На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии: заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
при участии представителей интересов:
- ФБЛПУ "Санаторий "Днепр" ФНС" (далее - Заказчик) - Перминов И.В., Золотых В.Н. (по доверенности),
- ООО "Теинстройпроект" (далее - Заявитель) - Бабаева Е.Ю. (директор), Гарифуллина А.Ф. (по доверенности),
проведя внеплановую проверку по процедуре проведения закупки "Оказание услуг по строительному контролю за выполнением капитального ремонта объекта: "Комплекс работ по Благоустройству территории ФБЛПУ "Санаторий "Днепр" ФНС России" по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ш. Алупкинское, д. 13. 1 этап"" (извещение N 0375100002322000010) (далее - Закупка), в соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N 36262
УСТАНОВИЛА:
В ходе внеплановой проверки, проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на основании документов и пояснений, предоставленных Заказчиком, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки:
- извещение электронного аукциона (далее - официальный сайт, ЕИС) - 27.05.2022;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
- начальная (максимальная) цена контракта - 6 712 490,00 руб.;
- дата и время окончания подачи заявок: 27.05.2022 11:11;
- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 09.06.2022.
Согласно обращению Заявителя, комиссия по осуществлению закупок неправомерно признала Победителем электронного аукциона АО "Служба технического надзора", так как участник не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). А именно, у АО "Служба технического надзора" отсутствует необходимый уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации.
В соответствии с подпунктом пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе в сфере закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В силу части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона.
Согласно обращению Заявителя:
"Предметом электронного аукциона является Оказание услуг по строительному контролю за выполнением капитального ремонта объекта: "Комплекс работ по Благоустройству территории ФБЛПУ "Санаторий "Днепр" ФНС России" по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ш. Алупкинское, д. 13. 1 этап".
Согласно сведениям закупочной документации и информации, размещенной на сайте http://zakupki.gov.ru, строительный контроль осуществляется на объекте со стоимостью строительно-монтажных работ 363 906 001,96 рублей, в связи с чем предъявляется требование к второму уровню ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда члена саморегулируемой организации и не менее второго уровня ответственности по компенсационному фонду договорных обязательств.
В соответствии с письмом Минстроя России от 12.02.2021 N5265-ТБ/02, исходя из совокупности положений части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 ГрК РФ, строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
Вместе с тем, в вышеуказанном письме Минстроя России от 12.02.2021 N5265-ТБ/02 даны следующие разъяснения по вопросу уровня ответственности членов саморегулируемой организации, осуществляющих строительный контроль.
Законодательством о градостроительной деятельности не установлены особые требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим функции технического заказчика, в том числе осуществляющим строительный контроль на основании договора. В этой связи к таким лицам предъявляются общие требования, установленные внутренними документами саморегулируемой организации с учетом минимальных квалификационных требований, определенных частью 6 статьи 55.5 ГрК РФ.
В соответствии с частями 10-13 статьи 55.16 ГрК РФ уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.
В этой связи обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
_
Стоимость строительно-монтажных работ на объекте, подлежащих строительному контролю, составляет 363 906 001,96 рублей, в связи с чем к участникам закупки предъявляется требование о наличии второго уровня ответственности компенсационного фонда возмещения вреда и не менее второго уровня ответственности фонда обеспечения договорных обязательств членов саморегулируемой организации.
Части 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ определяют размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств и соответствующие уровни ответственности членов саморегулируемых организаций.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации, вправе заключать договоры в соответствии с уровнем ответственности, соответствующим внесенному такими лицами взносу в компенсационные фонды в порядке, установленном Законодательством.
Стоимость строительства объекта, равная 363 906 001,96 рублей, дает право осуществлять строительный контроль на таком объекте только лицам, являющимся членами саморегулируемой организации, и имеющим второй уровень ответственности.
