На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФКУ "ЦХИСО УМВД России по Псковской области" (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническму обслуживанию и ремонту специального автотранспорта марки ФОРД
(номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0857100000318000164) (далее - Аукцион N 1), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту специального автотранспорта марок ВАЗ, ГАЗ, УАЗ (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0857100000318000313) (далее - Аукцион N 2), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту специального автотранспорта иностранного производства (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0857100000318000314) (далее - Аукцион N 3), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту специального автотранспорта иностранного производства (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0857100000318000331) (далее - Аукцион N 4), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту специального автотранспорта иностранного производства (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0857100000318000343) (далее - Аукцион N 5), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение автомобильных шин для сервисного обслуживания специального служебного автотранспорта (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0857100000319000012) (далее - Аукцион N 6), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту специального служебного автотранспорта иностранного производства (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0857100000319000099) (далее - Аукцион N 7), (далее - Аукционы),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99
Закона о контрактной системе.
Согласно поступившей информации Заказчиком ненадлежащим образом сформирована начальная (максимальная) цена контрактов при проведении Аукционов.
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что при проведении Аукционов Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе (далее в редакции, действовавшей на дату размещения извещения об Аукционах).
В ходе проведения внеплановой проверки 17.06.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 28.06.2022.
В соответствии с документациями об Аукционах закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе).
Частью 21 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено,что особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Законом о государственном оборонном заказе.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных
Законом о государственном оборонном заказе.
Пунктом 3 статьи 7 Закона о государственном оборонном заказе установлено, что государственный заказчик формирует начальную (максимальную) цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 105 Положения о государственном регулировании цен на продукцию,
поставляемую по государственному оборонному заказу (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1465), предусмотрено, что государственными заказчиками государственного оборонного заказа при осуществлении закупок конкурентной продукции из числа указанной в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 6 Положения начальная (максимальная) цена государственного контракта формируется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок с учетом объемов финансирования государственного оборонного заказа, предусмотренных по соответствующим видам расходов и номенклатурным позициям, с учетом особенностей и в порядке, которые установлены пунктами 106 - 112 Положения.
Пунктом 6 Положения установлено, что государственное регулирование цен осуществляется в отношении:
а)продукции, включенной в перечни продукции по государственному оборонному заказу;
б) продукции, поставляемой по государственным контрактам в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, модернизацией, ремонтом и утилизацией продукции, указанной в подпункте "а" пункта 6 Положения;
в)российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственными производителями (единственными поставщиками);
г) работ (услуг) в области космической деятельности в части мероприятий, предусмотренных государственными (федеральными целевыми) программами в области космической деятельности, реализация которых осуществляется в рамках государственного оборонного заказа;
д)сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта для выполнения государственного оборонного заказа по поставке продукции, указанной в подпунктах "а" - "г" пункта 6 Положения, - в части применения положений, предусмотренных разделами II, III и IV Положения.
Таким образом, государственное регулирование цен в соответствии с Положением осуществляется в отношении продукции (товаров, работ, услуг), указанной в пункте 6 Положения, и поставляемой по государственному оборонному заказу, в том числе в рамках кооперации головного исполнителя.
Согласно извещениям о проведении Аукционов и документациям об Аукционах объектами закупки являются:
-оказание услуг по техническму обслуживанию и ремонту специального автотранспорта марки ФОРД;
-оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту специального автотранспорта марок ВАЗ, ГАЗ, УАЗ;
-оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту специального автотранспорта иностранного производства;
-оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту специального автотранспорта иностранного производства;
-оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту специального автотранспорта иностранного производства;
-приобретение автомобильных шин для сервисного обслуживания специального служебного автотранспорта;
-выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту специального служебного автотранспорта иностранного производства.
Поскольку объекты закупок не включены в перечень, указанный в пункте 6 Положения, начальная (максимальная) цена контракта формируется Заказчиком в соответствии с положениями статьи 22 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено,что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Закона о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам,или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Частью 6 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Частью 17 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными частью 20 статьи 22 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Пунктом 1 приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" утверждены методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Рекомендации).
