Резолютивная часть решения оглашена 03 июня 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено 08 июня 2022 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Сарсенбаевой Е.Н. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Муниципального учреждения "Централизованная клубная система Кулуевского сельского поселения" (далее - МУ "Кулуевская ЦКС", заказчик) о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Борматинове Николае Николаевиче (далее - ИП Борматинов Н.Н., подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки (извещение N 0169300010321000309), при дистанционном участии:
- представителя МУ "Кулуевская ЦКС" Усмановой З.Р., действующего на основании Распоряжения от 18.03.2020 N 17;
- ИП Борматинов Н.Н., личность удостоверена паспортом,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение МУ "Кулуевская ЦКС" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Борматинове Н.Н. в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта и расторжением контракта N 1 (далее - контракт), заключенного по результатам проведения электронного аукциона на работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки (извещение N 0169300010321000309) (далее - аукцион, закупка).
Согласно материалам дела аукцион объявлен путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 11.12.2021 извещения о проведении электронного аукциона.
Протокол подведения итогов электронного аукциона N 0169300010321000309-3 от 20.12.2021.
Цена контракта - 980 266 рублей 24 копейки.
Дата заключения контракта - 31.12.2021.
Решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1 от 31 декабря 2021 года (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта) заказчик 21.04.2022 отказался от исполнения контракта ввиду ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств по контракту, на основании чего заказчиком составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В пункте 9.6 контракта предусмотрена возможность отказа заказчика от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона N 360 от 02.07.2021);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона N 360 от 02.07.2021;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Так, заказчиком 21.04.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 21.04.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах", направлено Почтой России по адресу: 454085, г. Челябинск, ул. Хохрякова, д. 26, кв. 13.
Из документов, представленных в материалы дела следует, что датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в ЕИС Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть 11.05.2022.
В этой связи контракт является расторгнутым - 24.05.2022. Информация о расторжении контракта размещена во вкладке "Информация об исполнении (о расторжении) контракта" - 31.05.2022.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Как следует из материалов дела между МУ "Кулуевская ЦКС" и ИП Борматиновым Н.Н. 31.12.2021 заключен контракт N 1 (реестровый номер в ЕИС N 3743802199122000001) посредством обмена электронными документами на электронной площадке, на сумму 980 266 рублей 24 копейки.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта "Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к контракту) и сметой, в сроки, указанные в контракте и в графике выполнения работ (Приложение N 2 к контракту), а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его на условиях, предусмотренных контрактом".
Срок выполнения работ подрядчиком по пункту 3.3 контракта: с момента подписания контракта в течение 60 календарных дней, т.е. работы должны быть выполнены не позднее 01.03.2022.
В соответствии с пунктом 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
Как следует из сведений, представленных в материалы дела, подрядчик в срок, указанный в контракте приступил к выполнению работ, однако в срок, указанный в контракте, подрядчик работы не выполнил.
Заказчик 01.03.2022 направил в адрес ИП Борматинова Н.Н. направил претензию (исх. N 9 от 01.03.2022), где заказчик указал о том, что подрядчик не укладывается в срок сдачи работ по контракту, в связи с чем, заказчик просит подрядчика уведомить о причинах несвоевременной сдачи объекта. Претензия направлена заказным письмом.
ИП Борматинов Н.Н. ответил на претензию заказчика письмом исх. 1 от 03.03.2022, где сообщил о том, что подрядчик не укладывается в срок сдачи работ, предусмотренный контрактом, ввиду того что, в стране сложная экономическая и эпидемиологическая обстановка, а также увеличился объем работ по контракту, в связи с чем, подрядчик просит заказчика продлить срок выполнения работ по контракту до 12.03.2022.
Из устных пояснений представителя заказчика следует, что заказчик согласился продлить подрядчику срок выполнения работ до 12.03.2022, однако и в указанный срок подрядчик не выполнил работу по контракту.
Вместе с тем, 01.04.2022 ИП Борматинов Н.Н. направил в адрес заказчика письмо, где сообщил заказчику о выполнении работ по контракту, попросил провести приемку выполненных работ, а также подписать акты выполненных работ.
Заказчик 04.04.2022 письмом исх. 13 от 04.04.2022 сообщил подрядчику о необходимости предоставить акт приемки выполненных работ в 2 (двух) экземплярах по форме КС-2, справку о выполненных работах КС-3, счет, счет-фактуру, комплект исполнительной документации (журнал производства работ, акты на скрытые работы, исполнительные схемы, копии сертификатов соответствия на материалы, используемые Подрядчиком при выполнении работ) (пункт 4.2 контракта). Указанное письмо получено ИП Борматиновым Н.Н. лично 04.04.2022.
