На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 35 от 25.04.2022 года, обращения Автономной некоммерческой организации Дополнительного профессионального образования "Институт менеджмента, маркетинга и права" (далее - АНО ДПО "Институт менеджмента, маркетинга и права") (вх. N 3711 от 23.05.2022), в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссией в следующем составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, руководителя Комиссии;
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
_. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
проведена внеплановая проверка законности действий (бездействия) аукционной комиссии уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)", заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр занятости населения Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию граждан по повышению квалификации граждан по программам повышение квалификации: - 1С: Бухгалтерия 8.3 (предприятие и гос. учреждение); - 1С: Управление торговлей; - 1С: Электронный документооборот: документооборот организационно-распорядительных и кадровых документов; - 1С: Зарплата и управлением персоналом (извещение N 0816500000622003437).
Полное наименование проверяемой организации, юридический и почтовый адрес, а также ОГРН, ИНН, КПП:
1. Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)"
Юридический адрес: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), город Якутск, проспект Ленина, 22;
ОГРН: 1181447012086;
ИНН: 1435335477;
КПП:143501001.
2. Государственное казенное учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр занятости населения Республики Саха (Якутия)"
Юридический адрес: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Петра Алексеева, дом 6/1;
ОГРН: 1021401061880;
ИНН: 1435068800;
КПП:143501001.
Проверка начата 26.05.2022 года, окончена 08.06.2022 года;
Вид проверяемой деятельности: соблюдение аукционной комиссии уполномоченного учреждения ГКУ РС(Я) "Центр закупок РС(Я)", заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр занятости населения Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию граждан по повышению квалификации граждан по программам повышение квалификации: - 1С: Бухгалтерия 8.3 (предприятие и гос. учреждение); - 1С: Управление торговлей; - 1С: Электронный документооборот: документооборот организационно-распорядительных и кадровых документов; - 1С: Зарплата и управлением персоналом (извещение N 0816500000622003437) требований законодательства о контрактной системе.
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 207, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Проверка проведена на основании обращения АНО ДПО "Институт менеджмента, маркетинга и права" (вх. N 3711 от 23.05.2022).
Из обращения АНО ДПО "Институт менеджмента, маркетинга и права" следует, что заявка организации была признана несоответствующей извещению о проведении закупки аукционной комиссией неправомерно.
Из письменных пояснений уполномоченного учреждения следует, что с обращением не согласны, считают, что аукционная комиссия правомерно признала несоответствующей извещению заявку АНО ДПО "Институт менеджмента, маркетинга и права", поскольку отсутствовала выписка из реестра лицензий.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1. Извещение N 0816500000622003437 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "ЭТС" - 17.03.2022;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 453 596,70 рублей;
4. На участие в закупке подано 6 (шесть) заявок, из них соответствует требованиям: 1 (один), отклонено: 5 (пять).
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующим выводам:
"непредставление информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Федерального закона 44-ФЗ. Причина несоответствия: На основании п.п. "а" п.1 ч.5 ст.49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ отклонить заявку на участие в закупке в соответствии с п. 2 ч. 12 ст. 48 указанного закона отклонить заявку на участие в закупке, в связи с непредоставлением документов, представленных в силу п.1, ч. 4 информационной карты к извещению, п.п. 2 п. 1.2.1 подраздела 1.2 раздела 1 приложения N3 к извещению согласно п.4 ч.4 ст. 49, п.3 ч.6 ст.43 указанного закона требованиям п.1 ч. 4 информационной карты к извещению (Не представлены выписки из реестра лицензий (или копии))"
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявки на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктов "а" - "в" пункта 2, пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпункта "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 Информационной карты установлено следующее:
1. |
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям |
Участник закупки в соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", должен иметь действующую(-ие) лицензию(-ии): на оказание образовательных услуг в соответствии с Перечнем образовательных услуг по реализации образовательных программ утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности" по реализации дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации Соответствие требованию подтверждается предоставлением выписки из реестра лицензий (или копии). |
Для объективного рассмотрения дела, Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки о предоставлении сведений и документов, представленных в составе заявок участников закупки.
