Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
в присутствии представителей от:
- заявителя - ООО "РСК" - Д.Г. Наумов (генеральный директор),
в отсутствии представителей от:
- заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края 681024stomat.1@yandex.ru - представитель не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "РСК" (далее - ООО "РСК", заявитель) и материалы дела N027/06/106-785/2022, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "РСК" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по изготовлению и установке жалюзи (извещение N0322300001722000273 от 02.06.2022).
По мнению заявителя, при осуществлении закупки заказчиком не выполнены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) обязательном применении КТРУ.
На основании статьи 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N0322300001722000273 о проведении запроса котировок в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 02.06.2022.
Объект закупки: оказание услуг по изготовлению и установке жалюзи.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 529 346,31 рублей.
Дата начала срока подачи заявок: 02.06.2022.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 09.06.2022 00:00.
Согласно Извещению объект закупки: | |
|
Тип объекта закупки |
Услуга |
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции по КТРУ |
Характеристики товара, работы, услуги |
Единица измерения |
Количество |
Цена за единицу измерения |
Стоимость позиции |
||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
||||||
Жалюзи вертикальные тканевые (Вид 1) |
25.99.99.224 |
|
Штука |
14 |
3601.11 |
50415.54 |
||
Жалюзи вертикальные тканевые (Вид 2) |
25.99.99.224 |
|
Штука |
55 |
6133.88 |
337363.40 |
||
Жалюзи вертикальные тканевые (Вид 3) |
25.99.99.224 |
|
Штука |
11 |
5990.98 |
65900.78 |
||
Жалюзи вертикальные тканевые (Вид 4) |
25.99.99.224 |
|
Штука |
74 |
7377.69 |
545949.06 |
||
Жалюзи вертикальные тканевые (Вид 5) |
25.99.99.224 |
|
Штука |
57 |
9293.29 |
529717.53 |
Согласно Извещению установлены преимущества и требования к участникам:
- Преимущества: преимущество в соответствии с ч. 3 ст. Закона N 44-ФЗ.
- Требования к участникам:
1. Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ;
2. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ;
- Ограничения - не установлены.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым, считает жалобу обоснованной в полном объеме.
Из пояснений Заказчика, полученным в ходе заседания Комиссии Хабаровского УФАС России следует, что объектом данной закупки является оказание услуг по по изготовлению и установке жалюзи, результатом закупки является не только изготовление жалюзи, но их установка, в связи с чем заказчиком не были применены позиция КТРУ и не установлен запрет в соотвествии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Изучив материалы дела N 027/06/106-785/2022, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Правила N145).
Согласно п. 1 Правил N145 настоящие Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - каталог, КТРУ) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с п.п. "б" п. 2 Правил N145 каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил N145 Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил N145 Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Пунктом 6 Правил N145 установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из приведенных положений Закона о контрактной системе, Правил N145 следует, что заказчик обязан применять позиции КТРУ в части описания объекта закупки, при этом заказчик вправе указать дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в случае необходимости, однако в документацию необходимо включить обоснование необходимости использования такой информации (дополнительной характеристик).
В рассматриваемом случае объектом закупки является оказание услуг по изготовлению и установке жалюзи.
При этом согласно описанию объекта закупки оказание услуг по изготовлению и установке жалюзи необходимы следующие позиции товара: Жалюзи вертикальные тканевые (вид 1), Жалюзи вертикальные тканевые (вид 2), Жалюзи вертикальные тканевые (вид 3), Жалюзи вертикальные тканевые (вид 4), Жалюзи вертикальные тканевые (вид 5).
Согласно извещению, заказчиком определено КТРУ 25.99.99.224 "Жалюзи вертикальные тканевые".
Каталог товаров, работ, услуг не содержит позицию 25.99.99.224, указанное является ОКПД 2.
Каталог товаров, работ, услуг содержит обязательные для применения позиции:
- 13.92.22.120-00000008 с наименованием "Жалюзи оконные". Включено в КТРУ с 20.04.2022, обязательное применение с 20.05.2022 - бессрочно.
- 13.92.22.120-00000017 с наименованием "Жалюзи оконные". Включено в КТРУ с 20.04.2022, обязательное применение с 20.05.2022 - бессрочно.
