Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Комиссия Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Комиссия Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" по доверенности от 03.06.2022 г.,
рассмотрев материалы КОГАОУ ДО "Центр дополнительного образования одаренных школьников" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" (далее - Поставщик, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
01.06.2022 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещены материалы от КОГАОУ ДО "Центр дополнительного образования одаренных школьников" о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 11.10.2021 г. N 03402000033210103050001 на поставку лабораторных столов (извещение N 0340200003321010305).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 07.06.2022 г., стороны извещены по адресам электронной почты.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение о расторжении контракта в связи односторонним отказом заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений Поставщиком условии контракта, поскольку в регламентированные сроки Поставщиком не произведена поставка товара в полном объеме. Заказчиком велась с Поставщиком претензионная работа, однако, обязательства по Контракту надлежащим образом не исполнены, в связи с чем 12.05.2022 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое было направлено Поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также размещено в ЕИС. Заказчик направил ходатайство о рассмотрении материалов РНП в отсутствие своего представителя.
Представитель Поставщика пояснил, что, принимая участие в электронном аукционе, ООО "ИНТТ" запросило коммерческие предложения производителей товара и, получив соответствующие ответы, предложило к поставке лабораторные столы. Общество было вынуждено заключить договор на производство лабораторных столов с единственным из представивших согласие на сотрудничество производителем - ООО "Станисферрум". В соответствии с товарной накладной N 13 от 16.02.2022 ООО "ИНТТ" осуществлена поставка товара по Контракту в полном объеме на сумму 5 355 216,27 рублей 27 копеек. По завершении устранения ООО "ИНТТ" выявленных недостатков Заказчиком проведена экспертиза товара, по результатам которой составлен мотивированный отказ N 062-02 от 11.04.2022. Исходя из вышеизложенного, обеспечение приемки товара по Контракту предопределило необходимость замены представленного Поставщиком товара в полном объеме. Однако, письмо ООО "Эгида" от 04.05.2022 (о невозможности производства товара в связи с отсутствием комплектующих по причине введения мер ограничительного характера) предопределило невозможность исполнения Контракта Поставщиком и ООО "ИНТТ" было вынуждено обратиться к Заказчику с просьбой рассмотреть возможность расторжения Контракта по соглашению сторон. Ответа на указанное обращение не последовало, контракт расторгнут Заказчиком в одностороннем порядке.
Указывает, что вышеизложенное свидетельствует о невозможности исполнения обязательств по Контракту по обстоятельствам, не зависящим от Поставщика. Поставщик не имел намерения уклониться от исполнения контракта, умысел подобного характера в рамках рассматриваемого дела отсутствует, равно как и отсутствует направленность действий Поставщика на уклонение от исполнения контракта; Поставщиком приняты все необходимые возможные меры для надлежащего исполнения условий контракта.
Кроме того, добросовестность ООО "ИНТТ" подтверждается контрактами, исполненными Обществом без применения штрафных санкций, информация о которых размещена в реестре контрактов. Просит не включать в Реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения Поставщика, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
15.09.2021 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003321010305 о проведении электронного аукциона на поставку лабораторных столов. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 789 423,07 руб. Окончание срока подачи заявок - 23.09.2021 г.
ООО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" направило в адрес ООО "ЛИГА", ООО "СВЕТОЧ-ПЛЮС" и ООО "Релайн" запросы коммерческих предложений N 1 от 21.09.2021 г., N 2 от 21.09.2021 г. и N 3 от 22.09.2021 г., соответственно.
В ответ на данные запросы ООО "ЛИГА" и ООО "Релайн" 21.09.2021 г. и 22.09.2021 г. сообщили о принятии запросов в работу, ООО "СВЕТОЧ-ПЛЮС" в электронном сообщении от 22.09.2021 г. указало на срок поставки товара (30 календарных дней) и стоимость товара.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.09.2021 N 0340200003321010305-1 ООО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" 22.09.2021 г. в 10:31 ч. подало заявку на участие в закупке N 0340200003321010305.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 27.09.2021 N0340200003321010305-2 ООО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ", предложило цену контракта 5 355 216,27 руб. (время подачи ценового предложения - 27.09.2021 г. 10:47 ч.).
27.09.2021 г. ООО "ЛИГА" и ООО "Релайн" направили электронные сообщения, в которых указывают, что не смогут произвести мебель по запросу ООО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ".
