Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фарм эйд ЛТД" (далее - Заявитель, Общество, ООО "Фарм эйд ЛТД") (вх. N 3216 от 30.05.2022) на действия министерства здравоохранения Тульской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на централизованную поставку лекарственного препарата для медицинского применения ВАКЦИНА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ РОТАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ, ПЕНТАВАЛЕНТНАЯ, ЖИВАЯ (закупки N 0366200035622002713) (далее - Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Из жалобы следует, что Заказчиком в извещении о проведения электронного аукциона на право заключения контракта на централизованную поставку лекарственного препарата для медицинского применения ВАКЦИНА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ РОТАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ, ПЕНТАВАЛЕНТНАЯ, ЖИВАЯ (далее - извещение о Закупке) установлены конкретные показатели дозировки для закупаемого товара (2 мл/доза).
При этом Общество указывает, что показатель "Дозировка: 2 мл/доза", с учетом имеющейся аналогичной вакцины с эквивалентной лекарственной формой (лиофилизат для приготовления раствора для приема внутрь, 2.5 мл/доза), не связан с терапевтической эффективностью и не обусловлен спецификой назначения закупаемого лекарственного средства, в связи с чем указанное требование является требованием к форме выпуска и объему одной прививочной дозы, что является объёмом наполнения первичной упаковки, а не дозировкой лекарственного препарата. В свою очередь, указание объёма наполнения первичной упаковки противоречит требованиям подпункта "в" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 года N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, Общество обращает внимание, что Заказчиком указана позиция N 21.20.21.120-000097-1-00002-0000000000000 Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), которая фактически является кодом ЕСКЛП. При этом описанию товара, указанному в позиции данного кода, соответствует только лекарственный препарат с торговым наименованием "РотаТекR" производства Мерк Шарп и Доум Корп., США.
Вместе с тем, в каталог КТРУ для товара "вакцина для профилактики ротавирусной инфекции пентавалентная живая" включен также код 21.20.21.120-000097-1-00072-0000000000000, являющийся кодом ЕСКЛП, описанию которого соответствует лекарственный препарат с торговым наименованием "Рота-V-ЭйдR" производства ООО "ФАРМ ЭЙД ЛТД".
Заявитель обращает внимание, что объектом закупки является лекарственный препарат, включенный в ЖНВЛП в соответствии с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", в соответствии с которым вакцины "Рота-V-ЭйдR" и "РотаТекR" включены в данный календарь под единым наименованием профилактической прививки - "Против ротавирусной инфекции", без указания на лекарственную форму и иные характеристики лекарственных препаратов.
Следовательно, Общество считает, что применение исключительно кода 21.20.21.120-000097-1-00002-0000000000000 для приобретаемого товара приводит к тому, что установленным требованиям соответствует лекарственный препарат одного торгового наименования. При этом на территории РФ зарегистрировано два лекарственных препарата с МНН "Вакцина для профилактики ротавирусной инфекции, пентавалентная, живая".
Таким образом, по мнению подателя жалобы, сформированное в таком виде извещение о Закупке с приложенными к нему документами нарушает требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования к торгам, предусмотренные положениями Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Участвующие в заседании Комиссии представители Общества поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения не согласились с доводами жалобы Заявителя, представили письменные возражения на рассматриваемую жалобу.
Как следует из письменных и устных пояснений Заказчика, согласно Каталогу ЕСКЛП (раздел "Группы взаимозаменяемости"), указаний на взаимозаменяемость вакцин РотаТек и Рота-V-эйд на сегодняшний день нет, что также подтверждается официальной инструкцией по применению вакцины "Рота-V-Эйд", в которой указано, что "дети, которые получали вакцину для профилактики ротавирусной инфекции, пентавалентную, живую для первой иммунизации против ротавируса, продолжали получать дозы этой же вакцины в дальнейшем".
