Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение администрации муниципального образования Киреевский район (далее - Заказчик) (вх. N 2527 от 26.04.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Уралкотлосервис" (далее - Общество, ООО "Уралкотлосервис", Подрядчик) (ИНН _) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 18.10.2021 N 37 на выполнение работ по объектам: "Замена подогревателя ПП 1-108-7-2 котельной N 3.1 г. Киреевск; замена трубной системы подогревателя ПСВ 90-7-15 котельной N 3.2 в г. Киреевск" (закупка N 0366200035621005493) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Уралкотлосервис" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по объектам: "Замена подогревателя ПП 1-108-7-2 котельной N 3.1 г. Киреевск; замена трубной системы подогревателя ПСВ 90-7-15 котельной N 3.2 в г. Киреевск" (закупка N 0366200035621005493) (далее - Закупка, Электронный аукцион).
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по объектам: "Замена подогревателя ПП 1-108-7-2 котельной N 3.1 г. Киреевск; замена трубной системы подогревателя ПСВ 90-7-15 котельной N 3.2 в г. Киреевск" размещены в единой информационной системе в сфере закупок 17.09.2021 (далее - единая информационная система, ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 286 883,07 рублей.
18.10.2021 по итогам Закупки между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 1 594 137,71 рублей.
Согласно пункту 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить подрядные работы по объектам: "Замена подогревателя ПП 1-108-7-2 котельной N 3.1 г. Киреевск; замена трубной системы подогревателя ПСВ 90-7-15 котельной N 3.2 в г. Киреевск." по адресу: Тульская область, г. Киреевск, ул. Л.Толстого, д.16А, в соответствии со сметной документации (приложение N 1 к Контракту), техническим заданием (приложение N 3 к Контракту), в сроки, установленные настоящим контрактом и общий срок выполнения работ по объекту, установленные графиком выполнения работ (приложение N 2 к Контракту), а Заказчик - принять и оплатить работы, выполненные подрядчиком в соответствии с требованиями Контракта.
В соответствии с пунктами 3.1-3.3 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в сроки, установленные Контрактом и графиком выполнения работ (приложение N 2 к настоящему Контракту).
Дата начала работ - не позднее 3-х дней с даты заключения контракта.
Дата окончания работ - 60 календарных дней с даты начала выполнения работ.
Сроки выполнения работ определяются графиком выполнения работ (приложение N 2 к Контракту).
Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено, что настоящий Контракт действует по 24 декабря 2021 г. (срок действия Контракта включает срок выполнения работ, период приёмки результатов выполненных работ, в том числе, экспертизы результатов исполнения обязательств по контракту, и оплаты за выполненные работы). Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств сторон по Контракту.
Приложение N 2 к Контракту содержит следующее:
Порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Сметная стоимость этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ, руб. |
Сумма к оплате, руб.* |
1 |
выполнение работ по объектам: "Замена подогревателя ПП 1-108-7-2 котельной N 3.1 г. Киреевск; замена трубной системы подогревателя ПСВ 90-7-15 котельной N 3.2 в г. Киреевск." |
60 календарных дней с даты начала выполнения работ |
1 594 137,71 (один миллион пятьсот девяносто четыре тысячи сто тридцать семь рублей семьдесят одна) копейка |
1 594 137,71 (один миллион пятьсот девяносто четыре тысячи сто тридцать семь рублей семьдесят одна) копейка |
Разделом 5 Контракта определен порядок сдачи и приемки работ.
Согласно представленным в материалы дела документам и пояснениям представителя Заказчика, в установленные Контрактом сроки ООО "Уралкотлосервис" не выполнило работы по Контракту.
На заседании Комиссии представители сторон, участвующие в рассмотрении настоящего дела, пояснили и из материалов дела установлено следующее.
21.10.2021 в письме N 54 Общество сообщило Заказчику о том, что им был заключен договор поставки с заводом-изготовителем. Однако 20.10.2021 от завода-изготовителя получено письмо о том, что изготовление товара будет задержано из-за пандемии Covid-19 и болезни сотрудников, в связи с чем вынужден объявить нерабочие дни до 20.11.2021.
Заказчик 11.11.2021 направил Обществу письмо, в котором просил представить информацию о ходе исполнения обязательств по Контракту.
Подрядчик в письме от 02.12.2021 проинформировал Заказчика, что получил уведомление от завода-изготовителя о дате изготовления необходимого оборудования не ранее 11.01.2022.