По результатам проведенного электронного аукциона между Заказчиком и ООО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" 11.10.2021 г. был заключен Контракт на поставку лабораторных столов на общую сумму 5 355 216,27 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1. Контракта по настоящему контракту "Поставщик" обязуется в обусловленный контрактом срок собственными силами и средствами осуществить Поставку лабораторных столов (далее - "Товар"), в соответствии со Спецификацией (Приложение N1 к настоящему контракту) в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
В силу п. 4.2. Контракта срок поставки Товара: всё количество поставляется в период с даты заключения контракта до "01" ноября 2021 г. Обязанность Поставщика по передаче Товара считается исполненной с момента его вручения Заказчику и подписания Заказчиком Акта приема-передачи.
Поставщик не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до момента поставки Товара должен уведомить Заказчика о планируемой поставке. Уведомление должно содержать ссылку на реквизиты Контракта, а также дату и планируемое время доставки Товара в место доставки (п. 4.4 Контракта).
Согласно п. 4.8 Контракта приемка Товара осуществляется по товарной накладной (универсальному передаточному документу) в месте поставки, указанном в настоящем контракте, с обязательным присутствием уполномоченного Поставщиком лица в соответствии с п. 2.2.7 настоящего Контракта.
В соответствии с п. 4.10 Контракта для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу.
При проведении экспертизы поставленного Товара эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у Поставщика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения Контракта. Срок предоставления Поставщиком дополнительных материалов составляет 3 (три) рабочих дня с момента направления запроса. При нарушении Поставщиком срока предоставления дополнительных материалов срок приемки Товара, предусмотренный п. 4.9. Контракта, увеличивается на количество дней просрочки. Поставщик за свой счёт и своими силами производит сборку, установку, пуско-наладку Товара или его составляющих, если это необходимо для проведения экспертизы (п. 4.11 Контракта).
Согласно Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) к поставке требуются столы лабораторные.
13.10.2021 г. ООО "СВЕТОЧ-ПЛЮС" направил в адрес ООО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" электронное сообщение, в котором указывает, что ранее направленное коммерческое предложение недействительно, по независящим причинам лабораторную мебель произвести не могут.
Представитель Поставщика пояснил, что Общество было вынуждено заключить договор на производство лабораторных столов с единственным из представивших согласие на сотрудничество производителем - ООО "Станисферрум".
21.10.2021 г. между ООО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" и ООО "Станисферрум" заключен договор N 21/10-21 ИНТТ поставки лабораторных столов, соответствующих товару, указнному в Спецификации к Контракту. В этот же день в адрес Общества выставлен счет N 21/10-21.
В соответствии с представленными платежными поручениями от 26.10.2021 N 198, от 29.10.2021 N 199 от 30.12.2021 N 33, от 30.12.2021 N 221, от 30.12.2021 N 230, от 11.01.2022 N 5, от 26.01.2022 N 16, от 03.02.2022 N 24, от 08.02.2022 N 30, от 15.02.2022 N 36, от 10.03.2022 N 59 Поставщиком произведена оплата товара по договору N 21/10-21 ИНТТ в полном объеме.
08.11.2021 г. в ответ на претензию Заказчика от 29.10.2021 г. Поставщик письмом N 113 сообщил, что не позднее 15.12.2021 г. товар будет поставлен. 17.11.2021 г. в ответ на претензию Заказчика от 08.11.2021 г. N 187-06 Поставщик письмом N 119 подтверждает, что поставка части товара будет осуществлена не позднее 24.11.2021 г. и гарантирует, что не позднее 15.12.2021 г. товар будет поставлен в полном объеме.
ООО "Станисферрум" направило в адрес Общества гарантийное письмо N 22/21 от 22.12.2021 г., в котором указывает, что товар будет поставлен в г. Киров в срок до 29.12.2021 г.
Получив письмо от ООО "Станисферрум", Поставщик в этот же день письмом от 22.12.2021 г. N 127 сообщил, что товар по позиции N 2 Спецификации отгружен в адрес Заказчика. Оставшаяся партия товара будет отгружена до 29.12.2021 г.
28.12.2021 г. Поставщик гарантирует поставку товара в адрес Заказчика в срок до 02.02.2022 г.
