На основании обращения ООО "Стимул", статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также Приказа Красноярского УФАС России N 160 Инспекция Красноярского УФАС России в составе: Кириллова А.А. - руководитель инспекции, члены инспекции: Рогова О.В., Аугустан Т.О., Котова Е.В., Самоковская Ю.А. (далее - Инспекция), провела внеплановую камеральную проверку соблюдения заказчиком - МКУ города Красноярска "Управление капитального строительства", уполномоченным органом - Департаментом муниципального заказа Администрации города Красноярска требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме, имеющего извещение N0119300019822000834.
Основанием для проведения проверки явилось обращение ООО "Стимул".
Проверка начата 07 июня 2022 года, окончена 14 июня 2022 года.
Проверяемый период: с 20.05.2022 года по 14.06.2022 года.
Описательная часть
В ходе контрольного мероприятия Инспекцией были изучены следующие документы и информация, в опубликованные в единой информационной системе в сфере закупок в отношении рассматриваемого электронного аукциона ("Реестр закупок", "Реестр контрактов, заключенных заказчиками") и представленные заявителем, заказчиком, уполномоченным органом:
1) извещение N 0119300019822000834 и приложенные к нему электронные документы;
2) обращение ООО "Стимул";
3) протоколы работы конкурсной комиссии;
4) пояснения уполномоченного органа, заказчика с приложенными документами;
5) правоприменительная практика;
Мотивировочная часть
Внеплановая проверка проводится на основании положений пункта 1 части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе, пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", раздела 5 Постановления Правительства N 1576 от 01.10.2020, пункта 5.3.7 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331.
Департаментом муниципального заказа Администрации города Красноярска 28.10.2021 было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0119300019822000834.
Из содержания обращения следует, что, по мнению заявителя, при формировании извещения о проведении закупки заказчиком, уполномоченным органом были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе, а именно:
- в описании объекта закупки присутствуют указания на товарный знак без возможности использовать эквивалент;
- при формировании извещения об осуществлении закупки заказчиком, уполномоченным органом были допущены нарушения Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604.
Из представленных от заказчика и уполномоченного органа пояснений не следует, что указанные субъекты контроля не согласны с доводами, изложенными в обращении ООО "Стимул".
Инспекция, проведя внеплановую проверку действий субъектов контроля, проанализировав информацию, представленную заказчиком, уполномоченным органом, заявителем и размещенную в ЕИС, а также в иных общедоступных источниках, установила следующее.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Подземный пешеходный переход через ул. Дубровинского в районе площади имени А.П. Чехова" в г. Красноярске".
В соответствие с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с указанным пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно части 4 статьи 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов).
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектно-сметной документации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2008 N 87.
Проектная документация состоит из текстовой и графической частей.
Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Иными словами, проектная документация содержит требования к результату выполняемых работ.
Вместе с тем Инспекция отмечает, что проектная документация, являющаяся фактически описанием объекта закупки, не должна и не может противоречить требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в части недопустимости включения требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в проектной документации указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент".
Тот факт, что проектная документация разрабатывается заказчиком не самостоятельно, а специализированной организаций (лицом) не свидетельствует о том, что заказчик не может и не должен устанавливать при закупке работ по проектированию (фактически при закупке работ по описанию объекта закупки) требования о соответствии проектной документации (которая будет являться описанием объекта закупки) требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, в том числе пункта 1 части 1 такой статьи.
Вместе с тем, проанализировав извещение и включенные в его состав электронные документы, Инспекция установила, что проектная документация, являющаяся описанием объекта закупки, содержит указание на конкретные товарные знаки (и иную информацию, указывающую на конкретные товары конкретных производителей) товаров, которые подлежат использованию, монтажу или поставке в рамках строительных работ, являющихся объектом закупки (включая, но не ограничиваясь: лифты, модель Unit1 GEN2 MRL (которые производит только компания "Otis"), керамогранит GHENT SILVER AS/60X120/C/R (который производит только компания "Peronda"), нагревательный кабель DEVIsnow_, различная продукция "ОБО Беттерманн", светильники производства компании "Ферикс" (что следует из указаний типа FDL 01-45-840-C110, FPL 01-35-840), светильника бренда "IntiLED" (что следует из указаний типа IRG24), шкаф управления Wilo-Control SC L-2х12А-Т4-DOL, производимый компанией "Wilo"). При этом ни одно из положений извещения не указывает на возможность поставки, использования, монтажа эквивалентных товаров, не устанавливает параметры эквивалентности.
Кроме того, Инспекции не было представлено доказательств, что указание на такие товарные знаки, иные индивидуализирующие обозначения установлены ввиду несовместимости закупаемого товара с товарами, имеющимися у заказчика и имеющими иные товарные знаки; не было представлено доказательств невозможности использовать эквивалентные товары в силу градостроительного законодательства, поскольку использование иных товаров повлияет на безопасность объекта строительства, бесперебойность или срок его эксплуатации. Факт наличия таких доказательств Инспекцией самостоятельно установлен не был.
