Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Спецремстроймонтаж" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Дирекция развития объектов здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок ГБУ г. Москвы "Дирекция развития объектов здравоохранения города Москвы" (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного конкурса на выполнение работ по строительству объекта: "Неонатальный корпус на 76 коек и консультативно-диагностический центр на 150 посещений в смену на территории Филиала Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница им. В.В. Виноградова Департамента здравоохранения города Москвы" (Родильный дом N 4) по адресу: г. Москва, ул. Новаторов, влд. 3" (далее - Объект закупки) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173200001422000029) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших в извещении о проведении Конкурса порядок оценки заявок участников по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 08.06.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 10.06.2022.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса (далее - Извещение) размещено в ЕИС - 04.02.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -электронный конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 792 977 360,08 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания подачи заявок на участие в закупке - 20.06.2022;
1.1 Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом, ненадлежащим образом установлен в Извещении порядок оценки заявок участников по Детализирующему показателю Критерия.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки "Квалификация участников закупки".
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применятся показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно абзацу третьему подпункта "в" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договоры (договоров).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 28 Положения при проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Согласно подпункту "в" пункта 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, в отношении показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из объектов, соответствующих объекту закупки:
- объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
- линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
- автомобильная дорога;
- особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
- объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Положения устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе;
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе;
- договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" пункта 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно Извещению и проектной документации объектом закупки является строительство объекта капитального строительства.
Порядком оценки заявок, предусмотренным в Извещении, по Детализирующему показателю Критерия установлено, что к оценке принимаются договоры, предусматривающие выполнение работ по капитальному ремонту, строительству и реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов).
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен в Извещении порядок оценки заявок участников закупки по Детализирующему показателю Критерия, поскольку к оценке не принимаются исполненные контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по сносу объекта капитального строительства.
Так, согласно подпункту "в" пункта 31 Положения Заказчиком, Уполномоченным органом выбран один из объектов закупки, соответствующий объекту закупки, а именно: объект капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Также, в соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Положения Заказчику, Уполномоченным органу необходимо выбрать один или несколько видов контрактов (договоров), принимаемых к оценке и предусмотренных подпунктом "г" 2 пункта 31 Положения.
При этом в соответствии с абзацем четвертым подпункта "г" пункта 31 Положения в целях подтверждения наличия опыта на объекте капитального строительства Заказчику, Уполномоченному органу необходимо учитывать договоры по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по Детализирующему показателю Критерия, поскольку к оценке не принимаются договоры (контракты), предусматривающие выполнение работ по сносу объекта капитального строительства, предусмотренные абзацем четвертым подпункта "г" пункта 31 Положения.
В связи с изложенным действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших порядок оценки заявок по Детализирующему показателю Критерия, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
1.2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен в Извещении порядок оценки заявок участников закупки по Детализирующему показателю Критерия, поскольку к оценке не принимаются исполненные контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ на линейном объекте, а также контракты (договоры) по проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что неустановление в порядке оценки заявок вышеназванных требований не противоречит положениям пункта 31 Правил, поскольку объектом закупки является строительство объекта капитального строительства, не относящегося к объектам культурного наследия и линейным объектам.
При этом представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в состав проектной документации объектов капитального строительства с учетом особенностей, предусмотренных частью 13 статьи 48 ГрК РФ, включаются разделы, содержащие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения.
В соответствии с Извещением объектом закупки является строительство объекта капитального строительства.
Комиссия изучив положительное заключение повторной государственной экспертизы N 77-1-1-3-045976-2021 от 18.08.2021 приложения к Извещению и пояснительную записку проектной документации Извещения установила, что проектная документация содержит в том числе следующие разделы: книга 4.1 раздела 4 "Конструктивные и объёмно-планировочные решения. Конструктивный расчет", часть 1 подраздела 6 "Системы снабжения медицинскими газами" раздела 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений", раздел 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства", часть 5 раздела 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды", части 1-8.1 раздела 12 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами".
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные разделы проектной документации не размещены в ЕИС.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не разместивших в ЕИС проектную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Так, Постановлением N 570 установлен перечень, состоящий из 34 видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному или муниципальному контракту.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570 возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Постановления N 570 конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией.
Комиссией установлено, что согласно пункту 6.3.55 проекта государственного контракта Извещения генеральный подрядчик обязуется выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ генерального подрядчика, к исполнению своих обязательств по Контракту работы, виды и объемы которых определены в соответствии с Постановлением N 570.
Также Комиссией установлено, что указанный в Извещении перечень видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, содержит такие работы как: вынос телефонной канализации, устройство перехода в основное здание, входные группы.
Вместе с тем указанные в приложении N 11 к проекту государственного контракта виды работ не содержатся в Постановлении N 570.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Извещении надлежащий перечень возможных видов работ из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спецремстроймонтаж" обоснованной в части пункта 1.1 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 11 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 10.06.2022 по делу N 28/06/105-1839/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 июня 2022 г. N 28/06/105-1839/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2022