Резолютивная часть решения объявлена 04 июля 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 07 июля 2022 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела закупок __., члены Комиссии - заместитель начальника отдела закупок __.., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок __.., с участием:
заявитель, общество с ограниченной ответственностью "НОРДФАРМ", (далее также - ООО "НОРДФАРМ", заявитель), обеспечил участие посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенности __.., __..,
заказчик, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Клиническая больница имени Н.А. Семашко" (далее также - ГБУЗ ЯО "Клиническая больница имени Н.А. Семашко" заказчик), обеспечил участие заведующей __. посредством видеоконференцсвязи,
уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (далее - уполномоченный орган), обеспечил участие посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности __.,
оператор электронной площадки, АГЗ РТ, представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "НОРДФАРМ" на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Клиническая больница имени Н.А. Семашко", уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (Натрия хлорид) (извещение N 0171200001922001982) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "НОРДФАРМ" на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Клиническая больница имени Н.А. Семашко", уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (Натрия хлорид) (извещение N 0171200001922001982).
Заявитель считает, что аукционная комиссия уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (Натрия хлорид) (извещение N 0171200001922001982), неправомерно не применила приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что повлекло за собой неправильный выбор победителя закупки.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной, отменить протокол подведения итогов электронного аукциона N 0171200001922001982 от 23.06.2022.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru; далее также - ЕИС) 15.06.2022 размещено извещение N 0171200001922001982 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (Натрия хлорид).
Начальная (максимальная) цена контракта 1 952 200,00 рублей.
Исходя из пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 3 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов; при отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных указанным пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 указанной статьи.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки N 0171200001922001982 объектом закупки является поставка лекарственных препаратов для медицинского применения (Натрия хлорид).
Поставляемый товар соответствует коду ОКПД 2 -21. 20.10.134.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289) установлены ограничения допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1289 определено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Таким образом, ограничение, установленное постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, применяется только при наличии всех условий, установленных пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, в совокупности и при наличии не менее двух заявок, соответствующих положениям пункта 1 данного постановления, и содержащих документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного препарата, при этом иные заявки (окончательные предложения) участников закупки, содержащие предложения о поставке иностранного лекарственного препарата, а также о поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза, но не содержащие документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
в) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами определяются приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н).
Согласно пункту 1.4 Приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н в случае отклонения заявок в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 49, ст. 6981) (далее - Постановление N 1289), контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка такого участника закупки соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Пунктом 1.6 Приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н определено, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
Заказчиком и уполномоченным органом в извещении о проведении аукциона в электронной аукционной документации установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов:
Ограничения |
1 Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ Дополнительная информация к ограничению отсутствует |
|||||||||||||||
|
В пункте 3 раздела Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по её заполнению определены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению:
1. указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ наименования страны происхождения товара
2. сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами
или
- заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации"
или
- сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренных указанными Правилами.
В целях применения пункта 1.1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также пункта 1.4 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" участникам закупки рекомендуется по форме Приложения к требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по её заполнению продекларировать:
- сведения о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств";
- сведения о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке
В рекомендуемой форме (приложение к разделу Приложение к требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по её заполнению) указано на необходимость декларировать наименования страны происхождения поставляемого товара:
Указание (декларирование) наименования страны происхождения поставляемого товара:
N п/п |
Международное непатентованное наименование |
Информация о характеристиках, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки * |
Торговое наименование, товарный знак (при наличии у товара товарного знака)** |
Наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира *** |
Подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, является декларирование участником закупки в заявке: |
|||
Сведения о документе, подтверждающем соответствие производителя**** |
Сведения о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса***** |
|||||||
Лекарственная форма |
Дозировка, концентрация |
Дополнительные характеристики лекарственного препарата |
||||||
1 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, является декларирование участником закупки в заявке:
* - сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств"
** - сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0171200001922001982 от 23.06.2022 на участие в аукционе подано 4 заявки, проанализировав содержание данных заявок, Комиссия установила следующее.
1. Участник закупки ООО "ДрагСтор" (идентификационный номер заявки 1759906) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН Натрия хлорид с торговым наименованием Натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9 %, 250 мл N 40, (регистрационное удостоверение ЛП-003458), производитель товарищество с ограниченной ответственностью "Kelun-Kazpharm" (Келун-Казфарм), Республика Казахстан, (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N KZ RU 210500028, выданный Палатой предпринимателей Алматинской области).
