Резолютивная часть объявлена 18.05.2022 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 20.05.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
А.Н. Хлусова - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
О.И. Филатов - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
с участием представителей:
заявителя - ООО "МЕДИКЭР": Т.Н. Касперович (по доверенности); М.В. Макаровой (по доверенности);
заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница Калининградской области": А.М. Корнеевой (по доверенности);
уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов": В.И. Белоговой (по доверенности); А.В. Лигостаева (по доверенности);
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ООО "МЕДИКЭР" (далее - Заявитель) (вх. N 3787 от 12.05.2022) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница Калининградской области" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является поставка медицинских изделий (Гамма-детектор для интраоперационных исследований) ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0335200014922001096) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 12.05.2022 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании извещения о проведении Аукциона с дополнениями вх. N 3951 от 18.05.2022.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, приложение к извещению о проведении Аукциона "Описание объекта закупки (техническое задание)" сформировано исходя из возможности поставки товаров не всех зарегистрированных Росздравнадзором медицинских изделий - гамма-детекторов для интраоперационных исследований. Так согласно сведениям сайта Росздравнадзора в настоящее время зарегистрированы гамма-детекторы для интраоперационных исследований четырех производителей.
Заявитель также полагает, что такие характеристики как наличие встроенного дисплея и автономного питания от аккумуляторной батареи не позволяют поставить товар иных производителей зарегистрированных гамма-детекторов для интраоперационных исследований. Кроме того, указанные характеристики товара не влияют на результат исследования, но при этом существенно ограничивают возможность участия поставщиков с товаром иных производителей.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования Закона о контрактной системе и направлены на ограничение количества участников Аукциона.
Кроме того, Заявитель считает, что Заказчиком необоснованно не принято коммерческое предложение Заявителя при расчете начальной (максимальной) цены контракта по ценовому запросу N 0335200001022000019.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик не согласен с доводами жалобы, считает, что действия Заказчика при формировании извещения о проведении Аукциона соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Уполномоченное учреждение поддерживает позицию Заказчика, считает доводы жалобы необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
29.04.2022 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0335200014922001096 с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 600 000,00 рублей.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных норм следует, что при описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Приложением к извещению о проведении Аукциона "Описание объекта закупки (техническое задание)" установлены следующие технические, функциональные и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара:
I. Гамма-детектор для интраоперационных исследований - 1 штука
N п/п |
Технические, функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки |
|
Наименование показателей |
Значения показателей |
|
1 |
Устройство предназначено для обнаружения злокачественных лимфатических узлов |
Наличие |
2 |
Абсолютная чувствительность для точечного источника при прямом контакте с острием гамма-детектора при 99 mTc, счет в секунду/МБк |
Не менее 8 000 |
3 |
Боковое экранирование от радиации, % |
Не менее 99,95 |
4 |
Отсутствие кабельных соединений |
Наличие |
5 |
Встроенный дисплей |
Наличие |
6 |
Звуковой сигнал и световая индикация на гамма-излучение на дисплее |
Наличие |
7 |
Регистрация уровня гамма-излучения на встроенном дисплее числовыми значениями счетчика |
Наличие |
8 |
Автономное питание от аккумуляторной батареи |
Наличие |
9 |
Габаритные размеры гамма-детектора: - длина, мм |
Не более 256 |
10 |
Вес, грамм |
Не более 210 |
11 |
Кейс для хранения |
Наличие |
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требованиям приложения к извещению о проведении Аукциона "Описание объекта закупки (техническое задание)" соответствуют товары двух производителей, а именно гамма-детектор производителя - ООО "Гамма - Детектор" (Российская Федерация), прибор для обнаружения злокачественных лимфатических узлов Gamma Finder II с принадлежностями производителя - "В.О.М. Ворлд оф Медицин ГмбХ" (Германия), что подтверждается представленными коммерческими предложениями (вх. N 466 от 27.04.2022, вх. N 465 от 27.04.2022, вх. N 464 от 27.04.2022) с указанием технических характеристик товаров, а также копиями соответствующих регистрационных удостоверений на медицинские изделия.
