Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
* - заместителя руководителя Управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
*- заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
* - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев заявление заказчика в лице Федерального государственного казенного учреждения "8 центр заказчика-застройщика войск Национальной Гвардии Российской Федерации (вх. N 01-9493 от 26.04.2022 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АльфаСтрой" исполнителе по контракту N 12 от 05.10.2018 г. на строительство объекта: "4-х секционный 8-10 этажный жилой дом N 6а в 19 микрорайоне г. Снежинска Челябинской области" (извещение N 0362100043018000003), в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и Приказа ФАС России от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" (далее по тексту - Приказ ФАС России от 27.08.2007 N 267), а так же проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 11 часов 30 минут при участии представителей:
- заказчика в лице Федерального государственного казенного учреждения "8 центр заказчика-застройщика войск Национальной Гвардии Российской Федерации - *
- заинтересованного лица ООО "АльфаСтрой" - *
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Федерального государственного казенного учреждения "8 центр заказчика-застройщика войск Национальной Гвардии Российской Федерации (вх. N 01-9493 от 26.04.2022 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АльфаСтрой" исполнителе по контракту N 12 от 05.10.2018 г. на строительство объекта: "4-х секционный 8-10 этажный жилой дом N 6а в 19 микрорайоне г. Снежинска Челябинской области" (извещение N 0362100043018000003).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267.
Заслушав доводы представителей заказчика, заинтересованного лица, проанализировав представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
23.08.2018 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" размещено извещение о проведении электронного аукциона на строительство объекта: "4-х секционный 8-10 этажный жилой дом N 6а в 19 микрорайоне г. Снежинска Челябинской области" (извещение N 0362100043018000003).
Начальная (максимальная) цена контракт составила 428 937 331.92 рублей.
Контракт N 12 от 05.10.2018 г. на строительство объекта: "4-х секционный 8-10 этажный жилой дом N 6а в 19 микрорайоне г. Снежинска Челябинской области" был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 05.10.2018 г.
В соответствии п. 1.1 контракта N 12 от 05.10.2018 г. головной исполнитель обязуется по заданию Государственного заказчика в установленный Контрактом срок выполнить работы по строительству объекта "4-х секционный, 8-10 этажный жилой дом N 6а в 19 микрорайоне г. Снежинска Челябинской области" (далее Объект), в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, условиями настоящего Контракта, с полным вводом Объекта в эксплуатацию, а Государственный заказчик обязуется принять результат выполненных работ и обеспечить оплату по настоящему Контракту в пределах контрактной цены. Технические, экономические и другие требования к Работам, являющимся предметом Контракта, должны соответствовать требованиям СНиП, ГОСТ и другим действующим нормативным актам Российской Федерации.
Головной исполнитель выполняет работы в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области строительства, Градостроительного плана земельного участка, проектной и сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу в установленном законом порядке, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, а также условиями настоящего Контракта, определяющими цену работ и сроки их выполнения. (Приложение N2 к настоящему Контракту) (п. 1.2 контракта).
Согласно п. 2.1 контракта начало выполнения работ по настоящему Контракту - с момента заключения Контракта.
На основании п. 2.2 контракта конечный срок выполнения работ по настоящему Контракту - срок завершения строительства, сдачи Объекта с вводом его в эксплуатацию и подписания Акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) - не позднее "30" августа 2021 года.
Работы по настоящему Контракту должны производиться поэтапно в соответствии с графиком производства работ (Приложение N 1 к Контракту). Изменение графика производства работ согласовывается сторонами дополнительным соглашением (п. 2.3 контракта).
Согласно п. 13.1 контракта настоящий контракт вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Отношения по настоящему Контракту прекращаются по завершении гарантийного срока с учетом его продлений.
Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика, условиями контракта N 12 от 05.10.2018 г. предусмотрено выполнение работ в срок, установленный пунктом 2.2 контракта. При этом, ООО "АльфаСтрой" выполнило обязательства по контракту не в полном объеме, а также с нарушением сроков.