При этом обстоятельство того, что заказчик не обладает сведениями о том, какими показателями должен обладать используемый, монтируемый, поставляемый эквивалентный товар для возможности обеспечения безопасности, бесперебойной работы, сохранения срока эксплуатации объекта капитального строительства (какие показатели товаров, указание на которые содержит проектная документация, действительно являются значимыми и образуют объективную потребность заказчика):
- является исключительно ответственностью заказчика, поскольку заказчик на момент закупки работ по проектированию объекта капитального строительства "Подземный пешеходный переход через ул. Дубровинского в районе площади имени А.П. Чехова" в г. Красноярске" был осведомлен о требованиях пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (указанная норма содержится в Законе о контрактной системе с момента действия такого закона и изложена в вышеприведенной редакции с 2017 года);
- не может свидетельствовать о легитимности необеспечения возможности при выполнении работ, являющихся объектом закупки, использовать, поставить, смонтировать эквивалентный товар.
Ввиду изложенного, при отсутствии надлежащих, допустимых доказательств обратного, Инспекция приходит к выводу о нарушении заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку при описании объекта закупки заказчик не руководствовался требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Электронный документ "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", являющийся приложением к извещению о проведении закупки устанавливает критерии оценки заявок на участие в конкурсе их значимость и порядок оценки, согласно которого: "к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе, на выполнение работ по строительству, реконструкции, автомобильной дороги, а также по строительству, реконструкции, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), при этом стоимость каждого договора должна составлять не менее 100 млн.руб.".
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Как установлено Инспекцией выше, объектом закупки являются работы по строительству объекта капитального строительства "Подземный пешеходный переход через ул. Дубровинского в районе площади имени А.П. Чехова" в г. Красноярске.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
При этом искусственные дорожные сооружения - это сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Из пункта 10.1 статьи 1 ГрК РФ следует, что автомобильная дорога является линейным объектом.
Таким образом, Инспекция установила, что объектом закупки является строительство линейного объекта.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) документом, предусмотренным приложением N1 к Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения (показателя оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта"), его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
автомобильная дорога;
особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации.
В связи с тем, что предметом контракта является выполнение работ по строительству линейного объекта - автодороги, то заказчиком в качестве документа, подтверждающего опыт в соответствии с подпунктом "в" пункта 31 Постановления установлен исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ на объекте, соответствующем объекту закупки, то есть на автодороге.
Инспекция отмечает, что перечень договоров, указанный в подпункте "в" пункта 31 Положения является закрытым и изменению (в том числе конкретизации до конкретного вида объекта) не подлежит. Иное из Положения и иных норм позитивного права не следует.
Вместе с тем Инспекция не установила, что заказчиком предъявляются требования, не соответствующие пп. "в" пункта 31 Положения, поскольку заказчиком установлено, что договорами, подтверждающим наличие опыта, является договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. При этом формулировка "а также по строительству, реконструкции искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения)" свидетельствует не об излишней детализации опыта, а об уточнении, что договоры на таких объектах также будут учитываться в качестве подтверждения опыта. При этом, как следует из приведенных выше норм позитивного права, искусственные дорожные сооружения являются частью автомобильной дороги. Таким образом, даже без указанного уточнения конкурсной комиссии надлежало учитывать в качестве подтверждения соответствующего опыта договоры на строительство или реконструкцию искусственных сооружений, ввиду чего такое уточнение не имеет правового значения.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) документом, предусмотренным приложением N1 к Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения (показателя оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта"), его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе;
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе;
договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Инспекция отмечает, что перечень видов работ, указанный в подпункте "г" пункта 31 Положения в рамках каждого из контрактов (договоров) является закрытым и изменению (в том числе конкретизации до определенных видов работ) не подлежит. Иное из Положения и иных норм позитивного права не следует.
Вместе с тем Инспекция установила, что заказчик не руководствовался требованиями подпункта "г" пункта 31 Положения, поскольку установил, что к оценке принимаются только контракты и договоры на выполнение работ по строительству или реконструкции.
Инспекция отмечает, что для соблюдения заказчиком требований пункта 31 Положения, устанавливаемые им требования к документам, подтверждающим опыт должны одновременно соответствовать подпунктам "а", "б", "в", "г", "д". Однако, что следует из установленного выше, заказчиком не соблюдено требование подпункта "в" пункта 31 Положения, ввиду чего Инспекция приходит к выводу, что заказчиком нарушены требования пункта 31 Положения и части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Инспекция также отмечает, что действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указаний на иные нарушения субъектов контроля при проведении рассматриваемой закупки, обращение заявителя не содержало, факт наличия таких нарушений Комиссией установлен не был.
Резолютивная часть
По результатам проведения внеплановой проверки, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Инспекция Красноярского УФАС России решила:
1. Признать заказчика нарушившим требования частей 1, 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику предписание о внесении изменений в извещение о проведении закупки.
3. Конкурсной комиссии, заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса в электронной форме.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не менее, чем на 10 дней, начиная со дня размещения в ЕИС изменений в извещение о закупке.
6. Передать материалы внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Руководитель инспекции |
А.А. Кириллова |
Члены инспекции: |
Т.О. Аугустан
О.В. Рогова
Е.В. Котова
Ю.А. Самоковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 июня 2022 г. N 024/06/99-1476/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2022