Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
ООО "Строительная Перспектива" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 14683-ЭП/22 от 02.06.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по санитарному содержанию и санитарной очистке территорий Кронштадтского района, не имеющих ведомственной принадлежности в 2022 году (извещение N 0172200002822000046) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 13.05.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002822000046.
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 012 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в не установлении дополнительных требований к участникам закупки, нарушении правил описания объекта закупки.
Заказчик считает жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. П.12 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Правительство Российской Федерации, согласно ч. 2 ст.31 Закона о контрактной системе, вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч.4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 (далее - Постановление Правительства N 2571). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571.
В позиции 18 Приложения к Постановлению Правительства N 2571 установлено, что к участникам закупки на работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории предъявляется следующее дополнительное требование:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления Правительства N 2571 позиция 18 Приложения к Постановлению N 2571 применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Объектом закупки является выполнение работ по санитарному содержанию и санитарной очистке территорий Кронштадтского района, не имеющих ведомственной принадлежности в 2022 году.
Анализ извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме показал, что Заказчиком установлено вышеуказанное дополнительное требование к участникам.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчика следует, что благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (п. 36 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ)).
В соответствии с п.п. 1, 5, 10 ч. 2 ст. 45.1 131-ФЗ Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы:
- содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;
- организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями;
- уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период.
Ч. 3 ст. 45.1 131-ФЗ предусмотрено, что могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 961 от 09.11.2016 г. утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга (далее - Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга) и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга, согласно которым перечень мероприятий по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий согласно приложению N 5 к настоящим Правилам.
Согласно общим положениям Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга содержание объекта благоустройства, элемента благоустройства - выполнение в отношении объекта благоустройства, элемента благоустройства комплекса работ, обеспечивающих его чистоту (в том числе удаление мусора, смета и отходов, удаление несанкционированных надписей и рисунков), надлежащее физическое или техническое состояние и безопасность.
Приложением N 1 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга установлено:
Перечень работ по благоустройству в Санкт-Петербурге:
К работам по благоустройству территории Санкт-Петербурга относятся:
содержание объектов благоустройства;
содержание и ремонт элементов благоустройства.
Приложением N 2 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга установлено:
Виды элементов благоустройства Санкт-Петербурга:
2. Элементы благоустройства Санкт-Петербурга подразделяются на следующие виды:
2.1. Устройства декоративные, технические, конструктивные, в том числе:
покрытия, включая грунтовое покрытие, асфальтовое покрытие, мощение, полимерное покрытие, щебеночное покрытие, песчано-гравийное покрытие, плиточное покрытие;
2.2. Планировочное устройство, в том числе проезжая часть, велосипедная дорожка, сопряжения поверхностей (отмостка, бортовой камень, пандус, лестница, пешеходный мостик), озеленение (цветники, газоны, рядовые и групповые посадки), пешеходные коммуникации (тротуар, аллея, дорожка, тропинка), системы отвода поверхностных и дренажных вод (за исключением объектов мелиоративной системы).
2.3. Элементы озеленения, включая деревья, кустарники, травянистые растения, лианы, цветы.
Приложением N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга установлено:
Перечень мероприятий по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий
2. Мероприятия по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства
2.1. Мероприятия по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства, указанные в настоящем разделе, распространяются на всю территорию Санкт-Петербурга, за исключением случаев, когда порядок содержания земельных участков определяется в соответствии с федеральным законодательством, и в случае, если настоящими Правилами не установлено иное
2.3. Мероприятия по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства включают:
2.3.1. Уборку объектов благоустройства и элементов благоустройства:
2.3.1.1. Зимнюю уборку объектов благоустройства и элементов благоустройства.
2.3.1.2. Летнюю уборку объектов благоустройства и элементов благоустройства.
Таким образом на заседании Комиссии УФАС установлено, что объектом закупки является выполнение работ по благоустройству территорий.
Доказательств, свидетельствующих об обратном Заявительном не представлено.
Исходя из изложено, Комиссия УФАС пришла к выводу, что Заказчиком правомерно установлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 9 Приложения к ПП РФ N 2571, а довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта закупки установлено в электронном документе "Приложение_N1_Описание_объекта_закупки[1].docx" к извещению об осуществлении закупки.
Так в вышеуказанном документе установлено, в том числе, следующее описание:
"1.1.1. Предмет электронного аукциона: Выполнение работ по покосу зеленых насаждений Кронштадтского района Санкт-Петербурга, не имеющих ведомственной принадлежности (ТНВП) на 2022 год.
1.1.2. Код (коды) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) с указанием вида (-ов) продукции, соответствующий (-ие) предмету аукциона: 43.12.11.140 "Работы по расчистке территории, удаление растительности".
При этом, как ранее было установлено, объектом закупки является выполнение работ по санитарному содержанию и санитарной очистке территорий Кронштадтского района, не имеющих ведомственной принадлежности в 2022 году с установленным Заказчиком в соответствии с ОКПД2 кодом 38.11.29.000, что противоречит вышеуказанным положениям электронного документа "Приложение_N1_Описание_о бъекта_закупки[1].docx"
Из пояснений представителя Заказчика следует, что в рассматриваемой части была допущена техническая ошибка.
Исходя из изложенного в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
3. Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная Перспектива" обоснованной в части довода о нарушении правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 июня 2022 г. N 44-1682/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2022