В уведомлении от 11.01.2022 N 12-25/13 Заказчик известил Подрядчика о том, что 24.01.2022 состоится комиссионный осмотр выполненных работ по Контракту и необходимо направить уполномоченного представителя Общества.
24.01.2022 Заказчиком составлен акт обследования и зафиксировано, что выполнение работ по Контракту не производилось Подрядчиком.
01.02.2022 года завод-производитель уведомил ООО "Уралкотлосервис" о завершении испытания товара и возможности его поставки.
В связи с тем, что Общество не приступило к выполнению работ, Заказчик 09.02.2022 принял решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта от 18.10.2021 N 37 на выполнение работ по объектам: "Замена подогревателя ПП 1-108-7-2 котельной N 3.1 г. Киреевск; замена трубной системы подогревателя ПСВ 90-7-15 котельной N 3.2 в г. Киреевск" (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта).
02.02.2022 Обществом направлена в адрес Заказчика часть оборудования, что подтверждается товарной накладной N7, которое 12.02.2022 принято Заказчиком на складе.
Общество 09.03.2022 направило Заказчику уведомление N 27 которым гарантировало исполнение обязательств по Контракту в полном объеме.
09.03.2022 Заказчик отменил Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
23.03.2022 Общество в дополнение к своему уведомлению N 27 сообщило Заказчику, что оборудование отгружено и находится на котельной для осуществления монтажа (замены) подогревателя ПП 1-108-7-2 котельной N 3.1 г. Киреевск. Также подготовлена к отгрузке и готовится для сдачи в транспортную компанию для замены трубная система подогревателя ПСВ 90-7-15 котельной N 3.2 г. Киреевск. Повторно гарантировало исполнение обязательств по Контракту.
30.03.2022 в виду медленного исполнения Подрядчиком работ по Контракту Заказчиком принято повторное Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.1 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- задержки подрядчиком начала выполнения работ более чем на 30 дней по причинам, не зависящим от заказчика;
- систематического нарушения подрядчиком сроков (два и более раз) выполнения работ, влекущего увеличение срока окончания выполнения работ более чем на 30 дней (несоблюдение подрядчиком установленных графиком выполнения работ сроков выполнения работ);
- несоблюдения подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку выполнения работ более чем на 30 дней;
- отступление подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- существенное нарушение подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых при выполнении работ, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- если в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчик не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.
В связи с тем, что, по мнению Заказчика, Подрядчик выполнял работу настолько медленно, что окончание ее к сроку стало явно невозможным, 30.03.2022 Заказчик в соответствии с пунктом 14.4 Контракта принял повторное Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ) с 1 января до 1 июля 2022 года: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Частью 12.2 статьи 95 Закона установлено, что: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом)".
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Анализ положений частей 12.2, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что повторное Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта направлено Обществу 30.03.2022 почтовым отправлением; 30.03.2022 размещено в единой информационной системе.
Следовательно, обязанности по направлению уведомления в адрес Общества о расторжении Контракта и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления о принятом Заказчиком решении им соблюдены.
Посчитав, что Решение вступило в силу и Контракт расторгнут, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.
Обществом в материалы дела представлены пояснения из которых следует, что оно пыталось исполнить обязательств по Контракту. Так, оно указывает, что 03.12.2021 в адрес Заказчика направлено письмо о задержке поставки товара производителем.
11.01.2022 от производителя пришло письмо о том, что изготовление оборудования (товара) завершено и проходят этап испытаний товара.
02.02.2022 при загрузке оборудования Обществом обнаружено, что оно изготовлено в одном экземпляре, а вторая часть еще не готова, в связи с чем Подрядчиком принято решение о поставке товара в части.
12.02.2022 оборудование принято Заказчиком и в последствии введено в эксплуатацию со стороны ООО "ЭнергоГазИнвестТула", что подтверждается актом выполненных работ.
Общество также указывает, что при отправке товара, его производитель обещал изготовить второе оборудование до 01.03.2022.
Однако 22.02.2022 в связи с признанием независимости ДНР и ЛНР, были введены внешнеэкономические санкции, что привело к изменению экономической ситуации, в частности установлен запрет на реализацию российским компаниям сырьевых компонентов от европейских производителей, блокирование транспорта на границах, изменение логистических маршрутов, отказ от проведения банковских операций, рост ставок по банковским процентам и иные ограничения (Указ Президента РФ от 28 февраля 2022 г. N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций"). В связи с чем, возникли проблемы с курсом национальной валюты, дефицитом сырья, комплектующих, нарушение логистических цепочек по всем видам транспорта в связи с закрытием отгрузок из Европы и США.
