача органов местного самоуправления - оказать максимально возможное содействие и поддержку в развитии малого и среднего бизнеса города Новокузнецка.
Основным инструментом поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, является данная программа.
Программа разработана на основе анализа существующего состояния малого и среднего предпринимательства города, с учетом тенденций и опыта оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса в Кемеровской области и России.
Программа представляет собой мероприятия по созданию благоприятной среды для малого и среднего предпринимательства. В то же время, программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на муниципальном уровне.
Органы местного самоуправления Новокузнецкого городского округа создают условия для развития малого и среднего бизнеса на территории города Новокузнецка. Сформирована и успешно работает инфраструктура поддержки предпринимательства, в которую входит Центр.
Для осуществления целенаправленной помощи бизнесу особую актуальность приобретают вопросы повышения эффективности работы Центра, способного разрешать противоречия, возникающие между субъектами малого и среднего предпринимательства и органами местного самоуправления.
Основная задача Центра - оказание содействия начинающим предпринимателям "на старте". Все услуги для предпринимателей оказываются на безвозмездной основе - это первичные консультации по вопросам налогообложения, юридических аспектов ведения предпринимательской деятельности, трудовых отношений, разработка бизнес-планов, содействие в регистрации в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства и другие вопросы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Несмотря на положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства в городе Новокузнецке, существует ряд проблем:
- сложность доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, предлагаемым кредитными организациями и муниципалитетом;
- недостаточный уровень профессиональных знаний и навыков у "начинающих";
- слабая информированность предпринимательского сообщества о мероприятиях, направленных на поддержку и развитие предпринимательства;
- недостаточное количество субъектов малого и среднего предпринимательства в социальной и производственной сферах.
Настоящая программа нацелена на решение вышеуказанных проблем. Программный подход позволит проводить планомерную работу по созданию более благоприятного предпринимательского климата в городе, объединению с этой целью усилий органов местного самоуправления, субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
2. Основные цели и задачи программы
Учитывая, что развитие малого и среднего предпринимательства является одной из основных задач развития экономики города в целом, при реализации программы определена следующая цель: создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территории Новокузнецкого городского округа.
Задачи программы:
1. Содействие в финансовом обеспечении реализации и развития бизнес-проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. "Доращивание" стартующего малого бизнеса до успешных средних предприятий.
3. Развитие финансово-кредитных механизмов, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Повышение качества услуг, оказываемых Центром.
Основные цели и задачи программы соответствуют приоритетным задачам социально-экономического развития Новокузнецкого городского округа.
3. Целевые индикаторы и показатели программы
Реализация мероприятий программы характеризуется следующими целевыми индикаторами:
- число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения;
- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций;
- оборот продукции (работ, услуг), производимой малыми и средними предприятиями;
- количество субсидий, грантов, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательств;
- количество вновь зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей после консультаций, оказанных Центром.
Сведения о целевых индикаторах программы и их плановых значениях по годам приведены в форме N 1 "Сведения о целевых индикаторах муниципальной программы, показателях подпрограмм и их планируемых значениях" приложения N 1 к программе. Методика их расчета приведена в форме N 2 "Методика расчета целевых индикаторов (показателей)" приложения N 2 к программе.
4. Срок и этапы реализации программы
Срок реализации программы 2015-2017 годы.
5. Характеристика подпрограмм (в том числе основных мероприятий) и отдельных мероприятий программы
Программа включает в себя 2 основных мероприятия:
1. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства;
2. Обеспечение функционирования Центра.
1. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства включает в себя:
1) Субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, на развитие производственных, инновационных малых и средних предприятий (в том числе производителям импортозамещающей продукции и предприятиям, занимающимся переработкой отходов).
Поддержка предоставляется в денежной форме в виде субсидий в размере 90 процентов от суммы фактически произведенных и документально подтвержденных затрат, произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства, организациями, образующими инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства за период со дня государственной регистрации до даты подачи заявления, но не более 300 тысяч рублей на одного субъекта малого и среднего предпринимательства, одну организацию, образующую инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
На реализацию данной поддержки предусмотрены денежные средства в размере 3000 млн. рублей, в том числе
- 2015 год - 1000 млн. рублей;
- 2016 год - 1000 млн. рублей;
- 2017 год - 1000 млн. рублей.
2) Субсидирование части затрат по созданию и обеспечению деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, по предоставлению социальной услуги без обеспечения проживания для несовершеннолетних в возрасте от 1 до 7 лет.
Поддержка предоставляется в денежной форме в виде субсидий в размере 90 процентов от суммы фактически произведенных и документально подтвержденных затрат, произведенных субъектами малого или среднего предпринимательства, организациями, образующими инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства за период с 01.01.2015 г. до даты подачи заявления, но не более 300 тысяч рублей на одного субъекта малого и среднего предпринимательства, одну организацию, образующую инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
На реализацию данной поддержки предусмотрены денежные средства в размере 1869 млн. рублей, в том числе
- 2015 год - 623 млн. рублей;
- 2016 год - 623 млн. рублей;
- 2017 год - 623 млн. рублей.
3) Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства - грантовая поддержка (на часть понесенных расходов) начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса.
Грантовая поддержка предоставляется в денежной форме в виде субсидий в размере 85 % от суммы фактически произведенных и документально подтвержденных затрат, произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, за период со дня государственной регистрации до даты подачи заявления, но не более 300 тысяч рублей на одного субъекта малого и среднего предпринимательства, одну организацию, образующую инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в течение одного календарного года.