- лекарственный препарат с МНН Натрия хлорид с торговым наименованием Натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9 %, 500 мл N 25, (регистрационное удостоверение P N001119/01), производитель ОАО НПК "ЭСКОМ" (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 2012000729, выданный Союзом "Торгово-Промышленной палаты Ставропольского края").
2. Участник закупки ООО "НОРД-ФАРМ" (идентификационный номер заявки 1760220) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Натрия хлорид с торговым наименованием Натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9 %, 250 мл N 40, (регистрационное удостоверение P N001119/01), производитель ОАО НПК "ЭСКОМ" (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 2012000729, выданный Союзом "Торгово-Промышленной палаты Ставропольского края").
- лекарственный препарат с МНН "Натрия хлорид с торговым наименованием Натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9 %, 500 мл N 25, (регистрационное удостоверение P N001119/01), производитель ОАО НПК "ЭСКОМ" (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 2012000729, выданный Союзом "Торгово-Промышленной палаты Ставропольского края").
3. Участник закупки ООО "ФАРМКОМ" (идентификационный номер заявки 1757621) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Натрия хлорид с торговым наименованием Натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9 %, 250 мл N 35, (регистрационное удостоверение ЛСР-005263/07), производитель ООО "МОСФАРМ" (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 2120000002, выданный "Торгово-Промышленной палатой Сергиев-Посадского района).
- лекарственный препарат с МНН "Натрия хлорид с торговым наименованием Натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9 %, 500 мл N 22, (регистрационное удостоверение ЛСР-005263/07), производитель ООО "МОСФАРМ" (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 2120000002, выданный "Торгово-Промышленной палатой Сергиев-Посадского района).
4) Участник закупки ООО "Соликс" (идентификационный номер заявки 1760554) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Натрия хлорид с торговым наименованием Натрия хлорид - СОЛОфарм, раствор для инфузий 0,9 %, 250 мл N 20, (регистрационное удостоверение ЛП-002485), производитель ООО "Гротекс", Россия.
- лекарственный препарат с МНН "Натрия хлорид с торговым наименованием Натрия хлорид Браун, раствор для инфузий 0,9 %, 500 мл N 10, (регистрационное удостоверение ЛС-001564), производитель Германия.
Таким образом, в данном случае имеется как минимум две заявки, которые содержат предложения о поставке необходимого заказчику лекарственного препарата, страной происхождения которого являются государства - члены Евразийского экономического союза (Российская Федерация), а также содержат предложения о поставке такого препарата различных производителей: ООО "ДрагСтор" (идентификационный номер заявки 1759906), ООО "НОРД-ФАРМ" (идентификационный номер заявки 1760220) и ООО "ФАРКОМ" (идентификационный номер заявки 1757621).
Следовательно, в данном случае применяются требования постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 об отклонении всех заявок, содержащих предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (в данном случае заявки участника закупки ООО "Соликс" (идентификационный номер заявки 1760554).
Таким образом, аукционная комиссия уполномоченного органа, правомерно применила положения постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 (в данном случае установлено одновременное соблюдение двух поименованных в данном постановлении условий) и отклонила заявку участника закупки ООО "Соликс" (идентификационный номер заявки 1760554).
Пунктом 1.1 постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1289 определено, что в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 указанного постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Исходя из пункта 1.2 постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1.1 настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Согласно подпункту 1.4 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н) В случае отклонения заявок в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 49, ст. 6981) (далее - Постановление N 1289), контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка такого участника закупки соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
Из приведенных выше положений постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н следует, что основанием для применения специального порядка условий допуска (подпункт 1.4 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н) является, во-первых, одновременное соблюдение двух условий: отклонены заявки (окончательные предложения) с предложением о поставке иностранного лекарства (за исключением происходящего из государств - членов ЕАЭС) (пункт 1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289) и в числе оставшихся есть заявки (окончательные предложения) с предложением о поставке лекарств, которые на всех стадиях производятся на территориях государств - членов ЕАЭС, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций данных лекарств осуществляется в этих государствах, сведения о которых включены в регистрационное досье на такие лекарства (пункт 1.1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289).
