Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (далее - Заказчик): по доверенности,
ИП Ивановой Ирины Игоревны (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 14038/22 от 26.05.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку бумаги для нужд ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (извещение N 0372100052922000021),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 04.10.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку бумаги для нужд ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (извещение N 0372100052922000021) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 843 500,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.02.2022 N ИЗК1 победителем Запрос котировок признана ИП Иванова Ирина Игоревна.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Ивановой Ириной Игоревной заключен государственный контракт N 24/2022-ЗК от 01.03.2022 на сумму 829 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 4.4.7 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 26.04.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Ивановой Ириной Игоревной в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Согласно пункту 1.1. Контракта Поставщик обязуется поставить бумагу (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктом 1.2. Контракта установлено, что наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Согласно спецификации на поставку бумаги Поставщик обязан поставить Товар в количестве 1675 пачек.
В соответствии с п. 3.1. Контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар по адресу Заказчика в срок - в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения Контракта.
Таким образом, Товар по Контракту должен быть поставлен не позднее 09.03.2022.
В нарушение условий Контракта Поставщик поставил Товар 23.03.2022 в количестве 455 пачек. Следовательно, Поставщик допустил просрочку исполнения своих обязательств по Контракту, а также ненадлежащее их исполнение, выразившееся в поставке Товара не в полном объеме.
Заказчиком в адрес Поставщика направлена претензия от 28.03.2022 N 2576-01/к с требованием об уплате неустойки за ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом.
05.04.2022 Заказчиком направлено письмо Поставщику с требованием исполнить обязательства по Кон факту в полном объеме.
Однако требуемого к поставке Товара Заказчик не получил.
В связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения ч.ч. 12.1 и 14.1, п. 1 ч. 17.2, ч.ч. 20.1 и 22.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном п. 2 ч. 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
Заказчик представил документы и сведения, согласно которым, 27.04.2022 он направил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу ИП Ивановой Ирины Игоревны.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 27.04.2022 в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 24.05.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель ИП Ивановой Ирины Игоревны пояснил следующее.
За период процедуры подписания контракта, Российская Федерация 24.02.2022 г. начала специальную военную операцию на Украине, что привело к введению со стороны западных стран санкций на поставку товаров, сырья, компонентов, на логистические предприятия, осуществляющие поставки, на банковский сектор в части запрета на пользование системой платежей контрагентам, находящимся за пределами РФ и т.п. Одним из множества последствий введенных санкций привело к приостановке производства бумаги на всех предприятиях России. Производители Российской Федерации уведомили о сокращении и временной приостановке производства офисной бумаги из-за отсутствия отбеливающих химреагентов и других компонентов импортного производства. Поставка импортной продукции прекратилась.
В порядке исполнения обязательств по Контракту Поставщиком на фоне приостановления производства российскими производителями и приостановкой отгрузок бумаги поставщиками, исходя из наличия остатков имеющихся запасов товара, были предприняты следующие действия:
28.02.2022 Заказчику предложен эквивалентный товар;
28.02.2022 Обращение с просьбой о согласовании поставки эквивалентного товара в оперативном порядке;
01.03.2022 Запрос информации об требуемом товаре с целью корректного подбора эквивалента;
02.03.2022 Уведомление Заказчика об отсутствии бумаги у поставщиков и предложение о поставке эквивалентого товара конкретной марки (бумага Ballet Classic класс В формат А3 производитель Mondi Сыктывкар);
02.03.2022 Согласование доставки образца;
04.03.2022 Уведомление Заказчика о поставке товара по поз. 1 Контракта и об отсутствии товара по поз. 2,3;
04.03.2022 Уведомление заказчика о частичной поставке товара 09.03.2022;
09.03.2022 Частичная поставка товара по Контракту на сумму 222 950,00 рублей;
10.03.2022 Направление письма с просьбой о расторжении Контракта в части непоставленного товара.
Исходя из вышеизложенного:
1) Поставщик не имел возможности поставить часть товара по Контракту по объективным причинам, абсолютно не зависящим от Поставщика;
2) Поставщик предпринял все возможные усилия для исполнения Контракта (частичная поставка, неоднократные попытки согласования поставки эквивалентного товара даже на этапе до подписания Контракта);
3) Поставщик неоднократно обращался к Заказчику с просьбой о расторжении контракта по соглашению сторон, полагаясь на понимание исключительности тех обстоятельств, которые привели к невозможности его добросовестного исполнения;
4) По состоянию на 30.05.2022 в Российской Федерации производится офисная бумага формата А4 плотностью 80 г/м2 белизна 60 % (требуемая по Контракту бумага формат А3 плотностью 80 г/м2 белизна 170 %).
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ИП Ивановой Ирины Игоревны в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Поставщик предпринял все возможные меры, направленные на его исполнение.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ИП Ивановой Ирины Игоревны предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Ивановой Ирины Игоревны (ИНН: 781138684073) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 июня 2022 г. N РНП-78-637/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2022