Резолютивная часть решения оглашена 16 мая 2022 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: ..., в присутствии представителя Муниципального бюджетного учреждения "Дирекция благоустройства города" (далее - Заказчик) ..., в присутствии представителя Муниципального казенного учреждения города Рязани "Муниципальный центр торгов" ..., в присутствии представителей ООО МСК "БОСС ЛАЙТИНГ ГРУПП" (далее - Заявитель, Общество) ..., в отсутствие представителей OOO "РТС-тендер", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО МСК "БОСС ЛАЙТИНГ ГРУПП" б/н от 06.05.2022 (вх. N2545 от 06.05.2022) на действия Заказчика (Муниципального бюджетного учреждения "Дирекция благоустройства города") при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по замене элементов сети наружного освещения города (извещение N 0859300019622000218 от 22.04.2022) и проведя внеплановую проверку представленных документов,
у с т а н о в и л а:
Муниципальным бюджетным учреждением "Дирекция благоустройства города" инициирована процедура закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по замене элементов сети наружного освещения города (далее - открытый конкурс).
22.04.2022 извещение о проведении открытого конкурса размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Муниципальное казенное учреждение города Рязани "Муниципальный центр торгов" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 299 993 629,20 (двести девяносто девять миллионов девятьсот девяносто три тысячи шестьсот двадцать девять ) рублей 20 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1.Содержание описания объекта закупки, приложенного к извещению о проведении открытого конкурса и являющегося его неотъемлемой частью, не соответствует требованиям Закона о ФКС по позициям: 1) защита светильников от импульсных помех, выполненная в виде отдельного модуля, расположенного в электротехническом отсеке, для цепи LN-Pe, кВ; 2) уровень индустриальных радиопомех светильников с источником питания соответствует классу А; 3) габаритные размеры (высота, ширина, длина); 4) номинальная мощность и световая отдача светильников.
2.Заказчиком не установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N616).
В ходе заседания Комиссии представители Заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу N999 от 13.05.2022 Заказчик сообщил, что описание объекта закупки рассматриваемого аукциона соответствует требованиям Закона о ФКС, его положения являются согласованными и не содержат внутренних противоречий. По причине того, что товар в рамках выполнения работ не передается Заказчику по товарной накладной или акту приема-передачи, не принимается к бухгалтерскому учету и является расходным материалом Заказчик не вправе устанавливать запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с требованиями Постановления N616.
В отзыве на жалобу NБВ/05-25-462-ИСХ от 13.05.2022 Уполномоченное учреждение сообщило, что, Заказчик воспользовался предоставленным ему Федеральным законом правом в необходимой степени детализировать объект закупки, исходя из своих объективных потребностей. Объектом закупки является выполнение работ, а не поставка товара, поэтому требования Постановления N616 в данном случае не применяются.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали свои возражения, изложенные в отзывах на жалобу.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя содержание описания объекта закупки, приложенного к извещению о проведении открытого конкурса и являющегося его неотъемлемой частью, не соответствует требованиям Закона о ФКС.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, если такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст. 33 Закона о ФКС описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Заказчик, с учетом положений, содержащихся в ст. 33 Закона о ФКС, вправе включить в описание объекта закупки такие товары и требования к товару, их техническим и функциональным характеристикам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" Заказчику требуется к поставке следующий товар с дополнительными характеристиками:
Наименование товара |
Показатель товара |
Значение показателя |
Тип 1. Светильник утилитарного наружного освещения для освещения магистралей, дорог, улиц, тротуаров |
Защита светильников от импульсных помех, выполненная в виде отдельного модуля, расположенного в электротехническом отсеке, для цепи LN-Pe, кВ: |
10 |
Уровень индустриальных радиопомех светильников с источником питания соответствует классу: |
А |
|
Тип 2. Светильник утилитарного наружного освещения для освещения магистралей, дорог, улиц, тротуаров |
Защита светильников от импульсных помех, выполненная в виде отдельного модуля, расположенного в электротехническом отсеке, для цепи LN-Pe, кВ: |
10 |
Уровень индустриальных радиопомех светильников с источником питания соответствует классу: |
А |
|
Тип 3. Светильник утилитарного наружного освещения для освещения пешеходных переходов |
Защита светильников от импульсных помех, выполненная в виде отдельного модуля, расположенного в электротехническом отсеке, для цепи LN-Pe, кВ: |
10 |
Уровень индустриальных радиопомех светильников с источником питания соответствует классу: |
А |
п/п |
Наименование товара |
Показатель товара |
Значение показателя товара |
Количество |
1 |
Светильник утилитарного наружного освещения Тип 1 |
Номинальная мощность, Вт: |
Не менее 70 Не более 80 |
2 013 |
Габаритные размеры светильников, ВхШхД, мм: |
Не более 200x410x960 |
|||
Световая отдача, лм/Вт: |
Не менее 140 |
|||
2 |
Светильник утилитарного наружного освещения Тип 1 |
Номинальная мощность, Вт: |
Не менее 30 Не более 50 |
5 474 |
Габаритные размеры светильников, ВхШхД, мм: |
Не более 200x410x960 |
|||
Световая отдача, лм/Вт: |
Не менее 140 |
|||
3 |
Светильник утилитарного наружного освещения Тип 1 |
Номинальная мощность, Вт: |
Не менее 50 Не более 60 |
1 145 |
Габаритные размеры светильников ВхШхД, мм: |
Не более 200x410x960 |
|||
Световая отдача, лм/Вт: |
Не менее 140 |
|||
4 |
Светильник утилитарного наружного освещения Тип 2 |
Номинальная мощность, Вт: |
Не менее 30 Не более 60 |
