Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в присутствия представителя Министерства здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики (далее - заказчик), в присутствии представителей ООО "Урогин+" надлежащим образом извещенных уведомлением N1195-1/5 от 25.04.2022 г., рассмотрев жалобу ООО "Урогин+" (далее - заявитель, ООО "Урогин+") на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0179200001722000071 "Поставка системы магнитно-резонансной томографии всего тела, со сверхпроводящим магнитом" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "Урогин+" на действия заказчика при проведении аукциона.
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями заказчика.
Согласно доводу заявителя, заказчик в Техническом задании установил дополнительные излишние требования к характеристикам закупаемого товара, которые не предусмотрены позицией КТРУ. Заказчик при описании объекта закупки не применил с требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ N878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. "925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N878).
Согласно второму доводу жалобы, заявитель считает, что НМЦК сильно завышена и ведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и закупке оборудования по завышенной стоимости.
Заявитель считает, что извещение о проведении аукциона и описание объекта закупки составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ООО "Урогин+" в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу, обязать заказчика внести изменения в техническом задании и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в описание объекта закупки.
Представитель заказчика не согласился с доводами заявителя и в своих возражениях сообщил, что при проведении аукциона заказчик действовал в соответствии с требованием Закона о контрактной системе.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, уведомлением были извещены представители заказчика, оператора электронной площадки АО "ЕЭТП", в том числе ООО "Урогин+" об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы ООО "Урогин+" дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
Рассмотрение жалобы ООО "Урогин+" Комиссией состоялось 29 апреля 2022 года дистанционно.
В результате рассмотрения жалобы ООО "Урогин+", анализа представленных документов и сведений, изучив материалы дела, а также в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
15.04.2022 в 15:06 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0179200001722000071 "Поставка системы магнитно-резонансной томографии всего тела, со сверхпроводящим магнитом" (извещение о проведении аукциона - 15.04.2022 в 15:06 ч.) для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона и электронных документов об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 120 795 000,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 15.04.2022 в 15:06 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 27.04.2022 в 10:00 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1. В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
П. 5 ч. 1 ст. 42 Законом о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в ЕИС КТРУ обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС КТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Объектом закупки является поставка системы магнитно-резонансной томографии всего тела, со сверхпроводящим магнитом.
В каталоге товар имеется код позиции КТРУ, который соответствует закупаемому товару: КТРУ - 26.60.12.131-00000037.
Согласно п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (далее - Правила N145), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Заказчиком в извещении о проведении аукциона установлены ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно писанию объекта закупки, заказчиком установлены технические характеристики к оборудованию: - визуализация брюшной полости - да;
- визуализация малого таза - да;
- градиент магнитного поля 28 и 50 мТл/м;
- диаметр туннеля (Гентри) 710 мм;
- кардиовизуализация - да;
- напряженность магнитного поля 1.5 Тл;
- нейроваскулярные исследования; предельная нагрузка на стол пациента 200;
- синхронизация ЭКГ - да;
- синхронизация дыхания - да;
- Тип Гентри - закрытый.
Установленные характеристики соответствуют КТРУ - 26.60.12.131-00000037.
В ходе заседания Комиссии представитель заказчика сообщил, что при описании объекта закупки заказчик руководствовался требованиями постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Установленные технические характеристики к закупаемому оборудованию соответствуют коду КТРУ - 26.60.12.131-00000037.
Дополнительно заказчиком установлены требования к комплектации, которые соответствуют ГОСТ Р 56310-2014 "Изделия медицинские электрические. Томографы магнитно-резонансные со сверхпроводящими магнитами. Технические требования для государственных закупок".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
2. Согласно второму доводу жалобы, заявитель считает, что НМЦК сильно завышена и ведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и закупке оборудования по завышенной стоимости.
В силу ч.1 ст.22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.
Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, при формировании начальной (максимальной) цены контракта осуществлялось в период февраль - март 2022 года. Формирование НМЦК осуществлялось методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) на основании которых сформирована начальная (максимальная) цена контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
При этом на заседании Комиссии не представлено материалов и сведений, свидетельствующих о наличии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе, при формировании начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч.10 ст.99 Закона о контрактной системе) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, Комиссия Управления не проводит проверку фактов изложенных в жалобе в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
3. При проведении внеплановой проверки размещенной закупки Комиссией Управления были установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В ходе заседания Комиссии представитель заказчика сообщил, что заказчиком дополнительно установлены требования к комплектации, которые соответствуют ГОСТ Р 56310-2014 "Изделия медицинские электрические. Томографы магнитно-резонансные со сверхпроводящими магнитами. Технические требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ Р 56310-2014).
При изучении описания комплектации Комиссией установлено, что комплектация не содержит ссылки на ГОСТ Р 56310-2014, при этом разделы состава магнитно-резонансного томографа со сверхпроводящими магнитами соответствует разделу 5 ГОСТ Р 56310-2014.
Согласно разделу 6 ГОСТ Р 56310-2014 в техническом задании указываются основные технические характеристики (параметры) на государственную закупку.
При изучении описания комплектации установлено, что заказчиком установлены дополнительные характеристики не предусмотренные ГОСТ Р 56310-2014, в том числе, по разделу "Магнитная система" указано: "Система синхронизации исследований с физиологическими параметрами. Расстояние линии 5 гаусс от изоцентра магнита: - по осям х и у, не более 2,5 м, - по оси z, не более 4,0 м. Длина туннеля магнита, не более 160 см".
По разделу "Градиентная система" указано: "Охлаждение градиентных катушек. Охлаждение градиентного усилителя".
По разделу "Стол пациента" указано: "Позиционирование стола в изоцентр магнита нажатием одной клавиши. Автоматическое перемещение стола в положение парковки нажатием одной клавиши. Максимальный диапазон сканирования без повторной укладки пациента и без повторной установки катушек, не менее 140 см. Приспособления для позиционирования и фиксации пациента".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования п.2 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
При этом, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.04.2022 N0179200001722000071 на участие в закупке подано две заявки от участников аукциона, которые признаны Комиссией заказчика соответствующими требованиям извещения и Закона о контрактной системе, также Комиссия отмечает, что в ходе проведения аукциона произошло снижение НМЦК на 24,5%, что говорит об отсутствии ограничений для участия в закупке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Урогин+" необоснованной.
2. Признать в действиях Министерства здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики нарушения п.2 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты торгов, предписание об устранении нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КЧР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 6 мая 2022 г. N 009/06/106-40/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2022