Резолютивная часть решения оглашена 17 июня 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 17 июня 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Индивидуального предпринимателя Бессерёжнова Олега Александровича (далее - ИП Бессерёжнов О.А., заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона 22-95979Э "Поставка системы контроля и управления доступом" (извещение N 0169300000122000577), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N70 г. Челябинска" (далее - МБОУ "СОШ N70 г. Челябинска", заказчик) директора Яковлевой Галины Валентиновны, контрактного управляющего Галимовой Светланы Викторовны, действующих на основании приказа N 54-к от 30.07.2004, доверенности б/н от 10.06.2022;
- представителей Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска (далее - уполномоченный орган) Блиновой Ольги Владимировны (до объявления перерыва), Зинохиной Евгении Салимовны (до объявления перерыва), Рассказовой Елены Михайловны (до объявления перерыва), действующих на основании доверенностей NN 28, 29 от 17.12.2021, N 00БП-000003 от 29.04.2022;
- в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 07.06.2022 посредством электронной почты поступила жалоба ИП Бессерёжнов О.А. на действия заказчика при проведении электронного аукциона 22-95979Э "Поставка системы контроля и управления доступом" (извещение N 0169300000122000577) (далее - аукцион, закупка).
Жалоба возвращена заявителю в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 08.06.2022 N 300-ж/2022 на основании подпункта "а" пункта 2 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе, проведение внеплановой проверки назначено на 15 июня 2022 года.
Определением от 15.06.2022 в заседании Комиссии объявлен перерыв до 17.06.2022.
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 26.05.2022 в 14:57.
Начальная (максимальная) цена контракта на поставку системы контроля и управления доступом - 699 989,99 рубль.
Протокол подачи ценовых предложений от 03.06.2022.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,5 %.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону N 0169300000122000577 от 06.06.2022.
Контракт по итогам осуществленной закупки заключен 17.06.2022 с ООО "Безопасная школа".
Согласно доводам обращения ИП Бессерёжнова О.А. заказчиком в проекте контракта неправомерно установлена обязанность подрядчика выполнить работы по установке двери противопожарной металлической на основании лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечением пожарной безопасности зданий и сооружений, либо привлечь к выполнению данных работ организацию, имеющую соответствующую лицензию. Кроме того, проект контракта включает в себя две формы договора: поставки и подряда.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы ООО "Флагман" не согласились, пояснили, что в силу гражданского законодательства стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). Устанавливая условие о необходимости выполнения работ по установке двери противопожарной металлической, заказчик реализует свое право, предоставленное нормами закона.
Считают доводы обращения заявителя несостоятельными.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает, в том числе, требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В свою очередь, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в составе информации и документов об участнике закупки должны содержаться в заявке на участие в закупке конкурентным способом согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Тем самым, извещение об электронном аукционе должно содержать конкретные требования о документах, необходимых для подтверждения соответствия участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.
Пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которое определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению.
Согласно указанному перечню работами и услугами, составляющими деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, являются:
1) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
2) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
3) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
4) монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
5) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
6) монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
7) монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
8) монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
9) выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
10) монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Важно отметить, что пункт 4.1.7 проекта контракта определяет обязанность подрядчика выполнить работы по установке двери противопожарной металлической на основании действующей лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечением пожарной безопасности зданий и сооружений с видом работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах. В случае отсутствия у Подрядчика данной лицензии, привлечь организации, имеющие соответствующую лицензию.
Аналогичная обязанность, но уже с обозначением стороны по контракту как "поставщик" установлена в пункте 10 спецификации поставки системы контроля и управления доступом (Приложение N 1 к контракту).
На заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа пояснили, а также из содержания извещения о закупке следует, что в состав работ по монтажу поставляемой системы контроля и управления доступом включена установка двери металлической противопожарной. В связи с чем, условие наличии соответствующей лицензии и было установлено в проекте контракта.
Следовательно, деятельность по монтажу заполнений проемов в противопожарных преградах, является самостоятельным видом работ, требуемых к выполнению в рамках предмета контракта рассматриваемой закупки. В связи с чем, к участникам электронного аукциона должно быть установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечением пожарной безопасности зданий и сооружений.
Вместе с тем, данное условие не нашло отражение в предъявляемых в извещении о закупке требованиях к участникам электронного аукциона. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица уполномоченного органа могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.
Относительно довода заявителя о том, что проект контракта включает в себя две формы договора: поставки и подряда Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить, что в силу пункта 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Следовательно, применение заказчиком в рассматриваемой закупке смешанной формы договора не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 июня 2022 г. N 074/06/99-1458/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2022