На реализацию данной поддержки предусмотрены денежные средства в размере 7200 млн. рублей, в том числе
- 2015 год - 2400 млн. рублей;
- 2016 год - 2400 млн. рублей;
- 2017 год - 2400 млн. рублей.
4) Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, на оптимизацию конкурентноспособного семейного бизнеса, действующего от 1 года до 2 лет, в том числе производителям импортозамещающей продукции.
Поддержка предоставляется в денежной форме в виде субсидий в размере 90 процентов от суммы фактически произведенных и документально подтвержденных затрат, произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства, организациями, образующими инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, за период со дня государственной регистрации до даты подачи заявления, но не более 300 тысяч рублей на одного субъекта малого и среднего предпринимательства, одну организацию, образующую инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
На реализацию данной поддержки предусмотрены денежные средства в размере 2100 млн. рублей, в том числе
- 2015 год - 700 млн. рублей;
- 2016 год - 700 млн. рублей;
- 2017 год - 700 млн. рублей.
5) Субсидирование части расходов по уплате процентов по кредитам (займам), полученным субъектами малого и среднего предпринимательства, организациями, образующими инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в российских кредитных организациях, части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), уплаченных лизинговым компаниям субъектами малого и среднего предпринимательства, организациями, образующими инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в целях реализации инвестиционных проектов.
Данная поддержка состоит в использовании финансово-кредитных механизмов, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, ориентированных на стимулирование модернизации и применение инноваций.
На реализацию данной поддержки предусмотрены денежные средства в размере 5400 млн. рублей, в том числе
- 2015 год - 1800 млн. рублей;
- 2016 год - 1800 млн. рублей;
- 2017 год - 1800 млн. рублей.
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется по следующим приоритетным для города Новокузнецка направлениям деятельности, в соответствии с ОКВЭД:
- инновационная и научно-техническая деятельность;
- обрабатывающие производства;
- образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг;
- строительство;
- организация отдыха и развлечений, культуры и спорта, внутреннего туризма;
- сельское хозяйство;
- предоставление коммунальных услуг, благоустройство городских территорий, экология;
- ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
- ремесленная деятельность;
- обработка вторичного сырья и переработка отходов;
- услуги общественного питания;
- транспорт и связь.
Условия и порядок оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренной настоящей программой, определяются законодательством Российской Федерации, Кемеровской области и нормативными правовыми актами администрации города Новокузнецка.
2. Мероприятие по обеспечению функционирования Центра включает в себя расходы по содержанию Центра для его нормальной работы.
План программных мероприятий приведен в форме N 3 "План программных мероприятий" приложения N 3 к программе.
6. Обоснование финансового обеспечения реализации программы
Финансовое обеспечение реализации мероприятий программы осуществляется за счет средств местного бюджета.
Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию программы в 2015-2017 гг. составляет 33 647,7 тыс. рублей, в том числе по годам (млн. руб.):
Источник финансирования |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Итого: |
Местный бюджет |
11 088,9 |
11 152,9 |
11 152,9 |
33 647,7 |
Итого: |
11 088,9 |
11 152,9 |
11 152,9 |
33 647,7 |
Сведения о показателях распределения планируемых расходов на реализацию программы приведены в форме N 4 "Распределение планируемых расходов по подпрограммам и мероприятиям" приложения N 4 к программе.
Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на очередной финансовый год и плановый период приведен в форме N 6 "Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями по программе" приложения N 5 к программе.
7. Ожидаемые результаты реализации программы
Ожидаемые конечные результаты реализации настоящей программы станут существенным вкладом в достижение целей социально-экономического развития города Новокузнецка, отраженных в Комплексной программе социально-экономического развития города Новокузнецка до 2025 года, а также реализацию полномочий органов местного самоуправления Новокузнецкого городского округа.
Результаты выражаются в достижении к 2017 году запланированных значений целевых индикаторов:
- увеличения числа субъектов малого и среднего предпринимательства до 400 единиц в расчете на 10000 человек населения;
- увеличения доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций до 23,5%;
- оборота продукции (работ, услуг), производимой малыми и средними предприятиями до 221 502,9 млн. руб.;
- выдачи 105 субсидий, грантов субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целом реализация мероприятий программы и достижение значений целевых индикаторов позволит проводить последовательную политику в области развития малого и среднего предпринимательства, в частности:
- стимулирования и поддержки начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства;
- повышения эффективности устойчивости деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечения доступности информации и повышение эффективности финансовой поддержки.
8. Система управления программой
Реализацию программы осуществляет ответственный исполнитель (координатор) -
Управление и соисполнители программы - администрация и Центр
Текущее управление и мониторинг реализации программы осуществляет Управление.
Целью мониторинга является раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений от запланированных параметров в ходе реализации программы.
Для обеспечения мониторинга, анализа текущей реализации и контроля за ходом реализации программы Управление организует ежеквартальное ведение отчетности.
Ежеквартальный отчет о реализации программы предоставляется Управлением директору программы - первому заместителю Главы города и в отдел экономики Управления экономического развития, промышленности и инвестиций администрации города Новокузнецка в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по утвержденным формам.
Годовой отчет о реализации программы Управление предоставляет Первому заместителю Главы города и в отдел экономики Управления экономического развития, промышленности и инвестиций администрации города Новокузнецка ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным годом, по утвержденным формам.
Первый заместитель Главы города в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, на основании сведений, содержащихся в годовом отчете, представляет Главе города Новокузнецка выводы о ходе реализации программы и ее эффективности за отчетный период в виде аналитической записки.
Первый заместитель Главы города |
Е.А. Бедарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.