Согласно сведениям из Единого реестра членов СРО, размещенного на сайте Ассоциации "Национальное объединение строителей" (НОСТРОЙ), у данной организации стоимость работ по одному договору строительного подряда (уровень ответственности): не превышает шестьдесят миллионов рублей (Первый уровень ответственности), что не соответствует требованиям к участникам.
Учитывая вышеизложенное, данный участник электронного аукциона не соответствуют требованиям, установленным частями 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ, пункту 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ".
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряд, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Согласно части 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Часть 11 статьи 55.16 ГрК РФ устанавливает минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ предусмотрен минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
В соответствии с Приложением N2 к извещению о проведении Закупки установлено, что Заявка на участие в закупке должна содержать следующие информацию и документы:
"н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований в извещении об осуществлении закупки) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено законом, в том числе выписку из реестра членов СРО с указанием наличия у члена СРО право выполнять заключенные с использованием конкурентных способов заключения договоры, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и уровень ответственности члена СРО, имеющего намерение выполнять по контракту (договору) строительный контроль, определяемый исходя из размера обязательств по контракту (договору) о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля".
В соответствии с письмом Минстроя России от 16.05.2019 N 17553-ТБ/02 "Об участии члена саморегулируемой организации в заключении договоров подряда":
"В соответствии с частями 1 - 3 статьи 55.16 и частями 1 и 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по соответствующим договорам, заключаемым с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее - договор подряда) с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении одновременно следующих условий:
- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, сформированного компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств по таким договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого им внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- начальная максимальная цена договора не превышает уровень ответственности, исходя из которого членом саморегулируемой организации внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда.
При этом согласно пункту 3 части 1 статьи 55.1 Кодекса под договорами подряда, заключенными с использованием конкурентных способов заключения договоров, понимаются договоры, заключенные с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее - с использованием конкурентных способов заключения договоров).
Согласно частям 5 и 6 статьи 55.8 Кодекса член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации. С учетом положений норм частей 11 и 13 статьи 55.16 Кодекса такая обязанность члена саморегулируемой организации возникает при его намерении принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Член саморегулируемой организации, не уплативший такой дополнительный взнос, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров".
Также, согласно письму Минстроя России от 12.02.2021 N 5265-ТБ/02 "Об осуществлении строительного контроля саморегулируемыми организациями, выполняющими функции технического заказчика":
"обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля".
Таким образом, из совокупности норм ГрК РФ следует, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации, вправе заключать договоры в соответствии с уровнем ответственности, соответствующим внесенному такими лицами взносу в компенсационные фонды в порядке, установленном Законодательством.
Также, исходя из совокупных норм материального права, уровень ответственности членов саморегулируемой организации должен соответствовать объекту, в отношении которого осуществляется строительный контроль.
При этом согласно сведениям единой информационной системе в сфере Закупок, строительный контроль осуществляется на объекте "Комплекс работ по благоустройству территории ФБЛПУ "Санаторий "Днепр" ФНС России" цена которого составляет 363 906 001,96 рублей, в связи с чем, юридические лица, индивидуальные предприниматели, соответствующие первому уровню ответственности члена СРО не могут быть признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Закупки и Закону о контрактной системе.
В ходе заседания Комиссии установлено, что Победителем в составе заявки на участие в Закупке представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 23.05.2022 N0181.
Согласно пункту 3.2 данной выписки, у Победителя имеется первый уровень ответственности по обязательствам по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, а именно до 60 000 000 (шестьдесят миллионов) рублей, что ниже цены контракта по капитальному ремонту объекта: "Комплекс работ по благоустройству территории ФБЛПУ "Санаторий "Днепр" ФНС России", в отношении которого осуществляется строительный контроль.
Таким образом, действия Комиссии по осуществлению закупок, выразившиеся в неправомерном признании заявки Победителя соответствующей требованиям извещения о Закупке и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Проведение внеплановой проверки прекратить.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
А.М. Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 23 июня 2022 г. N 082/06/99-7652022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2022