Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Гребенюковой М.Е. - заместителя начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей:
Комитета по конкурентной политике Мурманской области - Ульяновской А.А.,
ГОБУЗ ''Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина'' Степаненко О.И.,
ООО "Дельрус-СЗРЦ" - Максаковой С.С., Ганиной Н.В., Галушко А.С., Кудрина С.В.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дельрус-СЗРЦ" на действия Заказчиков при проведении электронного аукциона "Поставка медицинских изделий (система анестезиологическая, общего назначения), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (0149200002322002225) (далее - Торги, Закупка) в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Комитетом по конкурентной политике Мурманской области (далее - Комитет) для нужд Заказчиков - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения ''Апатитско-Кировская центральная городская больница'', Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Кандалакшская центральная районная больница", Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения ''Кольская центральная районная больница'', Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения ''Мурманская областная детская клиническая больница'', Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения ''Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина'', Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения ''Мурманский областной клинический многопрофильный центр'', Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Оленегорская центральная городская больница", Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница ЗАТО г. Североморск", Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения ''Печенгская центральная районная больница'' проводились торги, извещение о проведении которых было размещено на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 22.04.2022.
Не согласившись с действиями Заказчика по описанию объекта закупки, Общество обратилось с жалобой в Мурманское УФАС России.
В обоснование жалобы указано, что Заказчиками нарушен порядок описания объекта закупки.
Жалоба Заявителя рассмотрена дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, выслушав возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Рассматриваемые торги проведены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе).
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (далее - Правила формирования КТРУ, Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Как ранее было отмечено, Заказчики в извещении о проведении закупки указали, что объектом проводимой закупки является система анестезиологическая.
Заказчики обосновано применили позицию КТРУ 32.50.21.121-00000102 система анестезиологическая, общего назначения.
Заявитель в жалобе указывал на необходимость использования иного кода- 32.50.21.121-00000117 Аппарат ингаляционной анестезии, передвижной. С данным доводом ООО "Дельрус-СЗРЦ" Комиссия Мурманского УФАС не согласна, поскольку как ранее было отмечено Заказчики закупают систему анестезиологическую, а не аппарат.
Также в обоснование своей позиции Общество ссылалось, что под КТРУ 32.50.21.121-00000102 по классификатору установлена номенклатурная классификация медицинских изделий по видам - 275680 "Система анестезиологическая, общего назначения". Товар Заявителя же в свою очередь относится к виду 276070, что ограничивает участие Общества в торгах.
С изложенным доводом антимонопольный орган не согласен в виду следующего.
В силу подпункта "д" пункта 10 Правил формирования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, в позиции каталога по медицинским изделиям включается соответствующая справочная информация по номенклатурной классификации медицинских изделий, а именно указываются вид медицинского изделия в числовом выражении (код) (далее - код медицинского изделия), наименование вида медицинского изделия, а также классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.
Вместе с тем указанная справочная информация не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом различие или соответствие кода медицинского изделия участника закупки и кода медицинского изделия, указанного в позиции каталога, не предусмотрено Законом о контрактной системе в качестве условия допуска или отказа в допуске к участию в закупке, отказа в заключении контракта по результатам осуществления закупки.
Данная позиция, в том числе, отражена в Письме Минфина России от 14.08.2020 N 24-06-07/71834 "О применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при закупке медицинских изделий и принадлежностей к ним".
Вместе с тем, Комиссия установила в действиях Заказчиков нарушение, выразившееся в установлении дополнительных требований к товару, что не предусмотрено законодательством о закупках.
Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
- осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включённой в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включённой в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 (далее - Перечень радиоэлектронной продукции).
Код товара "32.50.21.12 Аппараты для ингаляционного наркоза" согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) включён в Перечень радиоэлектронной продукции.
Соответственно заказчик, закупая продукцию, которая входит в Перечень радиоэлектронной продукции, не вправе указывать в документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара. Заказчик обязан при осуществлении закупки продукции, которая входит в Перечень радиоэлектронной продукции, использовать информацию, включённую в соответствующую позицию КТРУ.
Таким образом, Заказчики должны были описать объект закупки в соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ и использовать информацию, включённую в соответствующую позицию КТРУ, сформированную на основе кода ОКПД2.
На основании изложенного, Комиссия Мурманского УФАС усматривает в действиях Заказчиков нарушение части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42, Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил использования КТРУ.
Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дельрус-СЗРЦ" на действия Заказчиков при проведении электронного аукциона "Поставка медицинских изделий (система анестезиологическая, общего назначения), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (0149200002322002225) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчиков - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения ''Апатитско-Кировская центральная городская больница'', Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Кандалакшская центральная районная больница", Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения ''Кольская центральная районная больница'', Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения ''Мурманская областная детская клиническая больница'', Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения ''Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина'', Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения ''Мурманский областной клинический многопрофильный центр'', Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Оленегорская центральная городская больница", Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница ЗАТО г. Североморск", Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения ''Печенгская центральная районная больница'' части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N145.
3. Выдать предписание.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А.Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф.Воронина
М.Е. Гребенюкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.