рассмотрев обращение (вх.N 006827) ГУ ФСИН по Пермскому краю (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Кудимове А.С. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 25.01.2022 г. N 100105098122100005 на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом.
УСТАНОВИЛА:
В рамках ст. 93 Закона о закупках между Заказчиком и ИП Кудимовым А.С. (далее - Исполнитель) заключен контракт N 100105098122100005 от 25.01.2022 г. на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом.
Цена контракта - 83 800 руб. (без НДС) (далее - Контракт).
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
В связи с тем, что Поставщик не в полной мере исполнил обязательства, предусмотренные Контрактом, 01.04.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена п.п. 2.1.2 8.4 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Исполнитель обязуется оказать услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом (далее по тексту - Услуги) согласно спецификации (Приложение N1) и ведомости оказываемых услуг (Приложение N 2), а Государственный заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату согласно условиям Контракта.
2.1. Государственный заказчик вправе:
2.1.1. Определять лиц, непосредственно участвующих в контроле за оказанием услуг Исполнителем и (или) лиц, участвующих в приемке результата оказанных услуг по количеству и качеству.
2.1.2. Отказаться от исполнения Контракта, потребовать возврата уплаченной за услуги суммы платежа, а также возмещения убытков в случае нарушения Исполнителем условий Контракта о сроках оказания услуг и качестве результата оказанных услуг.
2.1.3. Осматривать предоставленные Исполнителем транспортное средство, в случае ненадлежащего состояния требовать от Исполнителя замены.
2.1.4. При несоответствии транспорта или экипажа (водителя (ей)) условиям Контракта, отказаться от его использования.
2.1.5. Взыскивать пеню и штраф в соответствии с разделом 7 Контракта.
2.1.6. Государственный заказчик оставляет за собой право замены сроков вывоза и поставки Груза на любой другой день и месяц в рамках представленных маршрутов в ведомости оказываемых услуг (Приложение N 2 к Государственному контракту), а также замены автомобилей (модель, вид транспортного средства), из расчета цены неиспользованных маршрутов, указанных в ведомости оказания услуг (Приложение N 2 к Государственному контракту). Ведомость услуг включает список всех возможных объектов для поставки продовольствия. Государственный заказчик выборочно указывает адрес исправительного учреждения в заявке, направляемой Исполнителю.
2.4. Исполнитель обязан:
2.4.1. Предоставить Государственному заказчику под погрузку и перевозку технически исправленные транспортные средства, позволяющие предохранять товар от любого рода повреждений, от воздействия атмосферных явлений, при перевозке его автомобильным транспортом, а также с элементами защиты от несанкционированного вскрытия.
2.4.2. Осуществлять подачу автомобиля Государственному заказчику в установленное время, в соответствии с заявкой, предоставленной Государственным заказчиком, в чистом виде, с чистым салоном и грузовым отсеком, с отсутствием запахов горюче-смазочных материалов, иных неприятных запахов в фургоне. Транспортные средства должны представляться Государственному заказчику в надлежащем санитарном состоянии. Услуги по поддержанию санитарно-эпидемиологического состояния транспортных средств являются сопутствующими и не включаются в объект закупки, а расходы на них заложены в начальной цене контракта.
5.2. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения Государственным заказчиком уведомления, указанного в п. 5.1 Контракта, Исполнитель представляет Государственному заказчику:
- счет-фактуру или счет (в 2-х экземплярах);
- акт об оказании услуг; (в 2-х экземплярах);
- товарно-транспортная накладная; (в 3-х экземплярах);
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые, или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующим положением Контракта:
2.1. Государственный заказчик вправе:
2.1.2. Отказаться от исполнения Контракта, потребовать возврата уплаченной за услуги суммы платежа, а также возмещения убытков в случае нарушения Исполнителем условий Контракта о сроках оказания услуг и качестве результата оказанных услуг.
8.4. Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что услуги были оказаны исполнителем не в полном объёме и с нарушением срока, предусмотренного Контрактом (заявкой Заказчика).
Ввиду вышеизложенного, 01.04.2022 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Поскольку решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 01.04.2022 г., то порядок его принятия, размещения в ЕИС, направления Подрядчику регламентирован п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 360).
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 8 ФЗ N 360 с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о закупках (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о закупках), ст. 111 (в случае определения в соответствии с ч. 1 ст.111 Закона о закупках особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и ст. 111.1 Закона о закупках, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
01.04.2022 г. Заказчик разместил решение об одностороннем отказе в ЕИС.
05.04.2022 г. Решение Заказчика об одностороннем отказе было направлено Исполнителю посредством почтовой связи - заказным письмом с уведомлением.
12.04.2022 г. Заказчику стало известно о том, что Исполнителем было получено решение Заказчика об одностороннем отказе.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение об одностороннем отказе вступило в силу 25.04.2022 г.
Из материалов обращения Комиссии управления стало известно следующее.
За период действия контракта: с 25.01.2022 г. по 01.02.2022 г. Заказчиком была направлена в адрес Исполнителя 1 заявка:
от 26.01.2022 N 60/ТО/29-1529 "О выделении транспортного средства". Согласно заявке транспортные средства необходимо было подать к 10:00 28.01.2022 г. в количестве 2 единиц для оказания услуг по маршруту г. Челябинск - г. Пермь, к 10:00 31.01.2022 г. в количестве 2 единиц для оказания услуг по маршруту г. Челябинск - г. Соликамск.
Вместе с тем, 28.01.2022 г. транспортные средства поданы не были. 31.01.2022 г. были поданы транспортные средства в количестве 3 единиц (2 единицы для оказания услуг по маршруту г. Челябинск - г. Соликамск, 1 единица для оказания услуг по маршруту г. Челябинск - г. Пермь.)
Из вышеизложенного следует, что Контракт был исполнен на 75 %.
Комиссия принимает во внимание, что в период с 2021 г. Предпринимателем исполнено 6 Контрактов на общую сумму 973 143,47 руб.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, поскольку при принятии решения о включении предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Кудимове А.С. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Кудимове А.С. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 мая 2022 г. N РНП-59-213
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2022