Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Вентсервис" (вх. 7768 от 30.05.2022), на действия конкурсной комиссии Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан "Республиканский центр торгов" (далее - Уполномоченное учреждение) и Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Красноусольская башкирская гимназия-интернат имени Нияза Абдулхаковича Мажитова муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан при определении поставщика путем проведения закупки N 0801500001122000348 "Капитальный ремонт здания МОБУ КБГИ им. Н.А. Мажитова с. Красноусольский муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан. Общая смета. (региональный проект "Модернизация школьной системы образования Республики Башкортостан")".
По мнению Заявителя, конкурсной комиссией нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно рассмотрение и оценка заявок осуществлены не в соответствии с Законом о контрактной системе.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком и Уполномоченным учреждением была представлена информация по закупке N 0801500001122000348.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Согласно п.1 ч.11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 25.05.2022 NПРОII2 конкурсная комиссия разместила информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N44-ФЗ, с обоснованием такого решения:
Порядковый номер заявки, присвоенный оператором |
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором, дата и время регистрации |
Решение о соответствии или об отклонении заявки |
Обоснование решения об отклонении заявки |
1 |
1, 13.04.2022 08:28:12 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
2 |
2, 19.04.2022 14:16:46 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
3 |
3, 20.04.2022 13:08:44 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
4 |
4, 20.04.2022 14:05:36 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
5 |
5, 20.04.2022 15:36:51 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
6 |
6, 20.04.2022 20:03:56 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
7 |
7, 20.04.2022 20:48:36 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
В соответствии с ч. 15 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 части 14 настоящей статьи:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) осуществляют оценку ценовых предложений по критерию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона;
б) на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных частями 6 и 13 настоящей статьи, а также оценки, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.05.2022 NИЭОК2 конкурсная комиссия указала:
Порядковый номер заявки, присвоенный оператором |
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором, дата и время регистрации |
Решение о соответствии или об отклонении заявки |
Обоснование решения об отклонении заявки |
Предложение о цене, руб. |
Снижение цены, % |
1 |
6, 20.04.2022 20:03:56 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
38583773.00 |
- 3.9999995024 % |
2 |
4, 20.04.2022 14:05:36 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
39080318.89 |
- 2.7645473426 % |
3 |
2, 19.04.2022 14:16:46 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
37779944.00 |
- 6.0000004976 % |
4 |
7, 20.04.2022 20:48:36 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
35770372.70 |
- 11.0000000000 % |
5 |
1, 13.04.2022 08:28:12 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
40191430.00 |
- 0.0000000000 % |
6 |
3, 20.04.2022 13:08:44 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
37300000.00 |
- 7.1941456176 % |
7 |
5, 20.04.2022 15:36:51 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
37896057.00 |
- 5.7111006003 % |
Комиссией установлено, что в извещении о проведении закупки установлены следующие требования - Заявка на участие в закупке должна содержать:
6.1.6 |
документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 статьи 31 Федерального закона (направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке): В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2021 года N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: Пункт 1. опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); Пункт 2. опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); Пункт 3. опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. При этом договором по пункту 1, считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"; акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, акт приемки объекта капитального строительства, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке; если документы и информация содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе ведение которых осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок с размещением на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" таких документов, вместо направления таких документов участник закупки вправе направить в соответствии с Законом о контрактной системе номер реестровой записи из соответствующего реестра. |
В критериях оценки заявок указано следующее:
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
Для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" применяется следующий показатель оценки: наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта. Для оценки заявок по показателю оценки "квалификация участников закупки" применяются детализирующие показатели: 1. общее количество исполненных участником закупки договоров(значимость показателя, детализирующего этот показатель оценки -50 процентов); 2. наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров (значимость показателя, детализирующего этот показатель оценки - 50 процентов);
|
п/п |
Требования к документам для оценки показателя - наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
1 |
к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий (-ие) выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту |
2 |
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта (установленного пунктом 1 настоящей таблицы):
- к оценке принимаются документы: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом пункта 31-33 Положения, когдак оценке принимаются документы, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам); - последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; - к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ. |
На заседании комиссии было установлено, что конкурсная комиссия рассмотрела заявки в соответствии с требованиям Извещения и представленными документами участников, оценка заявок осуществлена в соответствии с критериями оценки заявок.
