Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя заявителя - ООО ЧОО "Волга-Щит" Серебрякова С.В. (доверенность от 01.06.2022), в присутствии представителей государственного заказчика ГБОУ АО "Школа-интернат им. С.И. Здоровцева" Поляковой Е.Д. (доверенность от 01.06.2022 N7), Богословской В.П. (доверенность от 01.06.2022 N8), в присутствии представителя уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации Даниловой Ю.Р. (доверенность от 21.05.2021 N01-06-5), рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Волга-Щит" на действия государственного заказчика ГБОУ АО "Школа-интернат им. С.И. Здоровцева" при проведении электронного аукциона на оказание услуг частной охраны (реестровый N 0825500000722001891), на основании ст.99, 105,106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 27.05.2022 поступила жалоба ООО ЧОО "Волга-Щит" (далее также Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика ГБОУ АО "Школа-интернат им. С.И. Здоровцева" при проведении электронного аукциона на оказание услуг частной охраны (реестровый N 0825500000722001891) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя описание объекта закупки составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Выслушав доводы Заказчика, изучив материалы жалобы, извещение об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Астраханского УФАС России установила следующее.
20.05.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Как следует из указанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 2 311 739,28 руб.
Согласно доводам заявителя жалобы, Заказчик в описании объекта закупки установил неправомерное требование о предоставлении Заказчику в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта (а также при изменении состава работников охраны) результаты ежегодного флюорографического обследования своих сотрудников.
Комиссия считает данный довод Заявителя необоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчик в описании объекта закупки установил, что в целях профилактики туберкулёза в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" предоставить Заказчику в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта (а также при изменении состава работников охраны) результаты ежегодного флюорографического обследования своих сотрудников.
Согласно ч.6 (подпункт 2), ч.7 ст. 28 Федерального закона N273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы.
Согласно условиям аукционной документации, работники частной охранной организации, ставшей победителей аукциона на оказание услуг частной охраны, должны выполнять свои трудовые функции в образовательной организации, находится свою рабочую смену в зданиях ГБОУ АО "Школа - интернат им. С.И. Здоровцева", в которых ведется образовательный и воспитательный процесс: согласно технической документации место оказания услуг - здание учреждения, по адресу г. астрахань, ул. Яблочкова,7/Ахтубинская,6.
На май 2022 г. в ГБОУ АО "Школа - интернат им. С.И. Здоровцева" в учреждении обучается 539 детей, в том числе 123 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды с интеллектуальными нарушениями). Таким образом, выполняемые охранниками работы (услуги) по охране объектов образовательного учреждения, относятся к работам в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей.
Согласно п. 810 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулёзом) профилактические медицинские осмотры проходят 1 раз в год работники санаторно-курортных организаций, оздоровительных, спортивных и образовательных организаций для детей; согласно п.815 СанПиН 3.3686-21 организация прохождения профилактических медицинских осмотров на туберкулёз обеспечивается руководителями организаций по месту работы, учебы, проживания, нахождения лиц, подлежащих профилактическому медицинскому осмотру на туберкулёз.
Согласно ч.2 ст.27 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры.
Согласно статьи 215 Трудового кодекса РФ работники обязаны в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или) медицинскими рекомендациями.
Согласно статьи 220 Трудового кодекса РФ работники в том числе детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. N29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (далее -Порядок):
1) Предварительные и периодические медицинские осмотры работников проводятся по выполняемой работе "Работы в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей", периодичность - 1 раз в год. (п. 25 раздела VI. Выполняемые работы Приложения к Порядку.
2) Туберкулёз органов дыхания, других органов и систем является медицинским противопоказанием к работам, указанным в п. 25 раздела VI. Выполняемые работы Приложения к Порядку - Работы в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей (п.2 "Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни" Приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 29н "Перечень медицинских противопоказаний к работам с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры").
3) При проведении предварительных осмотров обследуемые лица, поступающие на работу, проходят следующие исследования (п.12 Порядка):
_флюорография или рентгенография легких в двух проекциях (прямая и правая боковая) для граждан в возрасте 18 лет и старше. Флюорография, рентгенография легких не проводится, если гражданину в течение предшествующего календарного года проводилась флюорография, рентгенография (рентгеноскопия) или компьютерная томография органов грудной клетки (п.12.2. Порядка, Приложение N 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 29н).
Согласно п. 3.4. Коллективного договора учреждения запрещено требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных законодательством. Перечень документов предоставляемых при приеме на работу определяется пунктами 2.2.-2.4. Правил внутреннего распорядка.
Согласно п.2.2. Правил внутреннего распорядка учреждения при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю в том числе результаты обязательного (при поступлении на работу в лечебно-профилактическое учреждение для детей) медицинского осмотра для определения пригодности работника для выполнения поручаемой работы - для всех категорий работников.
Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и Законом РФ от 11 марта 1992 г. N2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, определяется Правительством Российской Федерации. Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица: не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника (ст. 11.1 Законом РФ от 11.03.1992 г. N2487-I).
В Перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, утв. постановлением Правительства РФ от 19 мая 2007 г. N 300, туберкулез не входит, то есть заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника не отражают сведений об отсутствии у частного охранника такого заболевания как туберкулез, являются недостаточными для соблюдения прав детей в сфере охраны их здоровья.
Согласно ч.2 ст. 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" видами медицинских осмотров являются:
1) профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов;
2) предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе
Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации. (ч.4 ст. 46 N 323-ФЗ).
Согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ от 10 ноября 2020 г. N 1207н "Об утверждении учетной формы медицинской документации N 131/у "Карта учета профилактического медицинского осмотра (диспансеризации)" учетная форма профилактического медицинского осмотра (диспансеризации) заполняется на каждого гражданина, обратившегося в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь), для прохождения профилактического медицинского осмотра или диспансеризации, для заполнения Карты используются результаты проведения профилактического медицинского осмотра (диспансеризации), а также сведения из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (п.1, п.2 приложения 2 к приказу МЗ РФ от 10 ноября 2020 г. N 1207н).
В разделе "Сведения о приёмах (осмотрах), консультациях, исследованиях и иных медицинских вмешательствах, входящих в объем профилактического медицинского осмотра и первого этапа диспансеризации", предусмотрено внесение сведений о флюорографии легких или рентгенографии легких.
Таким образом, результаты проведения флюорографии легких в рамках профилактического осмотра может предоставить любой гражданин, обратившийся в медицинскую организацию; проведение указанного исследования не требует каких-либо дополнительных затрат работодателя. Исследование может быть проведено в пределах одного часа. Требование о наличии результатов флюорографии не ограничивает круг частных охранных организаций, так его могут пройти в короткие сроки и без участия работодателя любые граждане, обратившиеся в медицинскую организацию. Требование о наличии результатов флюорографии внесено в извещение с учетом предоставления времени для заблаговременного прохождения необходимого медицинского исследования.
Таким образом, основания для выдачи предписания отсутствуют.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Волга-Щит" на действия государственного заказчика ГБОУ АО "Школа-интернат им. С.И. Здоровцева" при проведении электронного аукциона на оказание услуг частной охраны (реестровый N 0825500000722001891) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Т.Н.Камакина
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 2 июня 2022 г. N 030/06/33-617/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2022