Письмом от 28.01.2022 г. N 016 Поставщик просит произвести частичную приемку товара по п. 2 Спецификации в количестве 12 шт. и по п. 1 Спецификации в количестве 24 шт., которые получены Заказчиком 23.12.2021 г. и 27.01.2022 г., соответственно.
В ответ на данное письмо Заказчик сообщает, что частичная поставка условиями Контракта не предусмотрена (письмо от 31.01.2022 г. N 014-01).
Письмом от 08.02.2022 г. N 020-03 Заказчик предлагает заключить с Поставщиком договор ответственного хранения товара, который поступил от Общества 15.12.2021 г., 26.01.2022 г. и 03.02.2022 г. Указывает, что после поставки товара в полном объеме будет произведена приемка товара.
09.02.2022 г. Поставщик уведомил Заказчика, что поставка товара в полном объеме будет осуществлена 15.02.2022 г.
16.02.2022 г. Заказчиком осуществлена приемка поставленного по Контракту товара в полном объеме, что подтверждается подписанной сторонами товарной накладной N 13.
Для проведения экспертизы Заказчик дополнительно запрашивает у Поставщика необходимые документы (письмо от 25.02.2022 г. N 031-01, письмо Вятской ТПП (экспертная организация) от 28.02.2022 г., письмо N 032-02 от 28.02.2022 г.).
03.03.2022 г. Заказчик направил в адрес Поставщика мотивированный отказ N 035-02 от подписания акта приема-передачи товара, поскольку по части позиций Спецификации отсутствуют материалы образцов необходимые для проведения экспертизы; выявлены дефекты и повреждения товара; в паспортах на поставляемый товар указана ссылка на недействующий ГОСТ, а также производитель поставляемого товара (ООО "СТАНИСФЕРРУМ") отсутствует в реестре российской промышленной продукции. Просит устранить вышеуказанные нарушения в течение 20 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа.
10.03.2022 г. в адрес Поставщика Заказчик письмом N 038-01 направляет заключение эксперта N 04-02/22.
11.03.2022 г. Поставщик письмом N 037 гарантирует устранение недостатков, в сроки, указанные в письме от 03.03.2022 г. N 035-02.
Письмом N 059 от 31.03.2022 г. Поставщик сообщил о начале устранения недостатков, установленных в мотивированном отказе N 035-02, просит увеличить срок поставки товара, в связи с дефицитом материалов из-за нарушения логистических цепочек по поставке импортных компонентов).
Письмами от 04.04.2022 г. N 064, от 05.04.2022 г. N 067 и от 06.04.2022 г. N 068 Поставщик сообщил, что исправлены выявленные недостатки.
ООО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" направил в адрес ООО "СпецБалтМебель" и ООО "Эгида" запросы коммерческих предложений N 1 от 05.04.2022 г., N 2 от 12.04.2022 г., соответственно.
05.04.2022 г. ООО "СпецБалтМебель" направило электронное сообщение, в котором указало на невозможность произвести необходимую мебель.
11.04.2022 г. Заказчик направил в адрес Поставщика мотивированный отказ N 062-02 от подписания акта приема-передачи товара, поскольку в процессе осмотра поставленного товара выявлены различные несоответствия его характеристик, характеристикам, установленным в Контракте, в связи с чем просит устранить выявленные недостатки в течении 10 рабочих дней.
20.04.2022 г. ООО "Эгида" указало в электронном сообщении о возможности произвести мебель в течении 60 календарных дней.
Получив данную информацию, Поставщик письмом от 22.04.2022 г. N 072 просит рассмотреть возможность замены товара в полном объеме либо расторжения контракта по соглашению сторон.
Вместе с тем, 04.05.2022 г. ООО "Эгида" сообщило об отказе от производства лабораторных столов, в связи с отсутствием комплектующих.
Письмом от 06.05.2022 г. N 089 Поставщик просит расторгнуть Контракт по соглашению сторон, поскольку производитель товара, который ранее выразил согласие на поставку товара, отказался от изготовления столов для ООО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ".
