Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей ГБОУ СОШ N 97 Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): Лаврова В.О. по доверенности; в отсутствие представителей ООО "ВЕКТОР" (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 12108-ЭП/22 от 04.05.2022) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение общестроительных работ в помещениях ( N 41,49,51,52,53,54,55) здания ГБОУ школа N 97 Выборгского района Санкт-Петербурга по адресу: г. Санкт-Петербург, Дрезденская ул., д. 19 (извещение N 0372200210422000001) (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 25.04.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200210422000001.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 831 550, 24 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
1. В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
В силу ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в" п. 2, п. 3 или п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Требования к товарам, которые поставляются Заказчику установлены Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию описания объекта закупки "Требования к товарам, поставляемым при выполнении работ".
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а так же обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
Анализ вышеуказанного Приложения к Техническому заданию показал, что Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования в отношении товарной позиции с кодом 27.33.13.110 - Розетка тип 1: Требования к техническим характеристикам: Значение показателя "Номинальный ток" должно составлять не менее 16 А. Значение показателя "Номинальное напряжение" должно составлять не более 250 В. Тип подключения: зажимы, винтовые\безвинтовые для жестких и гибких проводов. Винтовые\безвинтовые, зажимы должны обеспечивать присоединение проводников без специальной подготовки. Значение показателя "Наибольший диаметр присоединяемого медного провода" должно составлять не менее 2,13 мм. Цвет: серый\темно-серый. Способ монтажа: должен быть скрытый. Тип серии: В сборе. Заземляющие контакты: требуются. Крышка: требуется. Значение показателя "Количество постов" должно составлять 1. Значение показателя "Степень защиты" должно составлять не ниже IP 55. Значение показателя "Климатическое исполнение и категория размещения" должно составлять УХЛ4 или О4. Исполнение: пыленепроницаемое\пылезащищенное. Тип изделия: Розетка силовая. Требования к габаритным размерам: значение показателя "Глубина" должно составлять с 45 до 50 мм, значение показателя "Ширина" должно составлять более 60 и не более 65 мм, значение показателя "Высота" должно составлять не менее 80 и не более 85 мм. Значение показателя "Верхнее рабочее значение температуры окружающего воздуха при эксплуатации, 0С" должно составлять не ниже +35. Значение показателя "Нижнее рабочее значение температуры окружающего воздуха при эксплуатации, 0 С" должно составлять не выше +1. Товар должен отвечать требованиям ГОСТ 30988.1-2020, ГОСТ 15150-69, ГОСТ 14254- 2015".
Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд содержит позицию 27.33.13.110-00000004, которая соответствует вышеуказанной товарной позиции "Розетка тип 1" и имеет указание на следующие характеристики:
Количество гнезд в корпусе (характеристика является обязательной для применения) |
1 |
Штука |
2 |
Штука |
|
3 |
Штука |
|
4 |
Штука |
|
Наличие заземления (характеристика является обязательной для применения) |
Да |
|
Нет |
|
|
Номинальное напряжение (характеристика является обязательной для применения) |
100 и 130 |
Вольт |
380 |
Вольт |
|
220 и 250 |
Вольт |
|
Номинальный ток (характеристика является обязательной для применения) |
6 |
Ампер |
10 |
Ампер |
|
12 |
Ампер |
|
16 |
Ампер |
|
24 |
Ампер |
|
32 |
Ампер |
|
Тип розетки (характеристика является обязательной для применения) |
Внешняя (накладная) |
|
Внутренняя (встраиваемая) |
|
|
Переносная |
|
При этом, Комиссия УФАС констатирует, что Заказчиком в отношении закупаемого товара установлены требования, которые не предусмотрены соответствующей позицией каталога товаров, работ и услуг, вместе с тем надлежащее обоснование дополнительно установленных характеристик в составе документации отсутствует.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС констатирует нарушение Заказчиком Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, что, в свою очередь, нарушает ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении описания товарных позиций N 11 и 12 (Блок дверной тип 1; Блок дверной тип 2).
2. В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить предложение в отношении объекта закупки в соответствии с потребностями Заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Извещение об осуществлении закупки содержит инструкцию по заполнению заявки, которая регламентирует следующий порядок предоставления сведений в отношении значений показателей:
"Конкретные значения показателей всегда следует указывать для следующих стандартных показателей, указание на которые содержится в требованиях к товарам: классификация, моменты инерции и сопротивления, номинальные значения.
Необходимо указывать диапазон для показателей, содержащих требования к диапазону температур, при описании погрешности, отклонения, диапазонов применения товара, времени, напряжения питания и потребляемой мощности для электрооборудования. Необходимо указывать в диапазоне показатели, для которых установлено диапазонное значение: относительное удлинение, водопоглощение, рабочее напряжение, все показатели прочности, адгезию, показатели морозостойкости, механические свойства проката для строительных стальных конструкций.
Требования по предоставлению показателей в диапазоне являются приоритетными. Диапазонное значение не может быть уже или шире установленного в соответствующей нормативной документации, указанной в требованиях. Если установлены требования и к верхней и к нижней границе для значения показателя - то показатель должен удовлетворять обоим значениям.
В случае, если Заказчиком установлены требования к значению показателя в виде диапазона с указанием максимального или минимального значения, то Участнику возможно так же указать только значения верхней или нижней границ диапазона. Крайние значения входят в диапазон, за исключением случаев с использованием слов, предлогов и символов, перечисленных в пункте 2 как исключающие крайние значения. При указании значений, которые предоставляются в диапазоне, допустимо использовать слова, словосочетания, символы, предлоги или знаки: "+", "-" и "+/-", "с_", "по _", "_ - _", "", "минимум", "максимум", "минимальное значение _", "максимальное значение _", "свыше" (и его сокращения по ГОСТ), "ниже".
Если в техническом задании значение показателя выражено без использования слов, словосочетаний, предлогов, знаков и символов, указанных в пунктах 2, 3 инструкции, то данное значение является неизменным, и указывается в заявке на участие в процедуре в соответствии с техническим заданием. Знаки пунктуации, не перечисленные в данной инструкции, используются точно в соответствии с правилами русского языка".
Требования к товарам, которые поставляются Заказчику установлены Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию описания объекта закупки "Требования к товарам, поставляемым при выполнении работ".
В отношении товарной позиции "Выключатель тип 1" установлены, в том числе, следующие требования: "Номинальное напряжение" должно составлять 230-250 В".
Изучив совокупность вышеуказанных положений инструкции по заполнению заявки на участие в запросе котировок, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в рассматриваемом случае не представляется возможным определить порядок предоставления сведений в отношении характеристики "номинальное напряжение", поскольку в соответствии с данными положениями инструкции возможно указание как конкретного значения показателя, так и диапазонного.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы является обоснованным.
3. Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 23, 33, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВЕКТОР" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 23, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его котировочной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.