В своих возражениях Заказчик также сообщает, что согласно инструкции по медицинскому применению лекарственных препаратов, применение вакцины "Рота-V-Эйд@" исключает возможность сочетать введение данной вакцины одновременно с вакциной для профилактики пневмококковой инфекции, в связи с чем своевременность вакцинации против пневмококковой инфекции детей первого года жизни будет снижаться.
Как пояснил представитель Заказчика, одновременное введение вакцин против пневмококковой и ротавирусной инфекции с 2-х месячного возраста регламентировано Национальным календарем. Так, вакцинация детей против пневмококковой инфекции определена с 2-х месячного возраста, как и вакцинация против ротавирусной инфекции. В связи с чем форма лекарственного препарата была установлена в документации ввиду потребности Заказчика с учетом дальнейшего использования лекарственного препарата для отдельных категорий пациентов.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке и документы к нему 23.05.2022 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система, ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 544 875,00 рублей.
Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.
Комиссия считает необходимым отметить, что доводы Общества о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Общество имеет право обратиться в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
На основании проведенной Комиссией внеплановой проверки, с учетом иных доводов, изложенных в жалобе Заявителя, установлено следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки усыновлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
На основании пункта 6 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств.
В силу части 5 статьи 33 Закона особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Закона постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Особенности описания лекарственных препаратов, Постановление N 1380).
В силу подпункта "б" пункта 2 Особенностей описания лекарственных препаратов при описании объекта закупки заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона, указывают дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Особенностей описания лекарственных препаратов при описании объекта закупки не допускается указывать объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий.
Согласно пункту 6 Особенностей описания лекарственных препаратов описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом описание объекта закупки должно содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о Закупке объектом электронного аукциона является поставка лекарственного препарата для медицинского применения ВАКЦИНА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ РОТАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ, ПЕНТАВАЛЕНТНАЯ, ЖИВАЯ.
В пункте 1 Описания объекта закупки извещения о Закупке указано наименование поставляемого товара, количество поставляемого товара.
N п/п |
Международное непатентованное наименование/химическое, группировочное наименование лекарственного препарата |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Всего количество в единицах измерения* |
1. |
ВАКЦИНА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ РОТАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ, ПЕНТАВАЛЕНТНАЯ, ЖИВАЯ |
доз(а) |
2 500 |
В пункте 2 Описания объекта закупки извещения о Закупке, содержится описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара):
N п/п |
Наименование показателя |
Требуемое значение показателя |
1. |
Международное непатентованное наименование/ химическое, группировочное наименование |
ВАКЦИНА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ РОТАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ, ПЕНТАВАЛЕНТНАЯ, ЖИВАЯ |
1.1 |
Лекарственная форма |
РАСТВОР ДЛЯ ПРИЕМА ВНУТРЬ |
1.2 |
Дозировка |
2 мл/доза |
1.3. |
Код позиции КТРУ (Код узла СМНН) |
21.20.21.120-000097-1-00002-0000000000000 |
1.4 |
Иные характеристики, установленные в соответствии с Особенностями описания лекарственных препаратов, утвержденные Постановлением N 1380 (пункт добавляется при необходимости) |
|
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) дозировка - это содержание одного или нескольких действующих веществ в количественном выражении на единицу дозы, или единицу объема, или единицу массы в соответствии с лекарственной формой либо для некоторых видов лекарственных форм количество высвобождаемого из лекарственной формы действующего вещества за единицу времени.
Таким образом, дозировка предполагает указание на определенное количественное содержание действующего вещества на одну единицу дозы, или единицу объема, или единицу массы, в то время, как доза указывает на определенное количество лекарственного средства, вводимое в организм человека для лечения, диагностики или профилактики заболевания.
Комиссией установлено, что в извещении о Закупке определено требование к лекарственному препарату: дозировка - 2 мл/доза, которая является неизменным показателем. Указанная формулировка извещения о Закупке представляет собой требованием к форме выпуска и объему одной прививочной дозы, что является объемом наполнения первичной упаковки, а не дозировкой лекарственного препарата.
