Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель комиссии: |
|
М.А. Благодарев, |
Члены Комиссии: |
|
С.А. Евстратова, |
|
|
В.Д. Кириленко, |
рассмотрев дело N061/06/42-841/2022 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении аукциона в электронной форме N 0118100006222000041 "Поставка с установкой систем видеонаблюдения в зданиях судов Краснодарского края" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) в присутствии представителей Заказчика - Чуриковой К.А. (доверенность от 22.06.2022), Корнеевой Е.А. (доверенность от 22.06.2022), в присутствии представителя Заявителя - Валенко М.А. (доверенность от 08.02.2022),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба ООО Научно-инженерный центр "Башкортостан" на действия Заказчика - Управление Судебного департамента в Краснодарском крае при проведении электронного аукциона N 0118100006222000041 "Поставка с установкой систем видеонаблюдения в зданиях судов Краснодарского края".
По мнению заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Заказчик в возражениях на жалобу:
-отрицал нарушения Закона;
-представил пояснения по доводам жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент), утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Согласно "Извещению о проведении электронного аукциона" N0118100006222000041:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 29.06.2022 08:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 5 087 271,00 рублей;
Извещение размещено в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 21.06.2022.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком нарушены положения законодательства, определяющие особенности закупки товаров при соблюдении национального режима, а именно - нарушены требования Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N878 и Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 1236, также положения законодательства, регулирующие правила описания объекта закупки - не определены диапазонные значения показателей.
1. В соответствии с п.15 ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
15) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.3 ст.14 Закона, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из Технического задания документации об аукционе следует, что поставке в рамках аукциона подлежат такие позиции как:
- купольная IP-камера;
- видеокамера обзорная 360 градусов;
- видеокамера обзорная уличная;
- IP-видеорегистратор.
Товар, подлежащий поставке по итогам рассматриваемого аукциона, включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878), такими позициями как:
26.40.33 |
Видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения |
26.40.33.110 |
Видеокамеры |
26.30.11.190 |
Аппаратура коммуникационная передающая с приемными устройствами прочая, не включенная в другие группировки |
26.30.11.110 |
Средства связи, выполняющие функцию систем коммутации |
В извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлен следующий код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД) - 43.12.10.190 "Работы электромонтажные прочие, не включенные в другие группировки)".
На заседании Комиссии Ростовского УФАС, представитель Заказчика пояснил, что данный код не включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, следовательно, ограничения, установленные Постановлением N878, Заказчиком не применяются.
В разъяснениях Заказчика, представленных Заявителю в частности, указано, что оборудование, а именно купольная IP-камер, видеокамера обзорная 360 градусов, видеокамера обзорная уличная, IP-видеорегистратор не будут представлены Заказчиком для осуществления монтажа данного оборудования. Таким образом, Комиссия Ростовского УФАС России приходит к выводу, что при выполнении работ по монтажу системы видеонаблюдения оборудование должен поставить победитель. Данный вывод подтверждается и предметом закупки - "поставка с установкой систем видеонаблюдения в зданиях судов Краснодарского края".
Изложенное противоречит как коду ОКПД, так и определение потребности Заказчика исключительно как монтаж оборудования.
Отсутствие ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, установленного Постановлением N878, при проведении рассматриваемой закупки нарушает положения ч.3 ст.14 Закона. Довод обоснован.
2. В ходе рассмотрения дела установлено, что объектом закупки является, в том числе, поставка программного обеспечения для нужд Заказчика.
Так, например, в Техническом задании Заказчик указал:
Программное обеспечение для ПК (с установкой) |
Microsoft Windows 10 Professional, коробочная версия, русский, кол-во лицензий: 1, срок действия: бессрочная |
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2.1 Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, если в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке.
Довод Заказчика о том, что запрет на допуск программного обеспечения, предусмотренный Постановлением N1236 подлежит применению только в случае приобретения отдельного программного обеспечения, а не встроенного, опровергается правовой позицией, изложенной в Решениях ФАС России от 24.09.2021 по делу N П-131/21, от 24.10.2019 по делу N 19/44/105/2822 и судебной практикой: Определением Верховного Суда РФ от 06.11.2020 N 305-ЭС20-18037 по делу N А40-177649/2019; Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 N 09АП-46192/2020 по делу N А40-1776/2020.
Запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 1236, Заказчиком в извещении не установлен. При этом, обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в ЕИС не размещено.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают ч. 3 ст. 14 Закона. Довод обоснован.
3. В соответствии с п.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Законом и инструкцию по ее заполнению.
Частью 2 ст.33 Закона предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Довод Заявителя о том, что Заказчиком, при описании объекта закупки, не определены диапазонные значения, опровергается документацией об аукционе, в частности характеристиками к купольной ip-камере (апертура - от F/1.8; электронный затвор - не менее 1/2s-1/1000s; Дальность действия ИК-подсветки - 17-м и др.). Довод не обоснован.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N728, в соответствии со ст.ст.99, 106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 3 ст. 14 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика предписание об отмене протоколов подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.06.2022, подачи ценовых предложений от 29.06.2022, внесении изменений в извещение о проведении закупки, продлении срока подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе и с учетом настоящего решения.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии С.А. Евстратова
В.Д. Кириленко
Исп. Вертий Анастасия Андреевна
тел.: (863) 240-86-88
to61-vertiu@fas.gov.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 4 июля 2022 г. N 333/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2022