При этом согласно положениям пункта 1.2 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1.1 настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) (1) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и (2) сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
То есть без декларирования участником закупки в заявке сведений о каждом из двух поименованных выше документов заказчик не может сделать вывод о том, что все стадии производства лекарственного препарата, предлагаемого участником закупки в поставке, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.
При рассмотрении Комиссией оставшихся заявок участников закупки (ООО "ДрагСтор", ООО "НОРД-ФАРМ", ООО "ФАРКОМ) установлено следующее.
1) ООО "ДрагСтор" (идентификационный номер заявки 1759906) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН Натрия хлорид с торговым наименованием Натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9 %, 250 мл N 40, производитель товарищество с ограниченной ответственностью "Kelun-Kazpharm" (Келун-Казфарм), Республика Казахстан. (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N KZ RU 210500028, выданный Палатой предпринимателей Алматинской области).
- лекарственный препарат с МНН Натрия хлорид с торговым наименованием Натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9 %, 500 мл N 25, (регистрационное удостоверение P N001119/01), производитель ОАО НПК "ЭСКОМ" (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 2012000729, выданный Союзом "Торгово-Промышленной палаты Ставропольского края").
Кроме того, ООО "ДрагСтор" были представлены следующие документы
- относительно лекарственного препарата с МНН Натрия хлорид с торговым наименованием Натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9 %, 500 мл N 25, представлены сведения о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза СП - 0001593/05/2022 от 12.05.2022; документ, подтверждающий соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", название документа сертификат N GMP/EAEU/RU/00023-2021.
- относительно лекарственного препарата с МНН Натрия хлорид с торговым наименованием Натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9 %, 250 мл N 40, производитель товарищество с ограниченной ответственностью "Kelun-Kazpharm" (Келун-Казфарм) был представлен сертификат N 51 от 21.06.2021, сведения о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза СП - 0001601/05/2022 от 12.05.2022.
Однако в документе СТ-1 N KZ RU 210500028 производителя "Kelun-Kazpharm" напротив препарата МНН "Натрия хлорид" в графе 9 указан критерий происхождения лекарственного препарата "Д3004". Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 установлены определенные критерии. Так, в соответствии с разделом 7, содержащего требования и порядок заполнения сертификата, следует, что обозначение "П" присваивается товару, полностью произведенному в государстве - участнике Соглашения, а обозначение "Д" - товару, подвергнутому достаточной обработке/переработке, с указанием первых четырех цифр кода товарной позиции по ТН ВЭД конечной продукции.
Таким образом, в сертификате СТ-1 указано, что лекарственный препарат "Натрия хлорид" подвергнут достаточной обработке/переработке на территории стран СНГ ( в частности, Республики Казахстан). Следовательно, невозможно утверждать, что при производстве данного лекарственного препарата все стадии технологического процесса производства изготовления лекарственного препарат осуществляются на территории стран ЕАЭС.
Данный вывод Ярославского УФАС России подтверждается судебной практикой (например, решение Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-9193/2021, постановление Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А82-9193/2021, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делу N А82-9193/2021).
Кроме того, представленная заявителем в материалы дела копия документа, содержащего сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза СП - 0001601/05/2022 от 12.05.2022, свидетельствует о том, что производство фармацевтической субстанции лекарственного средства Натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9 %: стадии производства до получения молекулы, стадия обработки, завершающие стадии производства, фасовка, упаковка фармацевтической субстанции - производителя "Kelun-Kazpharm" не производится на территории стран ЕАЭС.
2) ООО "ФАРМКОМ" предлагает к поставке лекарственный препарат с МНН "Натрия хлорид с торговым наименованием Натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9 %, 250 мл N 35, (регистрационное удостоверение P N001119/01), производитель ООО "МОСФАРМ"
Поименованные в пункте 1.2 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 документы ООО "ФАРМКОМ" в составе второй части заявки не представлены.
3) ООО "НОРД-ФАРМ" предлагает к поставке лекарственный препарат с МНН "Натрия хлорид с торговым наименованием Натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9 %, 250 мл N 40, (регистрационное удостоверение P N001119/01), производитель ОАО НПК "ЭСКОМ".
