Резолютивная часть решения оглашена 23.05.2022
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "ВКО Медпром" (г. Москва) на положения извещения о проведении электронного аукциона на закупку системы рентгеновской компьютерной томографии (извещение N 0128200000122002388), в открытом заседании, в присутствии представителя заказчика - ГБУЗВО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г. Владимира" _.,(доверенность от 31.05.2021 N21), _. (приказ департамента здравоохранения Владимирской области от 01.11.2021 N800-л), представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области _. (доверенность от 30.12.2021 N 81), заявителя - ООО "ВКО Медпром" _. (доверенность от 19.05.2022 N 7), заинтересованного лица - ООО "ФИКСРЭЙ" ... (доверенность от 10.01.2022 N22).
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/14-334/2022 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
16.05.2022 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ВКО Медпром" (далее- заявитель, Общество) на положения извещения о проведении электронного аукциона на закупку системы рентгеновской компьютерной томографии (извещение N 0128200000122002388).
1. Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушениями требований Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг (далее КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно:
- в извещении и описании объекта закупки не установлена ссылка на позицию КТРУ, которой соответствует закупаемый товар.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По документации, установленной Заказчиком о закупке: Закупка системы рентгеновской компьютерной томографии/ Информация об объекте закупки: код позиции ОКПД2 - 26.60.11.111 Томографы компьютерные -1 шт.
Этому коду ОКПД2 соответствуют следующие позиции КТРУ: 26.60.11.111-00000019 и 26.60.11.111-00000020. "Комплект изделий для диагностики посредством рентгеновской компьютерной томографии (КТ) с гентри, конструкция которого ограничивает области его применения сканированием головы и шеи и/или конечностей. Комплект включает в себя одно или множество фиксированных кольцевых расположений рентгеновских трубок и противостоящих детекторов или рентгеновскую трубку(и) и блоки противостоящих детекторов, которые быстро вращаются вокруг центральной оси внутри сканирующей области гентри. Она может создавать двух- и/или трехмерные (3-D) томографические изображения, включая спиральную КТ или другие специфические методы визуализации, под множеством определенных углов относительно расположения тела. Для сбора информации, реконструкции изображения и отображения может использоваться целый ряд цифровых технологий".
Продукция под этим кодом КТРУ не совпадает с названием и характеристиками товара, указанными в описании объекта закупки.
В то же время название и наименования показателей в описании объекта закупки (ООЗ), свидетельствуют о возможности включении закупаемого товара в КТРУ с несколькими позициями: 26.60.11.119-00000014, 26.60.11.119-00000015, 26.60.11.119-00000016, 26.60.11.119-00000018, 26.60.11.119-00000019 и в первую очередь, конечно 26.60.11.119-00000023. Наименования: Системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела (обязательное применение с 22.12.2021).
В действительности, позициям КТРУ 26.60.11.119-00000014(15)(16)(18)(19) и 23, размещенным в ЕИС, соответствует код продукции ОКПД2 26.60.11.119 Аппараты рентгеновские прочие, используемые для диагностики, применяемые в медицинских целях, а также коду Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам 135190 Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела.
В соответствии с описанием медицинских изделий, соответствующих данному коду, к нему относится: "Комплект изделий для диагностики посредством рентгеновской компьютерной томографии (КТ) с гентри, достаточно большой для того, чтобы получать снимки любой части тела. Система может иметь модификации с одним или множеством фиксированных кольцевых расположений рентгеновских трубок и противостоящих детекторов или с рентгеновской трубкой(ами) и блоками противостоящих детекторов, которые быстро вращаются вокруг центральной оси внутри сканирующей области гентри. Она может создавать двух- и/или трехмерные (3-D) томографические изображения, включая спиральную КТ или другие специфические методы визуализации, под множеством определенных углов относительно расположения тела. Для сбора информации, реконструкции изображения и отображения может использоватьсяцелый ряд цифровых технологий".
Заявитель полагает, что заказчик установил и неверный код позиции ОКПД2 с целью избежать применения национального режима.
2. Извещением об осуществлении закупки установлен запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ, а именно ограничен допуск товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая если товар включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Товар с кодом ОКПД2 26.60.11.119 включен в перечень радиоэлектронной продукции и соответственно заказчик при применении соответствующей позиции Каталога не имеет право указывать какую-либо дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара.
Однако в связи с тем, что заказчик в нарушение п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг не установил соответствующую позицию Каталога, то соответственно нарушил положения п. 5 Правил.
Таким образом Заказчик, в нарушение правил применения КТРУ при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878, включил в описание объекта закупки дополнительные характеристики, не указанные в описании позиций КТРУ.
3. При описании объекта закупки заказчиком установлены технические требования, которым соответствует товар только одного производителя- SOMATOM go. с принадлежностями, вариант исполнения: SOMATOM go.Up.
В силу изложенного, заявитель просит провести внеплановую проверку, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель заказчика пояснил следующее.