Из представленных документов установлено, что АНО ДПО "Институт менеджмента, маркетинга и права" в составе заявки был представлены сканы лицензий на оказание образовательных услуг N 7018 от 30.12.2016 и N ЛО-63-01-003824 от 26.07.2016 года.
Между тем, в извещении об электронном аукционе установлено, что соответствие требованию подтверждается только выпиской из реестра лицензий.
При таких обстоятельствах, комиссия по осуществлению закупок уполномоченного учреждения обоснованно признала несоответствующей заявку АНО ДПО "Институт менеджмента, маркетинга и права" на основании пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в связи с непредоставлением выписки из реестра лицензий (их копии)
Между тем, согласно пункту 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42,49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), утвержден перечень видов деятельности, на который требуется выдача соответствующих лицензий и разрешений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, лицензированию подлежат разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
По пункту 2 статьи 3 Закона о лицензировании в редакции, действовавшей до 01.01.2021, лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В редакции данного Закона, действующего с 01.01.2021, лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
С учетом внесенных изменений с 01.01.2021 года в Закон о лицензировании (часть 3 статьи 10, части 3, 5, 5.1, 5.2 статьи 14, часть 20 статьи 18), лицензирующие органы перестали выдавать бланки лицензий. Разрешение на ведение лицензируемой деятельности подтверждается записями в реестрах. Лицензирующий орган с 01.01.2021 года предоставляет заявителям выписку на бумажном носителе или в электронном виде.
Кроме того, статьей 13 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ установлено следующее:
"1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года.
2. Записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в законную силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, до 01 января 2022 года.
3. Лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу настоящего Федерального закона ".
Таким образом, согласно части 3 статьи 13 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ, лицензии, выданные до 01.01.2021, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на дату - 01.01.2021.
Следовательно, после 1 января 2021 года подтверждением наличия лицензий, выданных после 1 января 2021, является запись в реестре лицензий, а до 01 января 2021 года подтверждением наличия лицензий может быть еще и лицензия, выданная уполномоченным органом на бумажном носителе.
Форма выписки из реестра лицензий, а также порядок предоставления сведений о конкретной лицензии утверждена Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий".
Согласно части 1 статьи 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что внесение изменений в Закон о лицензировании не отменяет действие лицензий, выданных до вступления в законную силу изменений, а также не отменяет правомерность подтверждения наличия лицензии документом (либо его копией), выданным лицензирующим органом на бумажном носителе. Так законодательством предусмотрена возможность подтверждения наличия лицензии и копией лицензии и выпиской из соответствующего реестра лицензий.
АНО ДПО "Институт менеджмента, маркетинга и права" в составе заявки были представлены лицензии на оказание образовательных услуг N 7018 от 30.12.2016 и N ЛО-63-01-003824 от 26.07.2016 года.
Резюмируя изложенное, лицензии АНО ДПО "Институт менеджмента, маркетинга и права" выданы до 01.01.2021 года и может быть подтверждена и лицензией, и выпиской из соответствующего реестра лицензий.
Таким образом, установленное заказчиком требование о предоставлении в составе заявки исключительно выписки из реестра лицензий (или копии) нарушают права участников и имеют признаки нарушения части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр занятости населения Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию граждан по повышению квалификации граждан по программам повышение квалификации: - 1С: Бухгалтерия 8.3 (предприятие и гос. учреждение); - 1С: Управление торговлей; - 1С: Электронный документооборот: документооборот организационно-распорядительных и кадровых документов; - 1С: Зарплата и управлением персоналом (извещение N 0816500000622003437) нарушившей часть 6 статьи 31, пункт 12 часть 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. С учетом того, что контракт заключен, предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Руководитель комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 июня 2022 г. N 014/06/99-797/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2022