Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление благоустройством Пермского района" (далее - Заказчик), МКУ "Управление закупок Пермского муниципального района" (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на ремонт участка автомобильной дороги Бершеть - Янычи (изв. N 0856600010822000057),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0856600010822000057 Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на Ремонт участка автомобильной дороги Бершеть - Янычи.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурсе в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 18.04.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 6 383 053,96 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 13.05.2022 г.
Заявитель полагает, что Заказчик, Уполномоченный орган неправомерно установил требование о подтверждении опыта участника закупки сопоставимого характера только договорами по ремонту, содержанию, капитальному ремонту автомобильной дороги, исключая опыт по строительству, реконструкции автомобильных дорог.
Согласно ч. 1. ст. 8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о закупках конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о закупках.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о закупках сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Частью 8 ст. 32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст.32 Закона о закупках.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В п. 1 Положения установлено, что настоящие Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, согласно приложению N 1.
Согласно п. 2 Положения: оценка заявок - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 5 Положения при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный пп "а" п. 3 Положения;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" п. 3 Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" п. 3 Положения, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" п. 3 Положения;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;
е) документ, предусмотренный приложением N 1 к настоящему Положению, формируется в соответствии с требованиями Положения.
Согласно п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В силу п. 32 Положения, при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;
г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Согласно извещению о проведении открытого конкурса для закупки N 0856600010822000057 критерии оценки установлены в приложении "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе".
Так, критерием наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), являются критерии "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" (значимость критерия - 40%).
В качестве детализирующего показателя к показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" является:
Общее количество исполненных участником закупки договоров.
Предметом оценки является количество договоров, предметом которых является выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту автомобильной дороги.
К оценке принимаются исключительно исполненные договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Перечень документов*, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный договор (договоры),
- акт (акты) приемки выполненных работ, составленных при исполнении такого договора (договоров).
Последний акт приемки выполненных работ, составленный при исполнении договора (договоров), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
*Если документы и информация о таких документах содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", ведение которых осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) с размещением на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" таких документов, вместо направления таких документов участник закупки вправе направить в соответствии с Законом о контрактной системе номер реестровой записи из соответствующего реестра. В случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в единой информационной системе, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
Документы предоставляются участниками закупки в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки.
К оценке не принимаются документы:
- представленные не в полном объеме;
- не содержащие всех обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В пп. "в" п. 32 Положения установлен исчерпывающий перечень видов контрактов (договоров), которые могут быть установлены в конкурсной документации для оценки и сопоставления заявок участников открытого конкурса по нестоимостному критерию "Квалификация участников конкурса", однако, Заказчиком в предмете оценки установлены виды контрактов не в соответствии с указанным пунктом Положения.
Таким образом, в действиях Заказчика, ограничившего виды контрактов, подтверждающие опыт участников закупки, установлено нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках. Указанные действия Заказчика содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 1.4. ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Заявитель полагает, что установленное требование о предоставлении участником в составе заявки - актов выполненных работ, содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"" не соответствует требованиям пп. "в" п. 28 Постановлении Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Исходя из системного толкования положения п. 28, п. 32 Положения документы, подтверждающие опыт участника закупки, могут представляться как в электронном виде, так и на бумажном носителе.
В соответствии со ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и тому подобное), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Таким образом, указанное положение извещения о закупке не противоречит действующему законодательству.
Следовательно, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Необходимо отметить, что доказательств того, что спорные положения извещения и приложений к нему не позволили участнику подать заявку Комиссии не представлено, запросы о разъяснении положений документации о закупке ИП Меньшиковым Р.А. не направлялись, кроме того, заявка на участие в конкурсе также Заявителем не подавалась.
Более того, подача жалобы 12.05.2022 г. (в предпоследний день окончания срока подачи заявок), по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2022 NИЭОК1 на участие в открытом конкурсе в электронной форме было подано три заявки, все заявки признаны соответствующими требованиям извещения.
Исходя из анализа заявок установлено, что участниками закупки в составе вторых частей заявок были представлены:
- участником N 1(ИП Карапетян Г.М.) - 2 договора о выполнении работ по ремонту автомобильных дорог;
- участником N 2 (ООО "ДСК МАГИСТРАЛЬ") - 58 договоров, в том числе, 2 договора по капитальному ремонту автомобильных дорог, 56 договоров по ремонту автомобильных дорог;
- участником N 3 (ООО "АРТИНВЕСТГРУПП") - 50 договоров, в том числе, 1 договор по капитальному строительству автомобильной дороги, 2 договора по содержанию автомобильных дорог, 1 договор по капитальному ремонту автомобильной дороги и 46 договоров по ремонту автомобильных дорог.
Из пояснений Конкурсной комиссии, следует, что у участников N1, N2 были приняты к оценке все представленные в составе заявки контракты, у участника N 3 не были приняты к оценке следующие из представленных договоров:
- Договор на выполнение работ по содержанию региональных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них N 32-16-сод от 11.04.2016 г., в связи с тем, что документы представлены не в полном объеме: отсутствуют акты выполненных работ, составленные при исполнении договора (договоров) и подписанные не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; по информации, размещенной в ЕИС, представленный договор признан недействительным; в реестре договоров ЕИС отсутствуют акты выполненных работ, в том числе, подтверждающие их выполнение не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
- Контракт на строительство объекта капитального строительства N/12/2019-с от 11 декабря 2019 года, в связи с тем, что в представленном контракте отсутствуют все обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а именно: контракт не подписан заказчиком. Так же не подписаны заказчиком приложения NN 2,3; документы представлены не в полном объеме: в составе представленного контракта отсутствуют приложения к контракту: приложения NN 4, 5; документы представлены не в полном объеме: приложение N 6 представлено в составе титульного листа; документы представлены не в полном объеме: в соответствии с дополнительным соглашением к контракту от 21.12.2020 года N 4 и дополнительным соглашением к контракту от 04.10.2021 года N 10 цена контракта составила 311 319 960,00 руб. В составе заявки представлены акты выполненных работ (КС-2) на сумму 278 126 624,20 руб. (перечень представленных актов прилагаем отдельным файлом). Поскольку контракт отсутствует в открытых реестрах, информации о реестровом номере контракта в составе заявки не предоставлена, установить иное невозможно; документы представлены не в полном объеме: реквизиты представленного контракта (его номер) не соответствуют номерам контракта, указанным в дополнительных соглашениях к контракту и в актах выполненных работ.
Таким образом, допущенное Заказчиком нарушение, в части установления предмета оценки по нестоимостному критерию, не повлияло на порядок оценок поступивших заявок.
Поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, а также с учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме на ремонт участка автомобильной дороги Бершеть - Янычи (изв. N 0856600010822000057) обоснованной в части довода N 1.
2. Признать в действиях Заказчика, нарушения требований п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 мая 2022 г. N 007575/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2022