Согласно разделу III. Техническая часть заказчиком установлены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки:
N п/п |
Наименование товара |
Показатели товара |
1 |
Жалюзи вертикальные тканевые (Вид 1-5) |
Состав: карниз алюминиевый, бегунки, вертикальные тканевые ламели, утяжелители, соединяющая цепочка, шнур управления, комплект универсальных кронштейнов для крепления, ламеледержатели, валанс. Карниз: Материал: П-образный алюминиевый профиль с антикоррозионным покрытием белого цвета. Способ крепления: к стене или к потолку при помощи металлических кронштейнов. Бегунки: Материал: пластик со встроенными подшипниками. Количество бегунков устанавливается исходя из длины карниза. Ламели: Материал: ткань для ламелей из 100% полиэстера. Ламели сшиты из цельного полотна, без швов. плотностью не менее 350 г/м2. Толщина ткани не менее 0,38 мм. Светонепроницаемость от 75% до 85%. Ткань не деформирующаяся, пропитана специальным водоотталкивающим, пылеотталкивающим составом, с антистатической и антибактериальной обработкой. Ширина: Не менее 88 мм и не более 92 мм. Цвет ткани согласовывается с Заказчиком. Управление ламелями: - смещение ламелей вокруг своей оси на 180° (открыто /закрыто); - сдвиг ламели от центра в стороны и к центру с помощью шнура управления. Фурнитура: Утяжелители. Материал: пластик с металлическими наполнителями. Соединяющая цепочка. Материал: пластик. Цвет: белый. Шнур управления, цепочка управления. Комплект универсальных кронштейнов для крепления |
Требуемое количество/размеры:
N п/п |
Наименование товара, его показатели. Ширина/высота, см |
Требуемое количество (шт.) |
1 |
Жалюзи вертикальные тканевые (Вид 1) 113*188 |
14 |
2 |
Жалюзи вертикальные тканевые (Вид 2) 163*222 |
55 |
3 |
Жалюзи вертикальные тканевые (Вид 3) 198*178,5 |
11 |
4 |
Жалюзи вертикальные тканевые (Вид 4) 231,5*188 |
74 |
5 |
Жалюзи вертикальные тканевые (Вид 5) 275,5*199 |
57 |
Так, например, КТРУ 13.92.22.120-00000008 (единицы измерения - квадратный метр) содержит указание на "Жалюзи оконные", содержащую описание объекта закупки, в том числе обязательные характеристики: вид материала ламелей (ткань), способ открывания/закрывания жалюзи (автоматический, ручной), сырьевой состав ткани (натуральный, синтетический, смесовой), тип жалюзи (вертикальные), так и необязательные характеристики: способ установки (на профиль окна, настенное, потолочное), антибактериальная, водоотталкивающая и грязеотталкивающая пропитки (да, нет), подпадающие под требования в данной закупке.
Согласно КТРУ 13.92.22.120-00000017 (единицы измерения - штука) содержит указание на "Жалюзи оконные", содержащую описание объекта закупки, в том числе обязательные характеристики: вид материала ламелей (ткань), способ открывания/закрывания жалюзи (автоматический, ручной), сырьевой состав ткани (натуральный, синтетический, смесовой), тип жалюзи (вертикальные), так и необязательные характеристики: способ установки (на профиль окна, настенное, потолочное), антибактериальная, водоотталкивающая и грязеотталкивающая пропитки (да, нет), подпадающие под требования в данной закупке.
Таким образом, в нарушение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, п. 5, 6 Правил N145, заказчиком при описании объекта закупки не применены обязательные характеристики, предусмотренные КТРУ, а также не указано в разделе III. Техническая часть обоснование необходимости использования заказчиком дополнительной информации (характеристик), не содержащейся в КТРУ.
При этом в случае закупки "Жалюзи оконные" с дополнительными характеристиками заказчик вправе указать такие характеристики с обоснованием в порядке, предусмотренном п. 6 Правил N145.
Однако указанное не освобождает заказчика от соблюдения требований ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, п. 5, 6 Правил N145, из которых следует обязанность заказчика применения соответствующей позиции КТРУ при описании объекта закупки, включения в разделе III. Техническая часть, Извещения о закупке обоснования необходимости дополнительных характеристик.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение требований ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании доводов жалобы заявителя обоснованными, о нарушении Заказчиком описания объекта закупки, в части неприменения КТРУ.
2. Применение национального режима при осуществлении закупок установлено ст. 14 Закона о контрактной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст.14 Закона о контрактной системе).
В силу п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N616) - запреты, установленные пунктами 1 и 2 настоящего постановления, распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом лизинга.
Постановление N 616 закреплен Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств -членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для целей осуществления закупок государственных и муниципальных нужд (далее Перечень N 616). В указанный Перечень N 616 включен ОКПД 2 - 13.9 Изделия текстильные прочие, включающий в себя ОКПД 2 - 13.92.22.120 Навесы и маркизы (шторы от солнца).
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком допущено нарушение ч. 3 ст.14 Закона о контрактной системе, в части неприменения национального режима, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РСК" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по изготовлению и установке жалюзи (извещение N0322300001722000273 от 02.06.2022), обоснованной.
2. Признать заказчика - Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края нарушившим требования ч. 6 ст. 23, ч. 3 ст.14 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать заказчику - Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела N 027/06/106-785/2022 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 15 июня 2022 г. N 7-1/125
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2022