Резолютивная часть решения оглашена 24 мая 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 27 мая 2022 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "НПО ПРОМЕТ" на электронный аукцион на поставку сейфа-холодильника (номер извещения N 0357300000122000043), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
11.05.2022 Заказчиком объявлен электронный аукцион на поставку сейфа-холодильника (номер извещения N 0357300000122000043).
Извещение N 0357300000122000043 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 11.05.2022 11:45.
Начальная (максимальная) цена контракта - 205 920,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 19.05.2022 10:00.
Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
18.05.2022 (вх. N 481-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 24.05.2022 года в 15 часов 30 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх. N 481-з от 18.05.2022 г.).
Заказчик указывает КТРУ 32.50.50.190-00000626 - сейф-термостат, но в техническом задании описывает\указывает Сейф-холодильник с конструктивными особенностями конкретного товара - сейфа-холодильника ВЭСТ. Оборудование сейф-холодильник и сейф-термостат не являются тождественными по эксплуатационному назначению.
Вид медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации 215850 - Холодильник фармацевтический, Холодильное устройство, специально предназначенное для хранения фармацевтической продукции, лекарств или живых вирусных вакцин и т.п. Может оснащаться встроенной сигнализацией о превышении допустимой температуры хранения.
Такое понятие, как "сейф-холодильник", отсутствует в видах медицинских сейфов, а также не подлежит закупке ЛПУ.
Также в описании объекта закупки Заказчиком не применен ГОСТ Р 57266-2016 и ГОСТ Р 50862-2017.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения исх. N 296 от 23.05.2022 года, в материалах дела):
При описании объекта закупки Заказчик руководствовался как положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, так и своей потребностью в сейфе-термостате для хранения наркотических препаратов, в связи с чем был выбран КТРУ 32.50.50.190-00000626.
Заказчик считает, что характеристики сейфа-холодильника, описанного в объекте закупки, обладают теми же свойствами, что и медицинский сейф-термостат.
Наличие в РФ сейфов-холодильников, как изделий, которые являются одновременно и сейфом, и холодильником, предназначенных для хранения наркотических препаратов, подтверждается письмом Росздравнадзора N04и-149/14 от 14.02.2014 г.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующие:
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно требованиям пункта 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлен порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога" утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Из пункта 4 Правил следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
В пункте 5 Правил указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Системное толкование вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него, соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
В соответствии с извещением N 0357300000122000043 объектом закупки является поставка сейфа-холодильника.
Согласно техническому заданию аукционной документации Заказчиком применено КТРУ: 32.50.50.190-00000626 "Сейф-термостат для хранения наркотических препаратов".
В соответствии с КТРУ: 32.50.50.190-00000626 "Сейф-термостат для хранения наркотических препаратов" Заказчик в описании объекта закупки установил свою потребность в устройстве в виде холодильника, с питанием от сети переменного тока, специально разработанное для обеспечения безопасного хранения наркотических или психотропных веществ при определенной температуре. Оно может иметь двойные стены, замки, укрепляющие стержни и другие решения по обеспечению безопасности и предотвращению несанкционированного доступа. Сейф имеет функцию поддержания теплового режима, необходимого для хранения наркотических и/или психотропных веществ, с обеспечением контроля температуры.
При этом характеристики товара, работы, услуги обязательные и не обязательные для применения при описании объекта закупки по указанной позиции отсутствуют.
Исходя из довода жалобы Заявителя, заказчиком должен был применен код КТРУ - 32.50.50.190-00000414 "Холодильник фармацевтический", при этом характеристики товара, работы, услуги обязательные и не обязательные для применения при описании объекта закупки по указанной позиции также отсутствуют.