При этом, Заявителем представлено коммерческое предложение, в котором предложен к поставке детектор RadPointer-Gamma по W 32.50.50-00492920458-2020 производителя - ООО "МедикорФарма-Урал" (Российская Федерация). Однако, как отмечает представитель Заказчика при формировании извещения о проведении Аукциона и расчете обоснования начальной (максимальной) цены контракта данное коммерческое предложение Заявителя не учитывалось Заказчикам, ввиду несоответствия предложенного медицинского изделия требованиям описания объекта закупки (техническое задание).
Кроме того, как пояснил представитель Заказчика им направлены запросы официальным представителям и производителям указанных медицинских изделий о соответствии оборудования требованиям описания объекта закупки (техническое задание), а именно ООО "МедКомплект" (официальный представитель "Gamma Finder II", держатель регистрационного удостоверения), ООО "Гамма-детектор" (Гамма-детектор по ТУ РЕПС.941119.001), на которые получены ответы о соответствии оборудования требованиям описания объекта закупки (техническое задание).
Также представитель Заказчика пояснил, что технические, функциональные и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара - гамма-детектор для интраоперационных исследований установлены Заказчиком на основании потребности Заказчика, а также в рамках реализации Национального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями".
Относительно доводов жалобы Заявителя о том, что такие характеристики как наличие встроенного дисплея и автономного питания от аккумуляторной батареи не позволяют поставить товар иных производителей, не влияют на результат исследования, но при этом существенно ограничивают возможность участия поставщиков с товаром иных производителей, Заказчик пояснил следующее. Характеристика товара "встроенный дисплей - наличие" установлена Заказчиком с учетом информации о том, что при проведении операций наличие в операционном поле иных предметов, например дополнительного планшета с экраном, является нежелательным.
Характеристика товара "автономное питание от аккумуляторной батареи - наличие" установлена Заказчиком в целях обеспечения принципа рациональности и эффективности расходования бюджетных средств, поскольку аккумуляторная батарея имеет значительно больший срок службы, чем обычная батарея. Кроме того, аккумуляторная батарея имеет возможность перезарядки аккумулятора, тогда как обычная батарея - это одноразовый элемент питания, после полного расхода заложенного запаса энергии ее использование невозможно.
Комиссия, проанализировав извещение о проведении Аукциона, пояснения Заявителя и Заказчика, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований законодательства о контрактной системе.
При этом как следует из положений Закона о контрактной системе, заказчик имеет право детализировать предмет закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Заявленные требования к поставке гамма-детектора для интраоперационных исследований для нужд Заказчика установлены исходя из обоснованной потребности Заказчика, и необходимы для качественного осуществления Заказчиком обязанностей в сфере своей профессиональной деятельности.
При этом, Комиссия отмечает, что потребностью заказчика является поставка товара, в связи с чем участником закупки может выступать любое заинтересованное лицо: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, имеющее возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком товаров, работ и услуг. Тогда как отсутствие товара с необходимыми характеристиками у какого-либо потенциального участника закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Кроме того, согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
При этом, каких-либо доказательств того, что описание объекта закупки, направлено на закупку товара у определенного поставщика и ограничение участия в закупке иных участников, а также доказательств невозможности приобретения Заявителем товаров производителей, соответствующих требованиям приложения к извещению о проведении Аукциона "Описание объекта закупки (техническое задание)" Заявителем представлено не было.
Поскольку приоритетной целью государственных закупок является удовлетворение потребностей заказчика, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, невозможность участия в Аукционе в данном случае Заявителя связана с отсутствием у него товара, необходимого Заказчику, что не свидетельствует о нарушении его прав и ограничении конкуренции Заказчиком.
В рассматриваемом случае не представлено доказательств того, что закупка необоснованная, а сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки не соответствуют фактическим потребностям и тем самым влекут неэффективность использования бюджетных средств.
Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах Комиссия, учитывая потребность Заказчика, а также отсутствие в рассматриваемом случае доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что описание объекта закупки сформировано таким образом, что подходит только товар конкретного производителя, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МЕДИКЭР" необоснованной.
Председатель Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
А.Н. Хлусова
О.И. Филатов
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 20 мая 2022 г. N 039/06/42-439/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2022