Кроме того, ООО "НОРД-ФАРМ" в качестве сведений о документах, поименованных в пункте 1.2 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, в составе второй заявки предоставлены непосредственно копии документа, содержащего сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза - открытое акционерное общество Научно-производственный концерн "ЭСКОМ" (ОАО НПК "ЭСКОМ"), Российская Федерация (355035, Ставрапольский край, г. Ставрополь, шоссе Старомарьевское, д 9Г) (номер документа: СП-0001593/05/2022 от 12.05.2022 производитель лекарственного средства ("Натрия хлорид" раствор для инфузий 0,9%, ОАО НПК "ЭСКОМ"), а также документа подтверждающего соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", название документа: Сертификат соответствия требованиям правил надлежащей производственной практики евразийского экономического союза (номер документа: GMP/EAEU/00023-2021 от 19.04.2021 производитель (ОАО НПК "ЭСКОМ").
Таким образом, выявлена одна заявка (участника закупки ООО "НОРД-ФАРМ"), которая содержит предложение о поставке лекарственного препарата, все стадии производства которого при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза (Российская Федерация), и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, и документ, подтверждающий соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств".
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0171200001922001982 от 24.06.2022 ООО "ДрагСтор" предлагает заключить контракт с ценой 1 913 156 рублей; ООО "НОРД-ФАРМ" предлагает заключить контракт с ценой 1 922 917 рублей; ООО "ФАРМКОМ" предлагает заключить контракт с ценой 1 952 199.99 рублей.
При анализе заявки ООО "НОРД-ФАРМ" относительно возможности применения подпункта 1.4 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлено, что в данном случае совокупность определенных в приведенном подпункте рассматриваемого приказа условий имеется: заявка ООО "НОРД-ФАРМ" содержит предложение о поставке лекарственного препарата, все стадии производства которого, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, данное обстоятельство подтверждено участником закупки путем предоставления в составе заявки документа, содержащего сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (номер документа: СП-0001593/05/2022 от 12.05.2022) и документа, подтверждающего соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" (номер документа: GMP/EAEU/00023-2021 от 19.04.2021) (подпункт "а" подпункта 1.4 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н); заявка ООО "НОРД-ФАРМ" соответствует требованиям документации о закупке (подпункт "б" подпункта 1.4 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н); предложенная ООО "НОРД-ФАРМ" цена контракта не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение участника закупки ООО "ДрагСтор", заявка которого не соответствует условию о том, что все стадии производства предлагаемого лекарственного препарата, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, поскольку участником закупки в составе заявки не представлено в качестве подтверждения указанного выше обстоятельства декларирование сведений о документе, подтверждающего соответствие производителя лекарственного средства для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" (подпункт "г" подпункта 1.4 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н).
Следовательно, в силу положений подпункта 1.4 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н (при приведенных выше обстоятельствах) контракт подлежит заключению с участником закупки - ООО "НОРД-ФАРМ", по предложенной им цене контракта (1 922 917 рублей).
Согласно части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
Исходя из части 1 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Следовательно, учитывая, что процедура заключения контракта осуществляется в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы, и принимая во внимание то обстоятельство, что сведения о лице, с которым подлежит заключению контракт, фиксируются непосредственно в протоколе, положения которого являются основанием для формирования карточки контракта, в том числе для определения участника, являющегося победителем закупки, и которому заказчик обязан направить проект контракта, аукционная комиссия уполномоченного органа должна указать в соответствующем протоколе в качестве победителя закупки участника закупки, соблюдая требования подпункта 1.4 пункта 1 Минфина России от 04.06.2018 N 126н (в случае обязательности применения данного подпункта при соблюдении совокупности поименованных в последнем условий).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0171200001922001982 от 24.06.2022 победителем закупки признано ООО "ДрагСтор" .
Таким образом, аукционная комиссия уполномоченного органа допустила нарушение подпункта "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, подпункта 1.4 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Данное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Норд-Фарм" (ИНН: 9718148546, ОГРН: 1197746658394) на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Клиническая больница имени Н.А. Семашко" (ИНН: 7604359268, ОГРН: 1197627019930), уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (Натрия хлорид) (извещение N 0171200001922001982), обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), нарушившей подпункт "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, подпункт 1.4 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
3. Выдать аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. В ходе проведения внеплановой проверки действий заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Клиническая больница имени Н.А. Семашко", уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области нарушений в действиях указанных субъектов контроля не обнаружено.
5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии __.
Члены Комиссии: __.
__.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 7 июля 2022 г. N 076/06/106-601/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2022