На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в соответствии с Приказом Оренбургского УФАС России N 131-п от 13.05.2022 г., инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции: Членов Инспекции:
в присутствии представителей:
Представитель Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Мустаевский психоневрологический интернат" не явился, о дате, времени и месте рассмотрения обращения уведомлен,
ИП Столбецова А.С. - лично, посредством видеоконференцсвязи,
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Мустаевский психоневрологический интернат" (вх. N 4798 от 12.05.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ИП Столбецова Александра Сергеевича (далее - Столбецов А.С.) (ИНН: 026203879616), в связи с односторонним расторжением контракта на поставку сметаны (номер извещения N 0853500000321010108),
УСТАНОВИЛА:
12 мая 2022 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Мустаевский психоневрологический интернат" (далее - Заказчик) (вх. N 4798 от 12.05.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр недобросовестных поставщиков) сведений в отношении ИП Столбецова А.С. (далее - Поставщик, ИП) (ИНН: 026203879616), в связи с односторонним расторжением контракта на поставку сметаны (номер извещения N 0853500000321010108).
Согласно обращению Заказчика, 11.04.2022 г. им было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку сметаны с ИП Столбецовым А.С., в связи с тем, что в соответствии с п. 1 и п. 3.1 контракта Поставщик должен был осуществить поставку товара в течение трех календарных дней со дня отправки заявки Заказчиком, однако свои обязательства ИП не исполнил, тем самым нарушил п. 4.1 контракта. Поставщику были направлены претензии 29.03.2022 г., 04.04.2022 г., однако требования Заказчика не были исполнены. Не исполнение обязательств по контракту Поставщик объяснил существенным увеличением закупочной стоимости товара производителями. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в единой информационной системе 12.04.2022 г., вступило в силу 12.05.2022 г. В этой связи, Заказчиком было подано обращение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП на основании положений ст. 104 Закона о контрактной системе.
ИП Столбецов А.С. просил сведения о нем в Реестр недобросовестных поставщиков не включать по следующим основаниям. 25.12.2021 г. между Заказчиком и ИП был заключен контракта на поставку сметаны. Рентабельность на исполнение контракта закладывалась в размере 15 %. 24.02.2022 г. в адрес ИП стали приходить письма от поставщиков молочной продукции с уведомлением о повышении цен на молочную продукцию. Информационным письмом от 01.03.2022 г. поставщик уведомил о поднятии цены на 10-15 % с 07.03.2022 г., информационным письмом от 10.03.2022 г. - на 20 %, с 16.03.2022 г., от 21.03.2022 г. на 13-25 % с 28.03.2022 г. (копии писем представлены в материалы дела). Таким образом, исполнение контракта стало убыточным. Заказчику было направлено письмо N 28 от 10.03.2022 г. с предложением изменить существенные условия контракта (увеличить стоимость товара) в соответствии с Федеральным законом РФ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации" от 04 марта 2022 г. согласно ст. 8 пункт 4 и принять цену за единицу измерения 225 рублей за килограмм. При этом, заключить дополнительное соглашение и внести изменения в цену контракта количество товара и сроки исполнения контракта. Также Заказчику был предложен вариант расторжения контракта по соглашению сторон. В подтверждение изменения цены товара Заказчику были предоставлены копии информационных писем от поставщиков, прайс-листы от местных производителей. 28 марта 2022 г. через 18 дней письмом N 4 Заказчик сообщил, что досрочное расторжение по соглашению сторон приведен к нарушению жизнедеятельности учреждения. Предложение об увеличении цены было проигнорировано. 28.03.2022 г. в день получения письме от Заказчика последнему вновь было направлено письмо N 33 с пояснениями о невозможности исполнять контракт. Кроме того, 28.03.2022 г. ИП в коллективном обращении в Министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области был отправлен запрос на получение разрешения на изменение существенных условий контракта. 29.03.2022 г. (исх. N 6) Заказчик предъявил претензию ИП о неисполнении контракта. 04.04.2022 г. - направил повторную претензию и 11.04.2022 г. вынес решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 13.04.2022 г. был получен ответ от Министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области (исх. N 11/593), в котором пояснялись случаи и порядок изменения существенных условий контракта.