Согласно пояснениям представителей заказчика, а также информации, размещенной в единой информационной системе, исполнителем не соблюден график производства работ, просрочка по первому этапу "Устройство кровли здания" составила 4 месяца, по второму "Устройство системы отопления, вентиляции" - 2 месяца. Работы выполнены и оплачены на общую сумму 272 511 067.98 руб. (54 % от общей суммы, предусмотренной условиями контракта).
26.04.2022 г. исх. N 22/349 в адрес ООО "АльфаСтрой" была направлена претензия с установленной суммой неустойки за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по контракту в размере 2 181 037.28 руб.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно п. 14.2 контракт может быть расторгнут на основании:
- письменного соглашения Сторон (п. 14.2.1 контракта);
- вынесенного в установленном порядке решения судебного органа (п. 14.2.2 контаркта);
- в одностороннем порядке Государственным заказчиком в соответствии с ГК РФ в случае следующих существенных нарушений Головным исполнителем условий Контракта (14.2.3 контракта):
1) головной исполнитель не приступил к выполнению работ в десятидневный срок;
2) нарушение Головным исполнителем сроков выполнения работ одного из этапов, предусмотренных графиком производства работ, на срок более, чем 10 (десять) календарных дней, при отсутствии вины государственного заказчика;
3) нарушение срока устранения недостатков (дефектов) более, чем на 10 (десять) календарных дней, указанных в пункте 8.8. настоящего Контракта;
4) систематическое (более 2 раз) несоблюдение Головным исполнителем требований по качеству выполнения работ.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 12.04.2022 г.
01.01.2022 г. вступили в силу изменения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. N 81 от 30.12.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее Закон о контрактной системе).
Также 01.01.2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"(далее Закон о внесении изменений).
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 8 Закона о внесении изменений с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются.
В силу п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона N 360 в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
Согласно ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил в единой информационной системе 12.04.2022 г.
12.04.2022 г. указанное решение было вручено представителю ООО "АльфаСтрой" лично, о чем свидетельствует установленная в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта виза.
Датой надлежащего уведомления считается 12.04.2022 г.
Таким образом, требования ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку надлежащее уведомление подрядчика о принятом решении произведено, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 25.04.2022 г.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На рассмотрении заявления представитель заинтересованного лица пояснил, что условиями контракта предусмотрена обязанность заказчика передать головному исполнителю проектно-сметную документацию до начала производства работ в объеме, определенном Техническим Заданием на период строительства объекта (п. 4.2.1 контракта). В результате необходимости исполнителя по контракту внести в проектную документацию корректировки и согласовать итоговый вариант документов с ФГКУ "Центр Государственной экспертизы в отношении объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении Федеральной службы войск Национальной гвардии РФ", сроки выполнения обязательства по контракту были существенно сдвинуты.
Кроме того, согласно пояснениям представителя исполнителя, 13.10.2021 г. судебными приставами-исполнителями МСОСП г. Челябинска по ЮЛ УФССП России по Челябинской области на ООО "АльфаСтрой" был наложен арест на денежные средства в пределах суммы 134 329 790.23 руб. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.03.2022 г. по делу N А76-42668/2021 действия судебных приставов были признаны незаконными, ввиду чего Арбитражный суд обязал снять аресты со счетов ООО "АльфаСтрой". К моменту принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение от 22.03.2022 г. по делу N А76-42668/2021 не исполнено, арест не снят. Данное обстоятельство послужило основанием для ненадлежащего исполнения обязательств по контракту.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель заказчика уточнил, что не настаивает на включении сведений об ООО "АльфаСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий государственного (муниципального) контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
На основании вышеуказанного, в действиях ООО "АльфаСтрой" исполнителя по контракту N 12 от 05.10.2018 г. на строительство объекта: "4-х секционный 8-10 этажный жилой дом N 6а в 19 микрорайоне г. Снежинска Челябинской области", Комиссия не усматривает факта недобросовестного поведения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 и Приказом ФАС России от 27.08.2007 N267, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ООО "АльфаСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. В действиях заказчика в лице Федерального государственного казенного учреждения "8 центр заказчика-застройщика войск Национальной Гвардии Российской Федерации нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
*
* |
Члены Комиссии |
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 4 мая 2022 г. N РНП-066/06/104-1506/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2022