Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
При участии:
<__.>;
<__.>,
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу ООО "Южно-Уральский центр снабжения" на действия заказчика - ГБУЗ Ямало-Ненецкого автономного округа "Лабытнангская городская больница" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку медицинских изделий (насоса шприцевого), начальная (максимальная) цена контракта - 670 000,00 рублей (извещение N 0190200000322004751) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вхд. N 3579 от 10.06.2022) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения извещения и документов о закупке противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представил возражения и сообщил, что при проведении Аукциона, действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении аукциона при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала подачи заявок - 26.04.2022 20:28 (Мск+2);
3) Дата и время окончания подачи заявок - 14.06.2022 09:00 (Мск+2);
4) Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 14.06.2022;
5) Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 16.06.2022;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что по совокупности установленных Заказчиком в техническом задании требований к закупаемому товару, товар соответствует единственному производителю.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является поставка медицинских изделий (насоса шприцевого).
В Приложении N 1.1 к Описанию объекта закупки установлены функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки (товара) "Насос шприцевой".
В своей жалобе Заявитель указал, что описание объекта закупки сформулировано таким образом, что в рамках данной закупки только товар единственного производителя Компании "Б. Браун Мельзунген АГ" ("B.Braun Melsungen AG", Германия), удовлетворяет заявленным требованиям.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что с учетом решения и предписания Ямало-Ненецкого УФАС России от 24.05.2022 по делу N 089/06/33-444/2022 заказчик привел документацию об аукционе в электронной форме на "Поставку медицинских изделий (насоса шприцевого)", начальная (максимальная) цена контракта - 670 000,00 рублей (извещение N 0190200000322004751) в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Из возражений Заказчика следует, что при размещении закупки установлены требования к характеристикам товаров соответствующие двум производителям. Указанные характеристики не нарушают требования Закона о контрактной системе.
Под техническое описание характеристик объекта закупки подходят шприцевые насосы - ПерфузорR компакт плюс (PerfusorR compactplus) (Германия) и насос шприцевой Terumo (Япония) Terufusion типа SS с принадлежностями (Вариант исполнения: TE-SS702).
Установление характеристик товара обусловлено потребностями Заказчика. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.
С учетом специфики деятельности заказчика, а именно функционирования отделения анестезиологии - реанимации, где находятся пациенты в тяжелом состоянии, обеспечение точной и безопасной инфузионной терапии в критических состояниях несет в себе ряд требований к инфузионной технике, которые и были отражены в описании объекта закупки.
Заказчик указал клинически значимые характеристики медицинского оборудования, обусловленные спецификой его использования в процессе оказания медицинской помощи, и которые являются значимыми.
Изучив и сопоставив представленные доводы жалобы и техническое задание Заказчика Комиссия установила, что под указанные характеристики подпадают шприцевой насос ПерфузорR компакт плюс (PerfusorR compactplus) (Германия) и насос шприцевой Terumo (Япония) Terufusion типа SS с принадлежностями (Вариант исполнения: TE-SS702).
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России отмечает, что описание объекта закупки осуществлялось заказчиком с учетом требований статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание характеристик закупаемого медицинского оборудования отсутствует в примененной заказчиком позиции КТРУ 32.50.50.190-00001341.
При этом, какой-либо обязанности заказчика ограничиваться только требованиями ГОСТ Р 55719-2013 закон не содержат, что опровергает довод Заявителя жалобы о том, что предъявляемые требования не соответствуют ГОСТ Р 55719-2013.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России отмечает, что заказчик вправе самостоятельно принимать решение о способе закупки, с предоставленным правом формирования объекта закупки, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями, поскольку именно заказчик несет всю полноту ответственности за качество описания объекта закупки, в связи с чем, определение значимости установленных требований к закупаемому оборудованию является правом и обязанностью именно заказчика.
Заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
Данная позиция согласуется с легальным (нормативным) толкованием содержащемся в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) согласно которому, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Вместе с тем на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также не представил в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в установлении в извещении о проведении Аукциона требований к закупаемому товару, не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЮУРЦС" на действия заказчика - ГБУЗ Ямало-Ненецкого автономного округа "Лабытнангская городская больница" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку медицинских изделий (насоса шприцевого), начальная (максимальная) цена контракта - 670 000,00 рублей (извещение N 0190200000322004751), необоснованной.
Председатель Комиссии: <__.>
Члены Комиссии: <__.>
<__.>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 17 июня 2022 г. N 089/06/33-507/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2022