рассмотрев обращение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Регион 40" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по экспертизе имущества (изв.N 0156100011322000001),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156100011322000001 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по экспертизе имущества. Начальная (максимальная) цена контракта - 202 500,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
01.03.2022 г. между Заказчиком и ООО "Регион 40" (далее - Исполнитель) заключен контракт на оказание услуг по экспертизе имущества на сумму 202 500,00 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, 30.03.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 9 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Исполнитель обязуется на условиях, установленных настоящим Контрактом, в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) и на основании письменных Поручений Заказчика (далее - Поручения) оказывать услуги по экспертизе конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства, а также товаров, задержанных таможенными органами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1493 "Об утверждении Правил распоряжения товарами, задержанными таможенными органами, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - имущество) (далее - Услуги), а Заказчик обязуется оплачивать оказанные Исполнителем Услуги на условиях, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Перечень, объем Услуг, требования к качеству Услуг и другие исходные данные установлены в Техническом задании (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
1.3. Срок оказания услуг: с момента заключения государственного контракта по 30.06.2022.
3.1. Права Заказчика:
3.1.1. Запрашивать у Исполнителя информацию, касающуюся вопросов оказываемых Исполнителем услуг.
3.1.2. Требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом и Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту), а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
3.1.3. Проверять ход и качество оказываемых Исполнителем услуг, не вмешиваясь в его деятельность.
3.1.4. Заказчик вправе, письменно уведомив Исполнителя, приостановить все платежи по настоящему Контракту, если Исполнитель не выполняет своих обязательств (или части обязательств) по Контракту, при условии, что такое уведомление о приостановлении платежей определяет характер невыполнения обязательств и содержит требование того, чтобы Исполнитель исправил положение в течение периода времени, не превышающего 15 (пятнадцать) рабочих дней после получения Исполнителем такого уведомления.
3.2. Обязанности Заказчика:
3.2.1. Направлять Исполнителю копии документов, необходимых для оказания Услуг по настоящему Контракту (копии судебных актов, являющимися основанием обращения имущества в собственность государства).
3.2.2. Обеспечить уполномоченным лицам Исполнителя для отбора образцов имущества доступ к имуществу, подлежащему экспертизе.
3.2.3. Предоставлять в распоряжение Исполнителя имеющиеся информацию и документы в отношении предмета экспертизы, требующиеся для оказания услуг.
3.2.4. Принять услуги в соответствии с разделом 4 настоящего Контракта, в случае отсутствия претензий относительно их объема, качества и соблюдения сроков их оказания подписать Акт приема-сдачи услуг в форме электронного документа.
3.2.5. Осуществлять оплату оказанных Исполнителем услуг на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
3.3. Права Исполнителя:
3.3.1. Требовать оплаты оказанных Заказчику услуг в соответствии с условиями настоящего Контракта.
3.3.2. Привлекать к исполнению настоящего Контракта соисполнителей, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п., необходимым для экспертизы имущества. При этом Исполнитель несет ответственность по настоящему Контракту за действия привлекаемых соисполнителей как за свои собственные. Соисполнитель должен отвечать требованиям, предъявляемым к лицам, оказывающим соответствующие услуги, если таковые требования установлены действующим законодательством.
Наименование соисполнителей либо фамилия, имя, отчество (для физических лиц) и перечень оказанных ими услуг Исполнитель указывает в сопроводительном письме, представляемом Заказчику вместе с экспертным заключением в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящего Контракта.
3.4. Обязанности Исполнителя:
3.4.1. Своевременно и надлежащим образом оказывать услуги собственными и привлеченными силами в соответствии с настоящим Контрактом.
3.4.2. Самостоятельно обеспечивать себя средствами, необходимыми для исполнения поручений Заказчика, нести все расходы, связанные с оказанием услуг по настоящему Контракту.
3.4.3. Соблюдать конфиденциальность в работе с Заказчиком, не разглашать какую-либо информацию, ставшую известной в процессе оказания услуг в соответствии с настоящим Контрактом.
3.4.3. Не разглашать информацию, полученную в ходе оказания Услуг, результаты оказания Услуг, не передавать третьим лицам результаты оказания Услуг целиком или какую-либо их часть и обеспечить сохранность результатов оказания Услуг от доступа третьих лиц, за исключением письменного распоряжения Заказчика.
3.4.4. В течение 5 (пяти) рабочих дней после даты подписания Контракта письменно уведомить Заказчика о лицах, уполномоченных на получение документов, осмотр имущества, отбор образцов и т.п. в рамках Контракта, с приложением надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих указанные полномочия.
В случае изменения состава уполномоченных лиц незамедлительно письменно информировать об этом Заказчика с приложением копий соответствующих документов.
3.4.5. Предоставлять Заказчику информацию, касающуюся оказываемых услуг по настоящему Контракту, а также незамедлительно информировать Заказчика об обстоятельствах, препятствующих оказанию услуг в установленные сроки, с приложением фиксирующих причину неоказания услуг актов и иных подтверждающих документов (при их наличии).
3.4.6. Обеспечивать надлежащее хранение отобранных для исследований, измерений, лабораторных испытаний образцов имущества. При этом израсходование или возврат образцов (проб) имущества Заказчику должно быть подтверждены документально.
3.4.7. Незамедлительно предупреждать Заказчика о вероятных событиях или обстоятельствах в будущем, которые могут негативно повлиять на качество услуг.
