Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) в составе:
<...>
при участии посредством системы видео-конференц-связи представителей ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Архангельской области" по доверенности от 01.12.2021 N 22/170 <...> (далее также - Заказчик), представителей ООО "РМ Центр" по доверенности от 16.08.2021 N 13 <...> (далее - также Участник, Поставщик), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев обращение Заказчика (вх. от 16.06.2022 N 16035-ЭП/22) о включении информации об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 13.09.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку картриджей для принтеров, МФУ и КМА для обеспечения работ по техническому обслуживанию в рамках исполнения государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения (номер извещения 0824100000521000066)(далее - Аукцион, Товар).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 2 200 000,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.09.2021 N0824100000521000066-3 победителем аукциона признано ООО "РМ Центр", с которыми 06.10.2021 заключен государственный контракт от N 2122188101972000000000033 / 197/ЭА/21 (далее - Контракт).
В силу п.1.1 Контракта Головной исполнитель обязуется поставить и передать Государственному заказчику картриджи для принтеров, МФУ и КМА в рамках исполнения государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения (далее по тексту - Товар), наименование и количество которого установлены в Приложении N 1 (Спецификация) к Контракту, являющемся его неотъемлемой частью.
Согласно п.1.2 Контракта срок на поставку товара в рамках 1 этапа Государственного контракта с 15.01.2022 по 28.02.2022.
По состоянию на 01.03.2022 Товар не был поставлен Заказчику.
03.03.2022 Заказчик направил в адрес Поставщика претензию N 22/582 с требованием в кратчайшие сроки произвести поставку Товара в полном объеме.
10.03.2022 Поставщик направил Заказчику письмо N 111-03/22 с предложением о расторжении Контракта по соглашению сторон.
18.03.2022 Заказчик направил Поставщику претензию N 22/699 с отказом о расторжении Контракта по соглашению сторон и требованием в течение 10 (десяти) рабочих дней выполнить взятые на себя обязательства по Контракту и поставить Товар в полном объеме.
23.03.2022 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо N 251-03/22 о невозможности исполнить Контракт по независящим от Поставщика причинам.
Согласно п. 7.1 Контракта, стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по настоящему Государственному контракту, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, война, массовые беспорядки и т.п.), т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, делающих исполнение Контракта невозможным, либо существенно затрудняющих его исполнение.
Согласно п. 7.2 Контракта, сторона, подвергшаяся действию обстоятельств непреодолимой силы, обязана в течение 5 (Пяти) рабочих дней в письменном виде уведомить другую сторону о возникновении таких обстоятельств, их виде, возможной продолжительности действий, предоставить документы, удостоверенные компетентными органами государственной власти, подтверждающие наличие таких обстоятельств и указать, исполнению каких обязательств по Контракту они препятствуют.
Согласно п. 7.3 Контракта, не извещение или несвоевременное извещение другой стороны, согласно п. 7.2 Контракта, влечет за собой утрату права ссылаться на эти обстоятельства.
До 28.02.2022 никаких извещений о наличии обстоятельств непреодолимой силы в адрес Заказчика не поступало.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Условиями Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
На основании изложенного, руководствуясь п. 10.9 Контракта, 31.03.2022 Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке (далее - Решение).
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения ч.ч. 12.1 и 14.1, п. 1 ч. 17.2, ч.ч. 20.1 и 22.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном п. 2 ч. 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Заказчик представил документы и сведения, согласно которым, 01.04.2022 он направил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Участника (18.05.2022 письмо возвращено отправителю).
Также 01.04.2022 Заказчик направил решение по адресу электронной почты, указанной в Контракте.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
27.04.2022 Заказчиком было принято частичное исполнение по Контракту, что подтверждается Актом приемки Товара от 27.04.2022.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "РМ Центр" в полном объеме устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, представленной Заказчиком, Контракт расторгнут 12.05.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Участник на заседании Комиссии УФАС пояснил, что 07.10.2021 Участником была направлена заявка N 1210-10/21 в ООО "Компания Блоссом" на поставку Товара, 10.01.2022 в исх. N 16 ООО "Компания Блоссом" уведомило Участника о том, что в связи с эпидемиологической обстановкой в стране у производителей усложнилась процедура поставки комплектующих материалов из других стран и, как следствие увеличился срок производства товаров, а также ООО "Компания Блоссом" гарантировало поставку Товара по Контракту 25.02.2022.
Также, Участник сообщает, что им была проверена информация о наличии товара на сайтах практически у всех известных производителей/поставщиков, уточнял информацию по телефону, а поставка Товара в установленный Контрактом срок не представлялась возможной.
28.02.2022 Участник получил письмо N 38 от ООО "Компания Блоссом" о том, что из-за сложной обстановкой в мире поставки комплектующих материалов из других стран в Россию приостановлены в сроки возобновления производства неизвестны. В связи с чем, Участник направил Заказчику письмо N 111-03/22 о расторжении Контракта по соглашению сторон.
Однако, Участник на заседание Комиссии УФАС не представил доказательств, препятствующих исполнению условий Контракта, а также документов, свидетельствующих о добросовестном поведении Участника, направленных на исполнение принятых обязательств в установленные Контрактом сроки.
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, при принятии решения об участии в закупке, осуществляемой согласно Закону о контрактной системе, в т.ч. способом электронного аукциона, участник должен осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при уклонении от заключения контракта либо неисполнении обязательств по контракту.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
ЗАКЛЮЧИЛА:
1. Информацию об ООО "РМ Центр" (107553, Москва, ул. Большая Черкизовская, дом 20, стр. 1, ИНН: 7718868981), включить в Реестр в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Государственного контракта сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об ООО "РМ Центр" в Реестр считать дату размещения указанной информации в ЕИС.
|
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
|
||||||
|
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по 1 разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведения в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
|||
|
12.05.22 |
17.05.22 |
17.05.22 |
0 |
16.06.22 |
23.06.22 |
20.06.22 |
0 |
23.06.22 |
23.06.22 |
0 |
0 |
|
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 июня 2022 г. N 078/10/104-793/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2022