При этом в извещении о Закупке отсутствует обоснование необходимости указания таких характеристик, наличие которого в определённых случаях предусмотрено пунктом 6 Особенностей описания лекарственных препаратов.
Установление требования к форме выпуска и объему одной прививочной дозы неправомерно, поскольку данная характеристика не является дозировкой и не влияет на терапевтическую эффективность лекарственного препарата, в связи с чем в рассматриваемом случае, указание Заказчиком объема наполнения первичной упаковки, в отсутствие в извещении о Закупке обоснования, предусмотренного пунктом 6 Особенностей описания лекарственных препаратов, является нарушением пункта 1 части 2 статьи 42 Закона, постановления Правительства РФ N 1380.
Кроме того, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с требованиями Закона об обращении лекарственных средств лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включены в ГРЛС, являющийся федеральной информационной системой (http://grls.rosminzdrav.ru/).
В ГРЛС содержится полная информация о каждом зарегистрированном лекарственном препарате, в том числе МНН, торговое наименование, дозировка, форма выпуска и др.
Согласно сведениям, содержащимся в ГРЛС, в настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрировано два лекарственных препарата с МНН "Вакцина для профилактики ротавирусной инфекции, пентавалентная, живая", а именно: торговое наименование "Рота-V-ЭйдR" производства ООО "ФАРМ ЭЙД ЛТД", форма выпуска лиофилизат для приготовления раствора для приема внутрь, торговое наименование "РотаТекR" производства Мерк Шарп и Доум Корп., форма выпуска: раствор для приема внутрь.
На основании инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата ТН "РотаТекR" указанный лекарственный препарат может применяться совместно, в том числе с конъюгированной вакциной для профилактики пневмококковой инфекции.
В свою очередь, в инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата ТН "Рота-V-ЭйдR" отсутствует противопоказание к совместному применению с конъюгированной вакциной для профилактики пневмококковой инфекции.
Кроме того, Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2019 N 475-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" на официальном сайте https://grls.rosminzdrav.ru/ размещен обновленный (дополненный) перечень взаимозаменяемых лекарственных препаратов. Согласно указанному перечню по результатам экспертизы взаимозаменяемости вакцины РотаТекR и Рота-У-Эйд признаны взаимозаменяемыми.
При этом объектом закупки является лекарственный препарат, включенный в ЖНВЛП в соответствии с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Минздрава от 21.03.2014 N 125н, в соответствии с которым вакцины "Рота-V-ЭйдR" и "РотаТекR" включены в данный календарь под единым наименованием профилактической прививки - "Против ротавирусной инфекции", без указания на лекарственную форму и иные характеристики лекарственных препаратов.
Кроме того, приказ ДЗМ от 18.11.2019 N 975 "Об утверждении регионального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" так же содержит единое наименование профилактической прививки - "Против ротавирусной инфекции", без указания на лекарственную форму и иные характеристики лекарственных препаратов, а порядок проведения гражданам профилактических прививок в рамках регионального календаря профилактических прививок по эпидемическим показания не содержит изъятий и особого применения вакцины "Против ротавирусной инфекции".
Помимо этого, в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд определены постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 (далее - Правила формирования и ведения каталога и Правила использования каталога, соответственно), постановление Правительства РФ N 145).
В соответствии с пунктом 2 Правил формирования и ведения каталога, под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно пункту 10 Правил формирования и ведения каталога в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация:
коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
В пункте 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ N 145, указано, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
При этом в извещении о Закупке Заказчиком указано, что код КТРУ закупаемого товара - 21.20.21.120-000097-1-00002-0000000000000, является также кодом ЕСКЛП.
При этом описанию товара, указанному в позиции данного кода соответствует только лекарственный препарат с торговым наименованием "РотаТек@" производства Мерк Шарп и Доум Корп.
Вместе с тем, в каталог КТРУ для товара "вакцина для профилактики ротавирусной инфекции пентавалентная живая" включен также код 21.20.21.120-000097-1-00072-0000000000000, являющийся также кодом ЕСКЛП, описанию которого соответствует лекарственный препарат с торговым наименованием "Рота-V-Эйд@" производства ООО "ФАРМ ЭЙД ЛТД".