Кроме того, 06.04.2022 заказчик в адрес ИП Борматинова Н.Н. направил претензию исх. 15 от 06.04.2022, где сообщил подрядчику о необходимости завершить работы по контракту в срок 30 календарных дней, т.е. до 07.05.2022. Указанное письмо получено ИП Борматиновым Н.Н. - 07.04.2022.
ИП Борматинов Н.Н. 12.04.2022 приостановил выполнение работ по контракту, так как заказчик не внес изменения в сметную документацию и не заключает дополнительное соглашение на дополнительные работы, которые были выполнены подрядчиком до 30.03.2022.
Ответ заказчика на письмо ИП Борматинова Н.Н. от 12.04.2022 о приостановке выполнения работ по контракту, которое получено заказчиком согласно отметке на письме - 12.04.2022, в материалы дела не представлен.
При этом документация, предусмотренная пунктом 4.2 контракта представлена ИП Бормотиновым Н.Н. в адрес заказчика согласно отметке на письме от 11.04.2022 - 12.04.2022.
Из пункта 4.3 контракта следует, что заказчик не позднее 5 (пяти) рабочих дней после получения от подрядчика документов, указанных в п. 4.2 контракта, рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ по контракту на предмет соответствия их объема и качества требованиям, изложенным в контракте.
Для проверки представленных подрядчиком результатов на их соответствие условиям контракта, заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
Контракт N 1.2022 по осуществлению строительного контроля заключен 10.01.2022.
Заказчик 25.04.2022 письмом исх. N 25 от 25.04.2022 отказал ИП Борматинову Н.Н. в приемке выполненных работ, указав ряд замечаний по Акту скрытых работ, общему журналу работ. Срок для устранения выявленных недостатков заказчиком не указан. Письмо направлено заказным письмом 26.04.2022.
Заказчик 28.04.2022 составил Акт обследования помещений МУ "Кулуевская ЦКС" ДК с. Кулуево по выполненным ремонтным работам согласно контракту N 1 от 31.12.2022, где заказчиком указаны недостатки по выполненным подрядчиком работам. ИП Борматинов Н.Н. приглашался на составление акта обследования 26.04.2022. Однако сведения о направлении указанного приглашения в материалы дела не представлены.
На заседании Комиссии установлено, что подрядчиком работы, предусмотренные контрактом, выполнены. Указанный факт не отрицается заказчиком, однако работы выполнены подрядчиком не в полном объеме и некачественно, в связи с чем, 21.04.2022 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что подрядчиком работы по контракту велись, что не отрицается сторонами. Между тем, заказчик считает, что работы, предусмотренные контрактом, подрядчиком выполнены некачественно.
Согласно пункту 1 статьи 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда. Результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования.
Последствия выполнения работ с недостатками установлены в статье 723 ГК РФ. Из пункта 1 этой статьи следует, что стороны вправе установить в договоре меры воздействия на подрядчика, выполнившего работу некачественно. По общему правилу, в случае выполнения подрядчиком работы с недостатками, которые делают результат непригодным для использования, заказчик вправе по своему выбору потребовать от подрядчика либо безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, либо соразмерного уменьшения установленной за работу цены, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда.
Согласно пункту 3 этой же статьи, если недостатки результата работы существенны или неустранимы, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Таким образом, указанные нормы регулируют обязательства сторон по качеству исполнения подрядных работ и гарантируют заказчику соответствие результата его обоснованным ожиданиям как одну из целей договора подряда.
Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что заказчик ни в письме исх. N 25 от 25.04.2022, ни в Акте обследования помещений МУ "Кулуевская ЦКС" ДК с. Кулуево по выполненным ремонтным работам от 28.04.2022 не представил подрядчику приемлемый срок для устранения недостатков.
При рассмотрении сведений, представленных в материалы дела, Комиссией установлено, что подрядчиком работы, предусмотренные контрактом, выполнялись. При этом работы выполнены, по мнению заказчика, не в полном объеме и некачественно.
Доводы заказчика относительно качества выполнения работ, а также существенности недостатков не могут быть приняты во внимание, так как заказчиком не представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнение обязательств (заключение экспертизы).
Вместе с тем, в материалы дела представлены доказательства, объективно подтверждающие о принятии подрядчиком возможных мер и совершении конкретных действий с целью выполнения работ, являющихся предметом контракта.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассматривающая вопрос о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Согласно пункту 15 раздела 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)")" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Борматинове Н.Н.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078.
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Муниципальным учреждением "Централизованная клубная система Кулуевского сельского поселения" в отношении индивидуального предпринимателя Бормотинова Николая Николаевича (ИНН 745203366195), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки (извещение N 0169300010321000309), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Е.Н. Сарсенбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 июня 2022 г. N 074/06/104-1379/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2022