152 |
Габаритные размеры светильников ВхШхД, мм: |
Не более 200x410x960 |
|||
Световая отдача, лм/Вт: |
Не менее 140 |
|||
5 |
Светильник утилитарного наружного освещения Тип 1 |
Номинальная мощность, Вт: |
Не менее 180 Не более 250 |
545 |
Габаритные размеры светильников, ВхШхД, мм: |
Не более 200x410x960 |
|||
Световая отдача, лм/Вт: |
Не менее 140 |
|||
6 |
Светильник утилитарного наружного освещения Тип 1 |
Номинальная мощность, Вт: |
Не менее 250 Не более 300 |
63 |
Габаритные размеры светильников, ВхШхД, мм: |
Не более 200x410x960 |
|||
Световая отдача, лм/Вт: |
Не менее 140 |
|||
7 |
Светильник утилитарного наружного освещения Тип 1 |
Номинальная мощность, Вт,: |
Не менее 100 Не более 130 |
3 438 |
Габаритные размеры светильников ВхШхД, мм: |
Не более 200x410x960 |
|||
Световая отдача, лм/Вт: |
Не менее 140 |
|||
8 |
Светильник утилитарного наружного освещения Тип 1 |
Номинальная мощность, Вт: |
Не менее 140 Не более 160 |
1 576 |
Габаритные размеры светильников ВхШхД, мм: |
Не более 200x410x960 |
|||
Световая отдача, лм/Вт: |
Не менее 140 |
|||
9 |
Светильник утилитарного наружного освещения Тип 1 |
Номинальная мощность, Вт: |
Не менее 170 Не более 200 |
641 |
Габаритные размеры светильников, ВхШхД, мм: |
Не более 200x410x960 |
|||
Световая отдача, лм/Вт: |
Не менее 140 |
|||
10 |
Светильник утилитарного наружного освещения Тип 3 |
Номинальная мощность, Вт: |
Не менее 100 Не более 150 |
100 |
Габаритные размеры светильников, ВхШхД, мм: |
Не более 200x410x960 |
|||
Световая отдача, лм/Вт: |
Не менее 135 |
На заседании Комиссии Рязанского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что: 1) защита светильников от импульсных помех, выполненная в виде отдельного модуля, расположенного в электротехническом отсеке, для цепи LN-Pe необходима для достижения в дальнейшем должной ремонтопригодности поставляемого товара; 2) уровень индустриальных радиопомех светильников с источником питания соответствующий классу А необходим для надлежащей защиты светильников; 3) габаритные размеры (высота, ширина, длина) установлены Заказчиком по причине единообразия светильников по типам, которые будут освещать город; 4) номинальная мощность и световая отдача светильников установлена с требованиями "СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*" (утв. Приказом Минстроя России от 07.11.2016 N 777/пр), а так же описанием объекта закупки, приложенного к извещению, установлено что место монтажа светильника каждого типа при исполнении контракта согласовывается с Заказчиком, поэтому дискомфорта для жителей города вследствие недостаточной или избыточной мощности светильников не будет, по причине установления максимальных и минимальных значений в соответствии с нормативными показателями.
Проанализировав материалы дела и выслушав мнение сторон, Комиссией Рязанского УФАС России считает, что установление требований Заказчика, исходя из его потребностей, к характеристикам поставляемого товара в рамках выполнения работ объективно обоснованны и доказательств обратного в материалах дела не представлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку описание объекта закупки не противоречит требованиям Закона о ФКС и Заказчик, устанавливая дополнительные характеристики к товару с учетом своих потребностей, не ограничил круг потенциальных участников закупки.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком не установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N616).
На заседании Комиссии Рязанского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки является выполнение работ по замене элементов сети наружного освещения города и товар в рамках выполнения работ не передается Заказчику по товарной накладной или акту приема-передачи, не принимается к бухгалтерскому учету в соответствии c Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и является расходным материалом.
На основании ч.3 ст.14 Закона о ФКС в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 Проставления N616 в соответствии с Законом о ФКС Правительство Российской Федерации установило запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
В соответствии с п.4 Постановления N616 запреты, установленные пунктами 1 и 2 настоящего постановления, распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом аренды и (или) лизинга.
При этом п.3 Постановления N616 установлен исчерпывающий перечень случаев, когда запреты, указанные в пунктах 1 и 2 Постановления N616, не применяются.
Приложением к постановлению N616 в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд продукция с кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) включена группировка пунктом 29 "27.40.39 Светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки".
Как установлено материалами дела, объектом закупки является выполнение работ по замене элементов сети наружного освещения города.
Исходя из содержания описания объекта закупки в рамках муниципального контракта исполнитель должен установить световые приборы в количестве 15 147 шт.
Вместе с тем в извещении о проведении открытого конкурса и приложенных к нему документов, являющиеся его неотъемлемой частью, не установлен запрет на допуск товаров происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N616.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают ч.3 ст.14 Закона о ФКС и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, иных нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО МСК "БОСС ЛАЙТИНГ ГРУПП" обоснованной в части неустановления запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства";
2. Признать Заказчика (Муниципальное бюджетное учреждение "Дирекция благоустройства города") нарушавшим ч.3 ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать предписание Заказчику (Муниципальному бюджетному учреждению "Дирекция благоустройства города"), Уполномоченному учреждению (Муниципальному казенному учреждению города Рязани "Муниципальный центр торгов") и Оператору электронной площадки (OOO "РТС-тендер") об устранении нарушений Закона о ФКС;
4. Передать материалы по делу N062/06/106-243/2022 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.