В качестве подтверждения ведения с Обществом претензионной работы для исполнения обязательств по Контракту, Заказчиком в материалы дела представлены претензии от 29.10.2021 г., от 08.11.2021 г. N 187-06, от 22.11.2021 г. N 196-03, от 01.12.2021 г. N 203-05, от 13.12.2021 г. N 211-01, от 24.12.2021 г. N 220-02, от 10.01.2022 г. N 001/06, от 31.01.2022 г. N 014-03, от 21.02.2022 г. N 028-03, от 21.03.2022 г. N 047-08, от 01.04.2022 г. N 056-10, от 18.04.2022 г. N 067-02, от 04.05.2022 г. N 076-02, однако, по состоянию на 12.05.2022 г. товар надлежащего качества Заказчику не поставлен.
В силу п. 12.3 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе в следующих случаях:
- поставки Товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок (п. 2 ст. 523 ГК РФ);
- неоднократного нарушения сроков поставки Товаров (п. 2 с. 523 ГК РФ);
- поставщик отказывается передать покупателю проданный Товар или принадлежности к нему (п. 1 ст. 463 ГК РФ, абзац 2 ст. 464 ГК РФ);
- поставщик существенно нарушил требования к качеству Товара (п. 2 ст. 475 ГК РФ);
- поставщик в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании Товара (п. 2 ст. 480 ГК РФ);
- поставщик, обязанный застраховать Товар в соответствии с условиями договора, не выполнил этой обязанности (ч. 2 ст. 490 ГК РФ).
Порядок принятия решения об одностороннем отказе Заказчика предусмотрен статьей 95 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора Поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
С 01.01.2022 г. до 01.07.2022 г. ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ) не применяется. Регулирование на указанный период установлено ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В силу ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
12.05.2022 г. Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением условий Контракта. В этот же день Решение размещено в ЕИС, а также направлено заказным письмом с уведомлением о вручении.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 61000566020550 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 19.05.2022 г. вручено адресату.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика является дата получения Заказчиком подтверждения о вручении Поставщику заказного письма - 19.05.2022 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 30.05.2022 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 01.06.2022 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае выясняет причины неисполнения контракта и оценивает существенность допущенного нарушения.
Вместе с тем, отказ Заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно разъяснял, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а должен устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Согласно п.п. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Для исполнения обязательств по Контракту, Общество заблаговременно запросило коммерческие предложения и, получив предварительное согласие на производство лабораторной мебели, предложило цену. После признания Общества победителем и получения отказа производителей от ранее предоставленных коммерческих предложений, ООО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" заключило договор N 21/10-21 ИНТТ с ООО "Станисферрум" на поставку лабораторных столов и оплатило товар в полном объеме, что свидетельствует о предпринятых Поставщиком мерах по исполнению Контракта.
Представленные пояснения и документы свидетельствуют о нарушении срока поставки товара и поставки товара ненадлежащего качества, в связи с действиями третьих лиц, поскольку Общество добросовестно полагалось на производителя (ИНН 5044122661), основным видом деятельности которого является производство мебели, что не может подтверждать недобросовестное поведении Поставщика при исполнении Контракта.
ООО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" запрошены коммерческие предложения у иных производителей, однако, отсутствие комплектующих и отказы производителей также не позволили исполнить Контракт в сроки, установленные Контрактом.
Односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта свидетельствует о существенном нарушении Поставщиком условий контракта, однако, Обществом, при рассмотрении материалов РНП, представлены доказательства объективной невозможности исполнения принятых на себя обязательств, представлены доказательства принятия возможных, своевременных и достаточных мер к устранению выявленных нарушений, что не может свидетельствовать о недобросовестности Поставщика.
Представленные ООО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Поставщика на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях последнего недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения Контракта или несоблюдения его условий.
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Участие в закупках, представляет собой возможность для ООО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" в условиях экономической неустойчивой ситуации в стране, стабильного продолжения осуществления предпринимательской деятельности, сохранив рабочие места.
В связи с чем применение к ООО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" санкции в виде включении в Реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя.
ООО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" относится к микропредприятиям, включено в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно информации из ЕИС, Общество является участником закупок и имеет 7 контрактов, которые исполнены или находятся на стадии исполнения.
В данном случае, фактические обстоятельства дела не подтверждают совершения ООО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" умышленных действий (бездействия) и недобросовестного поведения. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе, Заказчиком не представлено.
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные КОГАОУ ДО "Центр дополнительного образования одаренных школьников" о включении сведений об ООО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 11.10.2021 г. года N 03402000033210103050001 на поставку лабораторных столов (извещение N 0340200003321010305) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 7 июня 2022 г. N 043/06/104-491/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2022