В связи с отсутствием и долгой поставкой комплектующих оборудования изготовление товара продлилось до 15.04.2022.
16.04.2022 производитель уведомил об изготовлении оборудования и начале этапа испытаний оборудования, направив фотографии готового оборудования.
Начиная с 17.04.2022 по 26.04.2022 проходил этап испытаний оборудования. О том, что товар готов к отгрузке Заказчик был уведомлен Обществом 26.04.2022 письмом N 68.
30.04.2022 товар в адрес Заказчика был отгружен, но не принят по причине вступления в силу повторного Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В связи с изложенным, Общество просило информацию об ООО "Уралкотлосервис" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
При этом пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Исследовав в совокупности все документы и сведения, представленные в материалы дела его сторонами, Комиссия установила следующее.
Повторное Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в качестве мотивировки его принятия содержит следующее: "Срок окончания работ по Контракту истек 19 декабря 2021 года.
На 29.03.2022 ООО "УРАЛКОТЛОСЕРВИС" работы в рамках Контракта выполняет настолько медленно, что их окончание в срок явно становится невозможным. Это подтверждается письмом ООО "УРАЛКОТЛОСЕРВИС" N 43 от 23.03.2022 о том, что работы еще продолжаются и не все материалы для работы доставлены на объект.
В соответствии с пунктом 4.2.2 Контракта Заказчик имеет право решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
На основании абзаца 1 пункта 13.1 Контракта Заказчик имеет право расторгнуть контракт по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств.
В соответствии с частью 2 статьи 715 Гражданского Кодекса, ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящим решением Заказчик уведомляет Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 37 от 18.10.2021 в виду медленного выполнения подрядчиком работ, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.".
Таким образом, Заказчик в повторном Решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта основывает свою позицию относительно нарушения Подрядчиком исполнения требований Контракта и невозможности исполнить Контракт в установленный срок.
Как было указано выше в рамках исполнения обязательств по Контракту между Заказчиком и Обществом велась переписка.
Вместе с тем, буквальное прочтение представленной Заказчиком переписки позволяет прийти к выводу, что в письмах (претензиях) не определен конкретный срок, в который Заказчик требует выполнить Обществу обязательства по Контракту.
Как и не следует из писем Общества, что оно обязуется выполнить работы по Контракту в определенный срок, лишь указание на то, что оно гарантирует исполнить обязательства в полном объеме.
Вместе с тем, для выполнения работ по Контракту необходимо изготовление и испытание оборудования.
Как следует из документов и пояснений Общества с 22.02.2022 из-за внешнеэкономических санкций возникли проблемы с дефицитом сырья, комплектующих, и произошло нарушение логистики, что обусловило невозможность быстрой доставки недостающей части оборудования для монтажа Заказчику. Со слов представителей Общества 30.04.2022 товар в адрес Заказчика был отгружен, но не принят по причине вступления в силу повторного Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений статьи 104 Закона реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта подрядчиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого подрядчика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения подрядчиком контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, совершения им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона и нарушающих права и законные интересы заказчика.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
- заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля;
- заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта);
- участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил ведения реестра (в редакции Постановления Правительства от 21.03.2022 N 417) установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит существенные обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклоняться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Вывод Управления в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
При этом "автоматическое" включение лица, нарушившего условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым, без учета степени его вины ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности по выполнению работ для государственных и муниципальных нужд, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
При этом ни Закон, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного на то органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В связи с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
В материалы дела доказательств того, что неисполнение Контракта было вызвано именно недобросовестным поведением Общества, совершением им умышленных действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения Контракта, лицами, участвующими в деле, не представлено. Напротив, из материалов дела следует, что Обществом принимались меры по надлежащему исполнению Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях ООО "Уралкотлосервис" недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта.
Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, вины ООО "Уралкотлосервис", выразившейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Управлением не установлено.
При таких и указанных выше обстоятельствах у Комиссии отсутствуют правовые основания для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию, представленную администрацией муниципального образования Киреевский район (вх. N 2527 от 26.04.2022) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Уралкотлосервис" (ИНН _), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 5 мая 2022 г. N 071/06/104-367/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2022