Рассматриваемая закупка проводится в рамках реализации государственной программы "Развитие здравоохранения Владимирской области", утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 30.04.2013 N 494 (за счет средств бюджета Владимирской области). Учитывая цели государственной программы, направленной на приведение материально-технической базы учреждений здравоохранения в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи, их дооснащения оборудованием для оказания медицинской помощи, заказчик считает, что в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе при планировании и осуществлении закупок следует исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд.
Необходимость закупки продукции с указанными Заказчиком характеристиками обусловлена требованиями статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - 323-ФЗ), в которой предусмотрено, что одним из основных принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи. Под качеством медицинской помощи 323-ФЗ определяет совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Также потребность закупки оборудования с указанными в описании объекта закупки характеристиками обусловлена тем, что учреждение оказывает высокотехнологичную медицинскую помощь пациентам с различными диагнозами в экстренном порядке, что требует сложной диагностики на аппарате.
Предметом деятельности ГБУЗ ВО "ГКБ СМП" является оказание экстренной и неотложной медицинской помощи хирургического, гинекологического, травматологического и нейрохирургического профиля населению г. Владимира и области, а также других регионов и иностранцам.
В состав ГБУЗ ВО "ГКБ СМП" входит отделение лучевой диагностики и рентгенохирургических методов лечения и диагностики, на которое приходится более 40 тыс. рентгенологических исследований. На данное отделение возложены задачи по диагностике пациентов в кратчайшие сроки для оперативного принятия дальнейших решений в отношении поступивших пациентов в ургентных состояниях.
В связи с этим, отделение лучевой диагностики нуждается в современном рентгеновском компьютерном томографе, позволяющем оперативно и с высоким диагностическим качеством выполнять сканирование.
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) сформирован от общего к частному: например, в рассматриваемом случае, под кодом 26.60.11 объединены ВСЕ аппараты, основанные на использовании рентгеновского или альфа-, бета- или гамма-излучений, применяемы в медицинских целях.
Далее в классификаторе определяются подвиды указанных аппаратов:
- 26.60.11.110 - Аппараты, основанные на использовании рентгеновского излучения, применяемые в медицинских целях, включая хирургию, стоматологию, ветеринарию;
- 26.60.11.111 - Томографы компьютерные (заявлен к закупке заказчиком);
- 26.60.11.112 - Аппараты рентгеноскопические (флуороскопические);
- 26.60.11.113 - Аппараты рентгенографические;
- 26.60.11.114 - Аппараты для использования в стоматологии, основанные на действии рентгеновского излучения;
- 26.60.11.119 - Аппараты рентгеновские прочие, используемые для диагностики, применяемые в медицинских целях (в жалобе заявителя).
Как видно из классификатора, подвиды аппаратов указаны как специальные (томографы компьютерные, аппараты для стоматологии) так и общие (аппараты прочие).
В рассматриваемом случае, исходя из потребностей ЛПУ заказчик выбрал наиболее подходящий к коду ОКПД товара - "Томографы компьютерные" это код 26.60.11.111.
Каталог товаров, работ, услуг не содержит позиций, которые подходили бы под требования заказчика. Указание в описании объекта закупки предложенный заявителем жалобы код КРТУ может отрицательно отобразиться на качестве оказания медицинской помощи, состоянии здоровья, как пациентов, так и медицинского персонала, а также привести к срыву лечебного процесса.
Оборудование с предлагаемым заявителем кодом КТРУ 26.60.11.111-00000019 (Система рентгеновской компьютерной томографии с ограниченным полем обзора) и 26.60.11.111-00000020 (Система рентгеновской компьютерной томографии с ограниченным полем обзора) абсолютно не совпадает с названием и характеристиками товара, указанными заказчиком в описании объекта закупки.
Другие предложенные заявителем коды КТРУ (26.60.11.119-0000014(15)(16)(18)(19) и 23) не соответствуют потребности заказчика.
Исходя из описания, предметом поставки выступает исключительно аппарат компьютерной томографии, не включающий в себя обязательные при использовании элементы комплектации томографа - рабочее место врача с необходимым набором программного обеспечения для проведения всесторонней оценки и анализа в хирургии, гинекологии, травматологии и нейрохирургии, автоматический шприц-инъектор для введения контрастного вещества, рентгенозащитное окно, а также пакет программ, обеспечивающих возможность проведения всех необходимых исследований, являющихся основным "рабочим механизмом" для врачей. Без ПО и указанных элементов аппарат не сможет выполнять свою прямую функцию.
Предлагаемые заявителем позиции КТРУ поставку данных элементов не предусматривают, что означает, что они вполне вероятно не будут присутствовать в товаре, предложенном к приемке, так как позиции имеют в своем описании лишь 7 характеристик, не позволяющих приобрести товар, необходимый заказчику в ограниченной комплектации с завышенной стоимостью.
