Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- врио зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Студеникин Д.Е. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителя заказчика - ГБУЗ НСО "ГКБ N 19": Сергеевой Ксении Сергеевны (по доверенности);
в присутствии представителя ООО "ПРЕСТИЖ": Кобяковой Виктории Викторовны (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме обращение ГБУЗ НСО "ГКБ N 19" о включении сведений об ООО "ПРЕСТИЖ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом ГБУЗ НСО "ГКБ N 19" от исполнения контракта, заключенного с ООО "ПРЕСТИЖ" по результатам проведения электронного аукциона на поставку продуктов питания (извещение N 0351300099321000124),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение ГБУЗ НСО "ГКБ N 19" о включении сведений об ООО "ПРЕСТИЖ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом ГБУЗ НСО "ГКБ N 19" от исполнения контракта, заключенного с ООО "ПРЕСТИЖ" по результатам проведения электронного аукциона на поставку продуктов питания (извещение N 0351300099321000124).
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
11.11.2021 между заказчиком и ООО "ПРЕСТИЖ" был заключен контракт N 2540911424621000137.
В соответствии с п.3.1 контракта товар заказчику поставляется партиями по заявкам заказчика в течение двух рабочих дней.
23.03.2022 заказчиком было получено письмо от ООО "ПРЕСТИЖ", в котором поставщик заявил, что не может гарантировать поставку товара по ранее согласованным ценам и в установленный контрактом срок.
24.03.2022 заказчик направил в адрес поставщика претензию с требованием исполнить обязательства по контракту.
13.04.2022 заказчик направил в адрес поставщика заявку на поставку товара.
15.04.2022 ГБУЗ НСО "ГКБ N 19" повторно направило претензию с требованиями поставить товар.
16.05.2022 ГБУЗ НСО "ГКБ N 19" приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение 20.05.2022 было размещено в ЕИС, а также, по информации, представленной заказчиком, 17.05.2022 направлено в адрес поставщика посредством почты России.
В соответствии с ч.12 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что заказчиком были нарушены положения указанной нормы, поскольку заказчик разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС 20.05.2022 (с просрочкой на один рабочий день). Кроме того, заказчиком не были представлены документы, подтверждающие направление указанного решения заказным письмом.
В соответствии с почтовым уведомлением, представленным заказчиком, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было получено ООО "ПРЕСТИЖ" 17.05.2022. Представитель заказчика на заседании Комиссии заявил, что указанное почтовое уведомление было получено заказчиком 27.05.2022, таким образом, датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта является 27.05.2022.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 07.06.2022.
01.06.2022 Новосибирским УФАС России в адрес ООО "ПРЕСТИЖ" было направлено уведомление (исх. N 5133/22) с требованием о представлении письменных объяснений по факту неисполнения обязательств по контракту N 2540911424621000137.
ООО "ПРЕСТИЖ" в своих пояснениях заявило следующее.
Текущая экономическая ситуация в России привела к увеличению стоимости сырья, ингредиентов и упаковочного материала, к увеличению затрат на доставку и логистику, а также к росту цен на запасные части для производственных линий, которые зачастую закупались у иностранных поставщиков, что обуславливает привязку цен к иностранной валюте. Все это привело к значительному росту цен на товары различных категорий, в том числе, на сахар.
ООО "ПРЕСТИЖ" в сложившейся ситуации было вынуждено закупать товар у производителей/поставщиков по цене, не позволяющей извлекать прибыль при исполнении контракта. Так, цена за 1 кг сахара в марте 2022 года составляла 81,82 руб., в апреле - 72,73 руб., в мае - 65,45 руб.
Таким образом, цена, определенная контрактом N 2540911424621000137, является убыточной для ООО "ПРЕСТИЖ", поскольку стоимость 1 кг сахара по контракту составляет 54,87 руб. и была установлена в ноябре 2021 года.
При таких обстоятельствах, исполнение контракта для ООО "ПРЕСТИЖ" было лишено экономического смысла, о чем поставщик оповещал заказчика.
Кроме того, ООО "ПРЕСТИЖ" считает, что заказчиком не был соблюден порядок расторжения контракта.
Так, заказчик не уведомил поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта установленными Законом о контрактной системе способами, в результате чего поставщик был лишен права устранить допущенное нарушение условий контракта.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, так как обязательства по контракту ООО "ПРЕСТИЖ" не были исполнены в полном объеме, ГБУЗ НСО "ГКБ N 19" правомерно приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, в соответствии с пп. "в" п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1078 от 30.06.2021, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в случае, если установлено, что поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Согласно п.41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 г., нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта, предпринявшим меры для его заключения, не может являться основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, как отметил Верховный Суд РФ, установление одного факта нарушения участником своих обязательств не является достаточным основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков, в каждой конкретной ситуации необходимо оценивать все обстоятельства дела в совокупности.
На заседание Комиссии представитель ООО "ПРЕСТИЖ" представил универсальные передаточные документы N 1507 от 28.03.2022, N 1839 от 15.04.2022, 2308 от 16.05.2022, подтверждающие значительный рост цены на сахар.
Таким образом, сведения об ООО "ПРЕСТИЖ" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом ГБУЗ НСО "ГКБ N 19" от исполнения контракта, поскольку, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, неисполнение поставщиком обязательств по контракту связано с обстоятельствами, не зависящими от его воли, обстоятельствами непреодолимой силы - существенным ростом цен на сахар. Также Комиссией Новосибирского УФАС России был учтен тот факт, что заказчиком была нарушена процедура одностороннего отказа от исполнения контракта.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N 1078 от 30.06.2021 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
В удовлетворении обращения ГБУЗ НСО "ГКБ N 19" о включении сведений об ООО "ПРЕСТИЖ" в реестр недобросовестных поставщиков по закупке N 0351300099321000124 отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии Д.Е. Студеникин
А.В. Новосельцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 7 июня 2022 г. N РНП-54-235
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2022