Следовательно, в действиях конкурсной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Жалоба признается необоснованной.
Внеплановой проверкой установлено следующее.
Согласно ст.14.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:
1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
2) количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
3) условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.
Статьей 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.
На заседании комиссии было установлено, что ООО "Колхида" в качестве опыта представило Договор подряда N11/КР от 18 января 2021 г. заключенного с ООО "Джокер" на выполнение капитального ремонта промышленной базы в г. Екатеринбург, стройбаза.
31.05.2022 г. ООО "Джокер" представило письмо (вх. 7936), в котором указано "Общество с ограниченной ответственностью "Джокер" рассмотрев Ваше обращение (исх.N 7/5717 от 30.05.2022) сообщает, что с ООО "Колхида" (ИНН 0603019548) отсутствуют заключенные контракты, договора и иные правовые отношения. В том числе, договор подряда N11/КР от 18 января 2021 года с ООО "Колхида" (ИНН 0603019548) на выполнение капитального ремонта промышленной базы в г. Екатеринбург не заключался".
Не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации (статья 14.1 Закона), а также путем введения в заблуждение (статья 14.2 Закона).
При разграничении указанных составов недобросовестной конкуренции следует учитывать, что статьей 14.1 Закона о защите конкуренции охватывается распространение недостоверных (ложных, неточных или искаженных) сведений хозяйствующим субъектом в отношении конкурентов, а статьей 14.2 Закона о защите конкуренции - в отношении своей собственной деятельности и (или) своих товаров (работ, услуг).
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п.1 ст.4 Закона о защите конкуренции, установлено, что товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение в том числе в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, его пригодности для определенных целей, а также введение в заблуждение в отношении потребительских свойств, качества и количества товара.
Закон о защите конкуренции признает недобросовестной конкуренцией любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам - либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В рассмотренной ситуации заявка содержала недостоверные сведения. Действия общества по представлению недостоверных сведений относительно наличия у Ответчика опыта работ, связанного с предметом контракта направлены на получение необоснованных преимуществ перед иными хозяйствующими субъектами, потенциально претендовавшими на заключение договоров, что свидетельствует о нарушении обществом требований Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.
Указанный вывод не противоречит вектору правоприменительной практики, в частности Верховный суд РФ в пункте 11 своего обзора судебной практики утвержденной Президиумом ВС РФ от 16.05.2018 года придерживался идентичной позиции.
Вследствие своего недобросовестного поведения, нарушив нормы Закона о защите конкуренции, Общество, действуя осознанно, в обход действующего Законодательства, используя несуществующий договор, представило заведомо недостоверные сведения о своей деятельности с целью осуществления участия в закупке.
Пунктом 9.2. Письма ФАС России от 24.12.2015 N ИА/74666/15 "О применении "четвертого антимонопольного пакета" установлено, что статьей 14.2 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, при этом запрещается вводить в заблуждение любых лиц (потребителей, контрагентов, конкурентов).
Введение в заблуждение является следствием распространения не негативной информации, как в дискредитации, а позитивной, и ее содержание касается деятельности самого распространителя и (или) его товара. Однако, как в том, так и в рассматриваемом случае, распространяемая информация для признания действий актом недобросовестной конкуренции должна не соответствовать действительности.
Предоставление участником закупки заведомо недостоверных сведений, которые позволили ему одержать победу в проводимой закупке, является актом недобросовестной конкуренции (п.11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 года No 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 года).
Следовательно, в действиях ООО "Колхида" усматриваются признаки недобросовестной конкуренции.
Таким образом, комиссия принимает решение передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о наличии в действиях участников признаков нарушение антимонопольного законодательства.
Учитывая, что вышеуказанные участники представили недостоверные сведения о контрактах в подтверждении своей квалификации, которые в свою очередь повлияли на итоговую оценку, результаты закупки подлежат пересмотру.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Жалоба ООО "Вентсервис" на действия комиссии по осуществлению закупок признается необоснованной.
2. В действиях ООО "Колхида" усматриваются признаки недобросовестной конкуренции.
3. Уполномоченному учреждению, Заказчику выдать предписание.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о наличии в действиях Заказчика признаков нарушение антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 3 июня 2022 г. N ТО002/06/105-996/2022 (ключевые темы: участники закупок - документ - недобросовестная конкуренция - защита конкуренции - конкурсная комиссия)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2022