При этом без указанных выше элементов оборудование не может в полной мере быть использовано по назначению.
Доукомплектовать томограф всеми необходимыми программами также не представляется возможным, поскольку данные аппараты производятся целенаправленно по наполнению, указанному в описании объекта закупки заказчика и предусматривают требуемое ПО на заводе-производителе.
Отдельная закупка возможных к отдельной поставке комплектующих означает неэффективное расходование денежных средств, так как отдельно приобретаемые товары имеют более высокую стоимость, чем поставляемые в комплекте. Кроме того, на период проведения дополнительных торгов дорогостоящее оборудование будет простаивать до исполнения иного контракта, что указывает на недостижение цели закупки.
Таким образом, в целях повышения качества оказываемой медицинской помощи Заказчик формирует описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Считаем утверждение заявителя о том, что заказчик установил неверный код позиции ОКПД2 с целью избежать применение национального режима необоснованным. Извещением установлены ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", а также условия допуска в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных нужд".
В соответствии с письмом от 14 декабря 2020 г. N МЕ/109921/20 Федеральной антимонопольной службы, в случае применения ограничений, установленных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, заказчик не вправе указывать дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств. Данная позиция распространяется на закупки с использованием описания объекта закупки по КТРУ. Так как в КТРУ нет подходящих под требования заказчика позиций был использован код ОКПД2, в котором нет основных и дополнительных характеристик, все указанные в закупке характеристики являются существенными.
Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в описании объекта закупки требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в извещении об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
Описание объекта закупки содержит требования к характеристикам оборудования в соответствии с Национальным стандартом РФ "Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок" ГОСТ Р 55771-2013.
Перед подготовкой документов на торги заказчиком производился анализ рынка. При составлении описания объекта закупки была использована сравнительная информация о функциональных и технических характеристиках компьютерных томографов ведущих мировых производителей. Описание составлено в полном соответствии с положениями действующего законодательства таким образом, что участники закупки могут представить оборудование как минимум двух различных производителей. В связи с этим участником закупки может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности заказчика. Заказчик при размещении заказа не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки для государственных нужд. Таким образом, законодательство в сфере закупок не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Как указано в пункте 4 статьи 3 ФЗ-44 участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Поэтому требования к техническим характеристикам товара никак не ограничивает количество поставщиков - любое правомочное лицо вправе сделать предложение о поставке товаров, обладающих характеристиками соответствующими или превосходящими требования, установленные в описании объекта закупки.
В связи с выше перечисленным, представитель заказчика указывает, что все доводы, указанные в жалобе, являются необоснованными. Описание объекта закупки составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, Заказчиком не установлены какие-либо особые (нестандартные) или излишние требования к характеристикам поставляемого товара, ограничивающие количество участников закупки.
Представитель уполномоченного органа заявил, что нарушений со стороны департамента имущественных и земельных отношений не допущено.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 (далее - Правила) Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В силу пункта 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Извещением о проведении указанного электронного аукциона установлено ограничение для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно извещению электронного аукциона и приложениям к нему объектом закупки является - закупка системы рентгеновской компьютерной томографии.
Наименование указанного объекта закупки содержится в позициях КТРУ, корреспондирующийся с кодом ОКПД2 "26.60.11.119".
Таким образом, заказчик в силу Правил использования товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 обязан применить информацию, включенную в позицию КТРУ.
В силу изложенного, описание объекта закупки произведено заказчиком с нарушением требований части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
2. В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках реализации вышеуказанной нормы закона постановление Правительства от 10.07.2019 N 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.2.2 приложения N3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" Заказчик установил ограничение допуска для участников в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Согласно пункта 5 Правил, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В соответствии с приложением N2 описание объекта закупки осуществлено заказчиком в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, без применения КТРУ.
Таким образом, довод заявителя о неправомерном использовании дополнительных характеристик товара наряду с обязательными, является необоснованным.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Из приведенных норм Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе включить в документацию электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика. Соответствие установленным требованиям товара только одного производителя не является безусловным основанием, свидетельствующим об ограничении конкуренции среди участников электронного аукциона. В свою очередь Закон о контрактной системе не предусматривает обязанности заказчика при определении требований к объекту закупки руководствоваться количеством производителей/изготовителей такого товара.
Кроме того, Комиссия Владимирского УФАС России отмечает, что общество, равно как и другие участники закупки, имело возможность поставки товара с требуемыми характеристиками и не было ограничено в праве принять участие в аукционе с товаром, который соответствует потребностям заказчика.
Таким образом, вышеназванный довод является несостоятельным.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВКО Медпром" (г. Москва) на положения извещения о проведении электронного аукциона на закупку системы рентгеновской компьютерной томографии (извещение N 0128200000122002388) по доводам, изложенным в ней, частично обоснованной (в части нарушения части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
2. Признать заказчика нарушившим требования части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 23 мая 2022 г. N 033/06/14-334/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2022