Резолютивная часть решения оглашена 25 мая 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 30 мая 2022 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Соболевой Э.В. на электронный аукцион на поставку котла КВр-2.0 (номер извещения N 0357100002922000028), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
12.05.2022 г. Заказчиком объявлен электронный аукцион на выполнение работ на поставку котла КВр-2.0 (номер извещения N 0357100002922000028).
Извещение N 0357100002922000028 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 12.05.2022 16:16.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 040 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие электронном аукционе - 20.05.2022 10:00.
Оператор электронной площадки АО "ЕЭТП".
19.05.2022 (вх. N485-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 25.05.2022 года в 17 часов 30 минут с учетом объявленного перерыва в 12 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх. N485-з от 19.05.2022 г.).
Техническая характеристика товара "номинальная теплопроизводительность колов с ручной топкой для каменного угля" не соответствует ГОСТ 30735-2001, "температура теплоносителя 95-70 градусов Цельсия" не соответствует ТР ТС 032/2013 "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением".
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения в материалах дела):
В техническом задании указаны основные рабочие параметры температуры теплоносителя 95-80 градусов Цельсия. В зимнее время, в момент пиковой нагрузки, температура теплоносителя может превышать 110 градусов Цельсия, поэтому котел должен соответствовать ТР ТС 032/2013 "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением".
В виду ограниченного финансирования в учреждении проводится раздельная закупка основного оборудования для котельной, при вводе в эксплуатацию котел будет эксплуатироваться с механической подачей топлива, поэтому котел должен соответствовать ГОСТ 30735-2001.
В результате рассмотрения жалобы установлены следующие нарушения:
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно требованиям пункта 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлен порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога" утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога" утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из пункта 4 Правил следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
В пункте 5 Правил указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Системное толкование вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что при формировании технического задания Заказчику в рамках Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Однако Заказчик при описании объекта закупки должен зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам так, чтобы, с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с извещением N 0357100002922000028 объектом закупки является поставка Котла КВр-2.0.
Согласно техническому заданию аукционной документации Заказчиком применено КТРУ: 25.21.12.000-00000004 "Котел водогрейный".
В соответствии с КТРУ: 25.21.12.000-00000004 "Котел водогрейный" Заказчик в описании объекта закупки установил свою потребность в котле водогрейном центрального отопления для производства горячей воды или пара низкого давления.
Данной позицией КТРУ установлены характеристики товара, работы, услуги.
При этом Заказчик при описании объекта закупки использует ГОСТ 30735-2001, ТР ТС 032/2013 "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" и ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования".
Предусмотренные техническим заданием дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики котла, не предусмотренные КТРУ, являются излишними, так как не обоснованы надлежащим образом в соответствии с пунктом 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
Вместе с тем, Заказчик при описании спорной позиции "Номинальная теплопроизводительность котлов с ручной топкой" установил требования, противоречащие ГОСТ 30735-2001.
В техническом задании установлены следующие характеристики:
- вид топливо - каменный уголь;
- подача топлива - ручная;
- номинальная тепловая мощность МВт (Гкал/час) -от 1,8 (1,55) до 2 (1,720).
Согласно п.п. 3.6. ГОСТ 30735-2001 "Номинальная теплопроизводительность котлов с ручной топкой, МВт, не более 0,8 - для каменного угля и антрацита".
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что при вводе в эксплуатацию котел будет эксплуатироваться с механической подачей топлива, поэтому выбраны соответствующие механической подаче характеристики, при этом такое обоснование в описание объекта закупки не включено.
Аналогичная позиция изложена Заявителем по спорной характеристике "температура теплоносителя 95-70 градусов Цельсия".
Заказчик в описании объекта закупки установил, что котел должен быть изготовлен в соответствии с ГОСТ 30735-2001 и ТР ТС 032/2013 "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением".
В соответствии с п.10.4. ГОСТ 30735-2001 котлы допускается использовать в системах отопления с номинальным перепадом температур 95 - 70 °C и 115 - 70 °C.
При этом соответствии с абзацем д пункта 2 ТР ТС 032/2013 "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" настоящий технический регламент распространяется на котлы, имеющие вместимость более 0,002 м3, предназначенные для получения горячей воды, температура которой свыше 110 °C, или пара, избыточное давление которого свыше 0,05 МПа, а также сосуды с огневым обогревом, имеющие вместимость более 0,002 м3.
В описании объекта закупки установлена спорная характеристика "температура теплоносителя 95-70 градусов Цельсия", не соответствующая положениям ТР ТС 032/2013 "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением", при этом обоснование в описание объекта закупки не включено.
Исходя из вышеизложенного, доводы Заявителя являются обоснованными.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены протокола составленного в ходе определения поставщика, и внесение изменений в положение документации об аукционе.
Нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3.35 Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Соболевой Э.В. обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 23, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание, об устранении нарушений, путем отмены протокола, составленного в ходе проведения аукциона и внесение изменений в документацию об аукционе с учетом настоящего решения.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 30 мая 2022 г. N 060/06/33-221/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2022