Следовательно, применение исключительно кода 21.20.21.120-000097-1-00002-0000000000000 приводит к тому, что установленным в извещении о Закупке требованиям соответствует лекарственный препарат одного торгового наименования.
Отдельно стоит отметить, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как было отражено выше, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона установлено, что при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе правилом, согласно которому не допускается включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, требования извещения о Закупке к приобретаемым товарам, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки.
Поскольку по условиям описания объекта закупки лишь один товар одного производителя (вакцина "РотаТек@") удовлетворяет требованиям извещения о Закупке, и в отсутствие доказательств, очевидно свидетельствующих о различиях в медицинском применении лекарственных препаратов "Рота-V-Эйд@" и "РотаТек@", а также в отсутствие фактов того, что вакцина "Рота-V-Эйд@" имеет какие-либо противопоказания, побочные эффекты и т.п., из чего следует, что данные лекарственные препараты имеют различный терапевтический эффект, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком необоснованно ограничен круг участников электронного аукциона, в нарушение требования пунктов 1, 6 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона.
Постановлением Правительства Тульской области от 23 декабря 2013 N 788 "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тульской области" на государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:
1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;
2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;
3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);
4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Указанным постановлением правительства Тульской области утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Положение).
Пунктом 4 раздела 2 "Функции уполномоченного учреждения" Положения установлено, что уполномоченное учреждение в целях исполнения полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, в том числе:
- принимает и рассматривает заявки заказчиков, направленные в соответствии с разделом 4 настоящего Положения;
- на основе заявок формирует и утверждает в пределах своих полномочий необходимые для проведения процедур по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) документы;
- осуществляет размещение в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) установленных законодательством документов для определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- разрабатывает с привлечением заказчиков разъяснения, изменения положений извещения об осуществлении закупки, с последующей публикацией их в ЕИС.
Согласно пункту 6 раздела 3 "Функции заказчиков" Положения заказчики:
- осуществляют описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ;
- направляют в уполномоченное учреждение предложения о необходимости внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
- направляют в уполномоченное учреждение по его запросу разъяснения положений извещения об осуществлении закупки
- несут ответственность, установленную действующим законодательством, за информацию, указанную в заявке и документах, направленных в уполномоченное учреждение в соответствии с пунктами 9 и 9.1 настоящего Положения.
В свою очередь пунктами 9 и 9.1 раздела 4 "Порядок взаимодействия заказчиков и уполномоченного учреждения при осуществлении закупок" Положения, в том числе определено, что заказчик посредством РИС ТО формирует и направляет в уполномоченное учреждение заявку, содержащую описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ; руководитель заказчика (уполномоченное должностное лицо заказчика) утверждает описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (техническая часть).
Исходя из совокупности изложенного, в действиях должностного лица Заказчика, сформировавшего извещение о Закупке с нарушением положений Закона, Особенностей описания лекарственных препаратов, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, доводы Заявителя о нарушении Заказчиком требований Закона в ходе заседания Комиссии нашли подтверждение.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области не рассматривает довод жалобы ООО "Фарм эйд ЛТД" о нарушении Заказчиком положений Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.
2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фарм эйд ЛТД" (вх. N 3215 от 30.05.2022) на действия министерства здравоохранения Тульской области при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на централизованную поставку лекарственного препарата для медицинского применения ВАКЦИНА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ РОТАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ, ПЕНТАВАЛЕНТНАЯ, ЖИВАЯ (закупки N 0366200035622002712) обоснованной.
3. Признать министерство здравоохранения Тульской области нарушившим пункты 1, 6 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона, Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380.
4. Выдать министерству здравоохранения Тульской области, государственному казенному учреждению "Центр организации закупок", комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
5. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 1 июня 2022 г. N 071/06/105-465/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2022