Резолютивная часть объявлена 12 мая 2022 г. Изготовлено в полном объеме 16 мая 2022 г. |
г. Курск |
||
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
|
председатель Комиссии, |
|
|
член Комиссии, |
||
|
член Комиссии, |
||
Заявитель |
Индивидуальный предприниматель Колосов Михаил Викторович (далее - ИП Колосов М.В.) |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) заявителя |
Отсутствует (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия) |
||
Заказчик |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Курский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России) |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) заказчика |
(по доверенности, личность удостоверена) |
||
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
||
Закупка N |
0344100006922000013 |
||
Объект закупки |
Ремонт общежития N 3 ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, расположенного по адресу: г.Курск, ул. Ямская, 18 (инвентарный номер: 1101010003) |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
9 047 608 руб. 80 коп. |
||
Дата размещения извещения об осуществлении закупки |
26.04.2022 г. |
||
Изменение (-я) извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
- |
||
Разъяснение (-я) положений извещения об осуществлении закупки, размещенные в единой информационной системе (далее - ЕИС) (при наличии) |
- |
||
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
04.05.2022 г. |
||
Количество поданных заявок на участие в закупке (при наличии) |
2 (две) с идентификационными номерами заявок 202, 236 |
||
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
2 (две) с идентификационными номерами заявок 202, 236 |
||
Количество заявок, в отношении которых принято решение об отклонении (при наличии) |
- |
||
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
||
Национальный проект |
- |
Заседание проведено дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/5174885851, на заседании велась аудиозапись.
Доводы жалобы:
-Заказчиком в проекте контракта ненадлежащим образом установлена ответственность за неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."; Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063" " (далее - Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N1042);
- Заказчиком в проекте контракта не указан срок действия контракта, что нарушает ФЗ "О контрактной системе...".
Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- представитель заказчика возражал против доводов жалобы, также сообщив, что содержание проекта контракта соответствует требованиям ФЗ "О контрактной системе...".
В ходе рассмотрения дела, для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, Комиссией был объявлен перерыв с 15-20 часов 12.05.2022 до 15-40 часов 12.05.2022 г. Комиссией истребованы дополнительные сведения и информация у заказчика.
После перерыва Комиссия и представитель заказчика присутствуют в том же составе, в дело представлены дополнительные сведения.
В ходе рассмотрения жалобы, по результатам ее рассмотрения и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе...", п.3.30, п.3.32 Административного регламента ФАС России, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с ч. 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе...", информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частями 4, 8 ст. 34 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Порядок определения размера штрафа установлен соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрена ответственность подрядчика (поставщика, исполнителя), в соответствии с которым за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе, гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
Пунктом 5 Правил, установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:
а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
Вместе с тем, Заказчиком в проекте контракта, являющимся приложением к извещению об осуществлении закупки не установлены требования п.п. 3, 5 Правил.
Федеральным законом от 01.05.2019 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в ч.ч. 5, 8 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_" внесены следующие изменения: слова "в виде фиксированной суммы, определенной" исключены. Указанные изменения вступили в силу с 12.05.2019 г.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление Правительства РФ N 1042) утверждены штрафы, начисляемые за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. N 1011 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042" в п.3,5,6,9 Постановления Правительства РФ N 1042 внесены следующие изменения: слова "в виде фиксированной суммы, определяемой" исключены. Указанные изменения вступили в силу с 14.08.2019 г.
Вместе с тем, как подтверждается материалами дела Заказчиком в пп.12.7 раздела 12 "Ответственность сторон и санкции" проекта контракта заказчиком указано:
"За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, в размере 10% цены Контракта, что составляет: _________ (________) руб. ____ коп.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в Контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, в размере 1 000,00 рублей (одной тысячи рублей 00 копеек)".
Извещение об осуществлении закупки N 0344100006922000013 и проект контракта размещены в ЕИС 26.04.2022, т.е. после вступления в силу указанных выше изменений.
При таких обстоятельствах, Заказчиком при формировании проекта контракта нарушены требования ч.3 ст.7, ч.8 ст.34 ФЗ "О контрактной системе...", п. 3,5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042.
Довод жалобы N1 является обоснованным.
2. В силу ч. 1 ст. 34 ФЗ "О контрактной системе..." контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Пунктом 8 ч.1 ст.42 34 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержать информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Как подтверждается материалами дела, в извещении об осуществлении закупки, в п. 18.1 проекта контракта содержится информация о сроке действия контракта.
При этом на заседание Комиссии Заявитель не обеспечил явку представителей, а также в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
При таких обстоятельствах, довод жалобы не нашел подтверждения материалами дела.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В силу ч.3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе...", информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе...", Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч. 3 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе...", перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Частью 4 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе...", информация об установленных требованиях в соответствии с ч.ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Пунктом 12 ч. 1 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Согласно п. 15 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, при выполнении работ по текущему ремонту зданий, сооружений к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно, наличие у участника закупки следующего опыта оказания услуг:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным выше дополнительным требованиям, являются:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В соответствии с абзацем 5 подпункта "а" п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом, позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки N0344100006922000013 является - "Ремонт общежития N 3 ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Ямская, 18 (инвентарный номер: 1101010003)", с начальной (максимальной) ценой контракта 9 047 608 руб. 80 коп.
И, следовательно, как следует из материалов дела, предметом закупки N0344100006922000013 являются работы по текущему ремонту зданий с НМЦК, превышающей 1 млн. рублей.
С учетом изложенного, к закупке N0344100006922000013 в императивном порядке должны быть применены положения Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, а, следовательно, к участникам закупки должны быть установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, чего заказчиком сделано не было.
Как подтверждается материалами дела, в извещении об осуществлении закупки N0344100006922000013 дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п. 15 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 заказчиком не установлены, что в силу ч.8 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" является обязанностью заказчика.
При таких обстоятельствах, заказчиком в извещении об осуществлении закупки в нарушение требований ч.4 ст.31, п. 12 ч. 1 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе_", п. 15 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 не установлены дополнительные требование к участникам закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.05.2022 г., на участие в закупке было подано 2 заявки (с идентификационными номерами 202, 236), все заявки были допущены к участию в закупке, и признаны соответствующими извещению об осуществлению закупки. Победителем электронного аукциона был признан участник с идентификационным номером заявки 202.
Как следует из открытой части ЕИС, а также из пояснений Заказчика при рассмотрении дела N046/06/42-196/2022 участники закупки (с идентификационными номерами 202, 236) соответствуют дополнительным требованиям п. 15 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Так, в реестре контрактов ЕИС содержится информация об исполнении ООО "КУРСКТЕХНОСТРОЙ" (идентификационный номер заявки 202) и ИП Бабиным А.В. (идентификационный номер заявки 236) контрактов, цена которых составляет не менее 20 % НМЦК заключаемого по результатам определения поставщика N0344100006922000013 (реестровые номера контрактов 1462902757221000072 и 24633009054221000016 соответственно).
При таких обстоятельствах, допущенные заказчиком нарушения ч.3 ст.7, п. 12 ч. 1 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе_", п. 15 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в этой части не выдается.
Учитывая изложенное, на основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя обоснованной в части нарушения заказчиком ч.3 ст.7, ч.8 ст. 34, Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п.п. 3, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042.
2. Признать заказчика - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Курский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации нарушивших требования ч.3 ст.7, ч. 4 ст. 31, ч.8 ст. 34, п. 12 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 15 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", п.п. 3, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063".
3. Выдать заказчику - Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Курский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации предписание об устранений нарушений законодательства РФ о контрактной системе.
4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена комиссии - Басову А.Ю.
5. Передать материалы дела N046/06/42-196/2022 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.