В связи с отсутствием в каталоге обязательных для применения по соответствующей позиции характеристик товара, на основании п. 7 Правил Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В техническом задании аукционной документации в качестве характеристик необходимого к поставке товара Заказчиком указано следующее:
Наименование товара |
Наименование показателя товара |
Единица измерения |
Значения показателя товара, которое не может изменяться участником закупки при подаче заявки/ при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры |
2 |
3 |
4 |
5-6 |
Сейф-холодильник (КТРУ: 32.50.50.190-00000626 "Сейф-термостат для хранения наркотических препаратов") |
Назначение |
|
Сейф-холодильник предназначен для хранения и защиты от свободного доступа веществ, медицинских препаратов, лекарственных форм, имеющих строго определённые температурные условия хранения, в служебных, складских и подсобных помещениях лабораторий, медицинских учреждений, аптеках. |
Класс взломостойкости |
|
3 -4 |
|
Минимальная температура охлаждаемой камеры |
Градус цельсия |
Не более плюс 2 |
|
Автоматическая оттайка |
|
Наличие |
|
Холодильная камера расположена от уровня пола на высоте |
мм |
Не менее 340 |
|
Внутренний полезный объём холодильной камеры |
Литр |
Не менее 20 |
|
Материал полок |
|
Нержавеющая сталь |
|
Внутренняя поверхность холодильной камеры |
|
Нержавеющая сталь |
|
Наполнитель сейфа-холодильника между стальными стенками |
|
Бетон |
|
Дисковая система запирания двери холодильной камеры |
|
Наличие |
|
Тип замка для холодильной камеры |
|
3 дисковых ригеля |
|
Опечатывающее устройство для холодильной камеры |
|
Наличие |
|
Освещение холодильной камеры |
|
Наличие |
|
Защита от протекания конденсируемой влаги из холодильной камеры |
|
Наличие |
|
Покрытие внешней поверхности |
|
Порошковое покрытие |
|
Температурный контроллер |
|
Наличие |
|
Температурный датчик |
|
Наличие |
|
Крепление к полу анкерным болтом внутри рамы корпуса изделия, скрытого от постороннего доступа |
|
Наличие |
|
Ширина |
мм |
Не менее 420 - не более 480 |
|
Высота |
мм |
Не менее 1000 - не более 1200 |
|
Глубина |
мм |
Не менее 480 - не более 490 |
|
Вес |
Кг |
Не более 200 |
Из смысла Закона о контрактной системе следует, что для Заказчика приоритетом должно являться не приобретение объекта закупки с определенным названием, а приобретение объекта закупки с функциональными, техническими и качественными характеристиками соответствующими его потребности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1225 ГК РФ товарные знаки, фирменные наименования, наименования места происхождения товара, наименования производителя являются средствами индивидуализации товара.
Из положений пункта 2 статьи 42, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что как извещение об осуществлении закупки, так и прочие разделы документации об аукционе должны содержать, в числе прочего, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, закон разделяет понятия "наименование" и "описание" объекта закупки. Если требования к описанию объекта закупки состоят в указании функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристик объекта закупки (при необходимости); использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями (п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе), то требования к указанию наименования в первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены лишь следующие: должно содержаться указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии) - пункт 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Закон не предусматривает каких-либо специальных требований к указанию наименования объекта закупки, не являющегося фирменным.
Комиссия сообщает, что, изучив техническое задание, описание Заказчиком характеристик товара соответствует требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе и не свидетельствует о нарушении требований ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
При описании наименования объекта закупки в Техническом задании документации об электронном аукционе Заказчиком в указании наименования объекта закупки указан "Сейф-холодильник", при этом Комиссия сообщает, что наименование объекта закупки не является функциональной, технической и качественной характеристикой товара, в связи с чем носит информационный характер, не обязательный для его применения.
По факту использования Заказчиком сведений ОКПД2 и соответствующей позиции КТРУ при формировании закупки и последующей поставки товара в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий Комиссия сообщает, что пунктом 12 Правил формирования каталога установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, следовательно, код ОКПД2 учитывается в коде позиции каталога и включается в справочную информацию, включенную в позицию каталога.
При этом, законодательство Российской Федерации не содержит нормы, регламентирующей порядок указания заказчиком в извещении о закупке кода позиции каталога товаров, работ, услуг.
Вместе с тем указанная справочная информация не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и указывается в целях реализации соответствующих положений Правил формирования каталога.