14.04.2022 г. ИП было направлено письмо в адрес Министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области с просьбой рассмотреть правомерность изменений существенных условий контракта и в случае признания его правомерным, принять решение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (постановление Правительства Оренбургской области) для заключения дополнительного соглашения по контракту на поставку сметаны.
Заказчик письмом N 16 от 18.04.2022 г. ответил, что на данный момент у него отсутствуют лимиты на увеличение цен товаров по контракту. При этом, 14.04.2022 г. Заказчик разместил извещение о проведении электронного аукциона на поставку сметаны по цене 296,67 рублей за килограмм.
29.04.2022 г. ИП был получен ответ от Министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области (исх. N 11/727 от 29.04.2022 г.), о том, что изменение существенных условий контракта может быть осуществлено по соглашению сторон. 12.05.2022 г. был получен ответ от вице-губернатора - зам.председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике - министра здравоохранения Савиновой Т.Л. о принятии к рассмотрению обращения ИП, срок рассмотрения которого - 09.06.2022 г.
ИП Столбецов А.С. пояснил, что с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не согласен, поскольку намерения уклоняться от исполнения условий контракта у него не имелось.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав пояснения сторон, установила следующее:
30.11.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www. zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении Электронного аукциона на поставку сметаны (номер извещения N 0853500000321010108)
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 305 439,00 рублей.
На основании протокола подведения итогов электронного аукциона ИКЗ ИКЗ 212562900238656290100101160011051244 от 14.12.2021 г. победителем аукциона был признан ИП Столбецов А.С. с предложением о цене контракта 303911.80 рублей.
25.12.2021 г. между Заказчиком и ИП Столбецовым А.С. был заключен государственный контракт N 08535000003210101080001 на поставку сметаны Идентификационный код закупки 212562900238656290100101160011051244.
Согласно п. 1.1 контракта, Поставщик обязуется передать в собственность сметану (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Наименование и количество поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту). Функциональные, технические и качественные характеристики Товара установлены в Техническом задании (Приложение N 2 к настоящему Контракту) (п. 1.2 контракта).
В соответствии с п. 2.1. контракта, цена Контракта составляет 303911,80 (триста три тысячи девятьсот одиннадцать) рублей 80 копеек, НДС не облагается в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.1. контракта, Товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается.
Заявка направляется Заказчиком не позднее, чем за 3 (три) календарных дня до предполагаемой поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1 настоящего Контракта, но не ранее 01.01.2022 года.
Поставка Товара по Заявкам осуществляется в течение 3 календарных дней со дня отправки Заявки Заказчиком.
В соответствии с п. 11.1. контракта, настоящий Контракт вступает в силу с даты его заключения обеими Сторонами и действует по "31" декабря 2022 г. (включительно), а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения Сторонами. Окончание срока действия настоящего Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по настоящему Контракту.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.2. контракта предусмотрено, что расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона РФ N 360-ФЗ от 02.07.2021 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
Из материалов дела следует, что, руководствуясь положениями ч. 8, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.2 контракта, 11.04.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, ввиду того, что ИП прекращены поставки по заявкам Заказчика. Данное решение было размещено в ЕИС 11.04.2022 г. Доказательств направления указанного решения Поставщику в материалы дела Заказчиком не представлено.