3.4.8. Своими силами и за свой счет устранить допущенные по своей вине недостатки оказанных услуг.
3.4.9. Оказывать услуги и выполнять свои обязанности по настоящему Контракту эффективно и на высоком профессиональном уровне, а также применять передовые технологии и безопасные и эффективные оборудование, технику, материалы и методы. В отношении любого вопроса, связанного с настоящим Контрактом, Исполнитель должен оказывать всяческое содействие Заказчику и соблюдать его законные интересы.
3.4.10. Применять при оказании услуг все установленные методики и имеющиеся в распоряжении Исполнителя технические средства для правильного и обоснованного решения поставленных перед ним вопросов. При этом Исполнитель самостоятельно определяет методы и способы оказания услуг Заказчику.
3.4.11. Оказывать Услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в том числе нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок проведения экспертизы, взятие проб и образцов имущества и других мероприятий, осуществляемых Исполнителем, техническими регламентами и инструкциями, установленными стандартами и нормами (ГН, ГОСТ, ОСТ, ПБ, СанПин, СП и др.).
3.4.12. Письменно информировать Заказчика об указанных ниже обстоятельствах в течение 3 (трех) рабочих дней с даты их возникновения:
- изменение местонахождения, почтового адреса, наименования или других реквизитов Исполнителя;
- реорганизация Исполнителя;
- смена руководителя или ответственных лиц Исполнителя;
- возбуждение (начало) в отношении Исполнителя процедуры банкротства или ликвидации;
- изменение состава учредителей (участников, акционеров), доверенных лиц Исполнителя и внесение изменений и дополнений в его учредительные документы.
3.5. Обязанности Сторон:
3.5.1. В течение срока действия настоящего Контракта и в течение трех лет после его окончания каждая Сторона не должна раскрывать никакой информации, за исключением информации, предусмотренной законодательством о контрактной системе в сфере закупок, перед третьими лицами, имеющей конфиденциальный характер, которая стала известна Сторонам в связи с выполнением настоящего Контракта, без предварительного письменного согласия другой Стороны.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
9.4. Контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта;
- по решению суда.
9.7. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения исполнителя.
9.8. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта:
9.8.1. в случае нарушения Исполнителем условий Контракта и Технического задания
(Приложение N1 к настоящему Контракту);
9.8.2. в случае установления факта недействительности банковской гарантии, предоставленной Исполнителем в соответствии с разделом 6 Контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что в соответствии с п. 3.4.1. Контракта установлена обязанность Исполнителя своевременно и надлежащим образом оказывать услуги собственными и привлеченными силами в соответствии с настоящим Контрактом. Пунктом 3.4.4. Контракта установлена обязанность Исполнителя течение 5 (пяти) рабочих дней после даты подписания Контракта письменно уведомить Заказчика о лицах, уполномоченных на получение документов, осмотр имущества, отбор образцов и т.п. в рамках Контракта, с приложением надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих указанные полномочия. В соответствии с п. 1.3. Контракта Услуги по проведению экспертизы (в том числе предоставление Заказчику экспертного заключения) должны быть оказаны в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения Поручения Заказчика. Заказчик письмами от 04.03.2022 N 59-ЕМ-07/1806, 59-ЕМ-07/1807, 59-ЕМ-07/1808, 59-ЕМ-07/1809, 59-ЕМ-07/1810 и от 05.03.2022 N 59-ЕМ-07/1875 поручил Исполнителю провести экспертизу имущества, обращенного в собственность государства (бывшего в употреблении), на предмет подтверждения его безопасности для жизни и здоровья человека и возможности использования по прямому назначению (далее - экспертиза) и предоставить в адрес Заказчика заключение в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения поручения. Вместе с тем, в установленные сроки экспертные заключения Заказчику предоставлены не были.
Поскольку на 31.03.2022 г. услуги Исполнителем не оказаны Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В тот же день указанное решение направлено в адрес Исполнителя посредством электронной почты. 01.04.2022 г. указанное решение размещено в единой информационной системе в разделе "Дополнительная информация".
Поскольку решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 31.03.2022 г., то порядок его принятия, размещения в ЕИС, направления Подрядчику регламентирован п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 360).
Согласно пп. 3 п. 6 ст. 8 ФЗ N 360 с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о закупках (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о закупках), статьей 111 (в случае определения в соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона о закупках особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и ст. 111.1 Закона о закупках, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Как указал Заказчик в обращении, дата надлежащего уведомления является день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения об одностороннем отказе. Таким образом, датой надлежащего уведомления является 16.04.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 27.04.2022 г.
Вместе с тем, согласно информации размещенной в ЕИС контракт переведен в статус "Исполнение прекращено" 01.04.2022 г.
Таким образом, поскольку Заказчиком нарушена процедура расторжения контракта в части несоблюдения срока на вступление в силу решения об одностороннем отказе, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия считает нужным отметить, что нарушение порядка расторжения контракта, допущенное Заказчиком не позволяет Исполнителю реализовать законное право на устранение нарушений условий контракта, предусмотренное ч. 14 ст. 95 Закона о закупках
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, пришла к выводу о том, что сведения о Исполнителе не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку нарушение, допущенное Заказчиком, лишает ООО "Регион 40" права на устранение нарушений условий контракта в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Регион 40" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "Регион 40" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 мая 2022 г. N РНП-59-237
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2022