Дата оглашения решения: 10 июня 2022 года город Иваново
Дата изготовления решения: 16 июня 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Чугуновой Е.Е. - ВрИО руководителя управления;
членов Комиссии: Парфеновой А.А. - начальника отдела контроля в сфере закупок, Долакидзе Г.П. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
в отсутствие представителей ИП Кремешковой Александры Алексеевны (далее - Заявитель, ИП Кремешкова А.А.), МБУ "Управление благоустройства городского округа Шуя" (далее - Заказчик), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (указанные лица были уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы),
рассмотрев жалобу ИП Кремешковой А.А. на действия МБУ "Управление благоустройства городского округа Шуя" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту дорог (извещение N0133200001722001519), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
03.06.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ИП Кремешковой А.А. на действия МБУ "Управление благоустройства городского округа Шуя" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту дорог (извещение N0133200001722001519).
Согласно первому доводу жалобы Заказчик в извещении о проведении закупки установил, что к оценке по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" принимаются контракты по ремонту и содержанию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Вместе с тем, п. 31 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N2604 от 31.12.2021), предусмотрено, что по указанному критерию принимаются контракты на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Таким образом, установив положения о принятии к оценке контрактов на ремонт и содержание автомобильных дорог, Заказчик нарушил требования Постановления Правительства РФ N2604 от 31.12.2021.
Во втором доводе жалобы Заявитель указал, что в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме установлено требование к выписке из реестра членов саморегулируемой организации, представляемой участниками закупки в заявках на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Так в извещении о закупке указано, что уровень ответственности участника в компенсационном фонде должен быть не меньше, чем его предложение о цене контракта.
По мнению Заявителя, данное требование является излишним, поскольку необходимый уровень ответственности должен быть не менее предложения о цене контракта на момент заключения контракта. Следовательно, победитель закупки вправе внести необходимую сумму в компенсационной фонд и повысить уровень ответственности до заключения контракта.
МБУ "Управление благоустройства городского округа Шуя" в своих возражениях на жалобу ИП Кремешковой А.А. с доводами жалобы не согласилось и просило признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев представленные ИП Кремешковой А.А., МБУ "Управление благоустройства городского округа Шуя" документы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
18.05.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение 0133200001722001519 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту дорог.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:
- начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 20 171 450 руб.;
- дата и время окончания подачи заявок - 03.06.2022 08:00;
- дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке - 07.06.2022;
- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 08.06.2022;
- согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.06.2022 NИЭОК1 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке была подана единственная заявка, которая была признана соответствующей требованиям извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и Закона о контрактной системе. Открытый конкурс в электронной форме признан несостоявшимся.
Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги
Заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме установлено, что одним из критериев оценки заявок на участие в закупке является критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ N2604 от 31.12.2021.
В соответствии с пп. "в" п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, в том числе следующий показатель оценки: наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Заказчиком в извещении о проведении закупки данный показатель установлен.
В силу пп. "г" п. 31 Постановления Правительства РФ N2604 от 31.12.2021 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный ч. 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), ч. 16.1 ст. 34 и ч. 56 ст. 112 Закона о контрактной системе, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" п. 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
- контракт, предусмотренный ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
- контракт, предусмотренный ч. 16.1 ст. 34 Закона о контрактной системе;
- контракт, предусмотренный ч. 56 ст. 112 Закона о контрактной системе;
- договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Вместе с тем, в приложении N1 "Критерии оценки заявок на участие в электронном конкурсе" к извещению о закупке установлено, что в отношении показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", его детализирующего показателя "Общая цена исполненных участником закупки договоров" принимается к оценке исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающие выполнение работ по ремонту и содержанию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, что свидетельствует о нарушении ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.
Согласно пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлен минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Также часть 13 статьи 55.16 ГрК РФ содержит сведения о минимальном размере взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
В п. 1.13 приложения N3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе и инструкция по ее заполнению" к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме заявка на участие в закупке должна содержать действующую выписку из реестра членов саморегулируемой организации, выданную по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N86. Уровень ответственности участника в компенсационном фонде должен быть не меньше, чем его предложение о цене контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о том, что уровень ответственности участника закупки в соответствующем компенсационном фонде не может быть меньше, чем его предложение о цене контракта.
Отсутствие указанных положений может повлечь неправомерное участие в закупке лиц, чье предложение о цене контракта превышает уровень ответственности в указанных компенсационных фондах саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования в извещении о закупке, являются правомерными.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Кремешковой А.А. на действия МБУ "Управление благоустройства городского округа Шуя" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту дорог (извещение N0133200001722001519) обоснованной части первого довода.
2. Установить в действиях МБУ "Управление благоустройства городского округа Шуя" нарушение ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: ______________________________ Е.Е. Чугунова
Члены Комиссии: ______________________________ А.А. Парфенова
______________________________ Г.П. Долакидзе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 16 июня 2022 г. N 037/06/32-267/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2022