Исходя из пояснений ИП и материалов дела, 24.02.2022 г. в адрес ИП стали приходить письма от поставщиков молочной продукции с уведомлением о повышении цен на молочную продукцию. Информационным письмом от 01.03.2022 г. ИП был уведомлен о поднятии цены на 10-15 % с 07.03.2022 г., информационным письмом от 10.03.2022 г. - на 20 %, с 16.03.2022 г., от 21.03.2022 г. на 13-25 % с 28.03.2022 г. Таким образом, исполнение контракта стало для ИП убыточным, в связи с чем, Заказчику было направлено письмо N 28 от 10.03.2022 г. с предложением изменить существенные условия контракта (увеличить стоимость товара) в соответствии с Федеральным законом РФ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 04 марта 2022 г. определить цену за единицу товара - 225 рублей за килограмм. При этом, заключить дополнительное соглашение и внести изменения в цену контракта количество товара и сроки исполнения контракта. Также Заказчику был предложен вариант расторжения контракта по соглашению сторон. В подтверждение изменения цены товара Заказчику были предоставлены ИП копии информационных писем от поставщиков, прайс-листы от местных производителей. 28 марта 2022 г. через 18 дней письмом N 4 Заказчик сообщил, что досрочное расторжение по соглашению сторон приведет к нарушению жизнедеятельности учреждения. Предложение об увеличении цены не был согласовано Заказчиком. Письмом N 33 от 28.03.2022 г. ИП пояснил невозможность исполнения контракта на прежних условиях. Кроме того, 28.03.2022 г. ИП направил коллективное обращение в Министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области запрос на получение разрешения на изменение существенных условий контракта. 29.03.2022 г. (исх. N 6) Заказчик предъявил претензию ИП о неисполнении контракта. 04.04.2022 г. - Заказчик направил повторную претензию и 11.04.2022 г. вынес решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 13.04.2022 г. ИП был получен ответ от Министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области (исх. N 11/593), в котором пояснялись случаи и порядок изменения существенных условий контракта. 14.04.2022 г. ИП было направлено письмо в адрес Министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области с просьбой рассмотреть правомерность изменений существенных условий контракта и в случае признания его правомерным, принять решение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (постановление Правительства Оренбургской области) для заключения дополнительного соглашения по контракту на поставку сметаны. Заказчик письмом N 16 от 18.04.2022 г. ответил, что на данный момент у него отсутствуют лимиты на увеличение цен товаров по контракту.
Кроме того, исходя из материалов дела и сведений, размещенных в ЕИС, следует, что контракт ИП Столбецовым А.С. был частично исполнен, а именно на сумму 73 474,47 рублей, что составляет 24,18 % от цены контракта и был оплачен Заказчиком в данной части.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей) является одним из средств, позволяющих заказчикам обеспечить реализацию закрепленного в части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Необоснованный отказ антимонопольного органа во включении участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) прямым образом затрагивает права заказчика, поскольку участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчику с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции (пункт 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Следовательно, решение вопроса о включении (отказе во включении) сведений в реестр недобросовестных поставщиков не является предметом усмотрения уполномоченного органа, ведение данного реестра должно обеспечивать реализацию вышеуказанного публичного интереса.
Как следует из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, одним из оснований включения сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в реестр является существенное нарушение ими условий контрактов, приведшее к расторжению контракта на основании решения суда или вследствие одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, при решении вопроса о включении сведений о поставщике в реестр, антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли это нарушение существенным. Отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Пунктом 11 Постановления предусмотрено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган осуществляет проверку поступивших информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
При таких обстоятельствах, на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, а также в связи с тем, что Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о намеренном неправомерном уклонении от исполнения обязательств по контракту не выявила, а также с учетом частичного исполнения Поставщиком обязательств по контракту, приходит к выводу об отсутствии необходимости включения сведений в отношении ИП Столбецова А.С. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении обращение Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Мустаевский психоневрологический интернат" (вх. N 4798 от 12.05.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ИП Столбецова Александра Сергеевича (ИНН: 026203879616) в связи с односторонним расторжением контракта на поставку сметаны (номер извещения N 0853500000321010108), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 19 мая 2022 г. N РНП-56-08-06-100/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2022