При этом Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень сведений, указываемых участниками в составе заявки на участие в закупке, а также перечень оснований для отклонения заявки на участие в закупке, в связи с чем соответствие или различие кода товара, работы, услуги участника закупки соответственно коду товара, работы, услуги, указанному в позиции каталога, не является условием допуска или отказа для участия в закупке.
В связи с тем, что описание объекта закупки находится в компетенции заказчика, то и выбор кода, который является справочной информацией, также осуществляется заказчиком.
Кроме того, в соответствии со ст. 38 Закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание медицинского изделия.
При выборе медицинских изделий необходимо, прежде всего, руководствоваться целями применения этих медицинских изделий по назначению, а также описанием основных функциональных характеристик этих медицинских изделий.
Из положений Закона о контрактной системе следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований, заказчик вправе определить в извещении такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. Получение в наибольшей степени удовлетворяющего существующим потребностям заказчика товара является для него приоритетной целью проведения закупки.
Комиссия относительно данного довода Заявителя отмечает, по сути Заявитель говорит в первую очередь о том, что описанные характеристики товара Заказчиком противоречат ГОСТ Р 57266-2016.
Закон о контрактной системе не обязывает Заказчиков при описании объекта закупки руководствоваться ГОСТ, а Техническое задание рассматриваемой закупки не содержат требований о соответствии поставляемого товара ГОСТ Р 57266-2016.
При описании объекта закупки Заказчик руководствовался письмом Росздравнадзора N04и-149/14 от 14.02.2014 г., в соответствии с которым в РФ сейфы-холодильники - это изделия, которые являются одновременно и сейфом, и холодильником, предназначенных для хранения наркотических препаратов.
Правом Заказчика является возможность включения в документацию о проведении электронного аукциона таких характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель. Участник закупки может не являться производителем требуемого к поставке товара, при этом быть готовым поставить товар, соответствующий требованиям документации, составленной в соответствии с потребностями Заказчика.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции.
Именно такая правовая позиция отражена в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 (далее - Обзор ВС РФ от 28.06.2017).
При этом вопреки позиции заявителя, в пункте 1 названного Обзора под "спецификой использования товара" понимается требования "с учетом собственных потребностей заказчика и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности".
В документации об аукционе, в том числе в Техническом задании, не содержится непредусмотренных законом требований, объектом закупки не является технология производства либо изготовление соответствующего изделия, отсутствуют требования к "процессам и методам производства". В документации об аукционе не установлено дополнительных требований к самому товару и требований к участникам закупки, отсутствуют требования о поставке товара исключительно производителем либо уполномоченным им лицом.
В связи с этим в участником закупки могло быть любое заинтересованное лицо: поставщики, дилеры, дистрибьютеры и так далее, а не только производитель таких товаров (согласуется с позицией арбитражного суда Псковской области по Делу N А52-2569/2020).
Несмотря на то, что победителем торгов стало ООО "Электромед", предложившее к поставке сейф-холодильник ВЭСТ-3-20, важным моментом является то, что товар находится в свободном обращении, свободен к продаже, доказательств обратного материалы дела не содержат, заявителем таких доказательств не представлено.
Заявителем подтверждения невозможности участия в данной закупке, а именно невозможности предложения к поставке товара соответствующего потребностям Заказчика не представлено.
При этом на участие в электронном аукционе подано 5 заявок, 4 из которых с предложенным товаром "сейф-холодильник ВЭСТ 3-20", 1 с товаром ООО "Фарм-Сиб" "сейф-холодильник медицинский СТЛ-3102", что подтверждает наличие как минимум двух производителей, соответствующих потребности Заказчика.
На основании вышеизложенного доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Устные доводы заявителя о нарушении расчета НМЦК на товары Комиссией оставлены без рассмотрения, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Проверка информации о возможных нарушениях, касающихся начальной (максимальной) цены контракта, связанной с актуальными требованиями к товару, не относятся к компетенции Псковского УФАС России.
Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. С учетом изложенного, Заявитель имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. N 339.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "НПО ПРОМЕТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 27 мая 2022 г. N 060/06/33-217/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2022