Согласно пункту 3.3.1 Рекомендаций в целях определения начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется по результатам изучения рынка определить товары, работы, услуги, представленные на функционирующем рынке и соответствующие описанию объекта закупки, сформированному в соответствии с пунктом 2.2.4 Рекомендаций.
На заседании Комиссии установлено, что согласно документациям об Аукционах при обосновании начальной (максимальной) цены контрактов Заказчиком применен метод сопоставимых рыночных цен в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком направлены запросы на получение коммерческих предложений от 09.08.2018
N 60/032 по Аукциону N 1, от 02.11.2018 N 107/048 по Аукциону N 2, от 03.11.2018 N 107/049 по Аукциону N 3, от 12.11.2018 N 115/054 по Аукциону N 4, от 30.10.2018 N 104/044 по Аукциону N 5, от 25.03.2019 N 46/002 по Аукциону N 6, от 28.06.2019 б/н по Аукциону N 7 (далее - Запросы) потенциальным участникам закупки и получены три коммерческих предложения по Аукциону N 1 от ООО "АЛЬЯНС" б/д б/н (далее - Предложение N 1), от ООО "Терек" б/д б/н (далее - Предложение N 2), от ООО "БЛЕСК" б/д б/н (далее - Предложение N 3),три коммерческих предложения по Аукциону N 2 от ООО "РЕСТАРТАВТО" б/д б/н (далее - Предложение N 4), от ООО "АвтоРестарт" б/д б/н (далее -Предложение N 5), от ООО "П.А.В.-транс" б/д б/н (далее - Предложение N 6),три коммерческих предложения по Аукциону N 3 от ООО "РЕСТАРТАВТО" б/д б/н (далее - Предложение N 7), от ООО "АвтоРестарт" б/д б/н (далее -Предложение N 8), от ООО "П.А.В.-транс" б/д б/н (далее - Предложение N 9),три коммерческих предложения по Аукциону N 4 от ООО "РЕСТАРТАВТО" от 18.10.2018 N 83 (далее - Предложение N 10), от ООО "АвтоРестарт" от 17.10.2018 N 49 (далее - Предложение N 11), от ООО "П.А.В.-транс" б/д б/н (далее - Предложение N 12), три коммерческих предложения по Аукциону N 5 от ООО "РЕСТАРТАВТО" б/д б/н (далее - Предложение N 13),от ООО "АвтоРестарт" б/д б/н (далее - Предложение N 14), от ООО "П.А.В.-транс" б/д б/н (далее - Предложение N 15), три коммерческих предложения по Аукциону N 6 без указания фирм, номеров и дат (далее -Предложение NN 16-18), три коммерческих предложения по Аукциону N 7 от ООО "РЕСТАРТАВТО" от 04.06.2019 N 25 (далее - Предложение N 19),от ООО "П.А.В.-транс" б/д б/н (далее - Предложение N 20), от ООО "АвтоРестарт" от 04.06.2019 N 185 (далее - Предложение N 21) на основании которых сформирована начальная (максимальная) цена контракта по Аукционам в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Вместе с тем в указанных коммерческих предложениях отсутствуют исходящие номера запросов, на которые они представляются, а также отсутствуют характеристики товара.
Кроме того, только в Предложениях NN 10, 11 указаны исходящие номера и даты, остальные коммерческие предложения не содержат указанные реквизиты.
Учитывая изложенное, представленные ответы (коммерческие предложения) не позволяют однозначным образом установить идентичность указанных в документациях об Аукционах характеристик товаров предлагаемым к поставке товарам для формирования начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 22 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом Комиссией установлено, что в соответствии со статьей 4.5
КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истек.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 22
Закона о контрактной системе.
2.Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключены контракты.
3. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности материалы от 28.06.2022 по делу N П-208/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 июня 2022 г. N П-208/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2022