Резолютивная часть решения оглашена 29.06.2022
В полном объеме решение изготовлено 01.07.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
|
Ливончик В.А.
|
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку действий заказчика по соблюдению требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий - насосов шприцевых (извещение N 0869200000222002886), при дистанционном участии:
- представителя ГБУЗ "ЧОКБ" (далее - заказчик) Демидовой Е.В., действующего на основании доверенности N б/н от 10.01.2022;
- представителей ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - уполномоченный орган) Пичуговой Т.В., Зубовой Е.С., действующих на основании доверенностей N 09 от 04.04.2022, N 11 от 04.04.2022,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 22.06.2022 поступила жалоба ООО "Маримед" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий - насосов шприцевых (извещение N 0869200000222002886) (далее - аукцион).
В соответствии с решением N 324-ж/2022 от 24.06.2022 заявителю отказано в принятии жалобы на действия заказчика к рассмотрению по существу на основании подпункта "а" пункта 2 части 8 статьи 105 Закона контрактной системе.
Согласно представленным документам заказчик 17.06.2022 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 603 295,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 22.06.2022 в 08:00.
На дату рассмотрения обращения контракт не заключен.
Доводы обращения заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к характеристикам закупаемого товара (в том числе требование о смене типа используемого шприца без необходимости калибровки прибора), которым соответствует исключительно продукция компании "B.Braun Melsungen AG" (Германия).
По мнению заявителя, указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком действующего законодательства о контрактной системе, а также может привести к ограничению конкуренции и нерациональному расходованию бюджетных средств.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в обращении, не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
Описание объекта закупки, содержащееся в составе извещения об осуществлении закупки, сформировано в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также с учетом потребности заказчика.
Требованиям описания объекта закупки соответствуют шприцевые насосы не менее 2-х производителей: компания "Б.Браун" (Германия) и АО "НПЗ" (Россия).
В доказательство своих доводов заказчиком представлены ГОСТ Р 57504-2017, коммерческие предложения хозяйствующих субъектов, руководство по эксплуатации насоса инфузионного шприцевого ИНШ-01.
Заслушав пояснения заказчика, уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка медицинских изделий - насосов шприцевых
В приложении N 1 к извещению об осуществлении закупки содержится наименование и описание объекта закупки, в том числе в пунктах 2.10.1, 2.13, 4.3 приложения N 1 предусмотрены требования к наличию возможности смены типа используемого шприца без необходимости калибровки прибора, минимальной скорости инфузии не более 0,1 мл/ч, длительности работы медицинского изделия от аккумулятора не менее 8 ч.
В соответствии с пояснениями представителя ГБУЗ "ЧОКБ" заказчик при формировании описания объекта закупки руководствовался требованиями как статьи 33 Закона о контрактной системе, так и ГОСТа Р 57504-2017 "Изделия медицинские. Насосы инвазионные шприцевые. Технические требования для государственных закупок".
Согласно пункту 4.3 ГОСТа Р 57504-2017 техническое задание на закупку медицинских изделий должно содержать требования только к тем характеристикам, которые регламентированы настоящим стандартом. Заказчик вправе не включать в ТЗ несущественные для него требования.
В соответствии с пунктом 4.4 ГОСТа 57504-2017 заказчик вправе включить в ТЗ на закупку медицинских изделий требования, не регламентированные настоящим стандартом, если они не противоречат действующим нормативно-правовым актам Российской Федерации. При этом заказчик обязан однозначно обосновать соответствующие повышенные потребительские, технические и/или функциональные характеристики.
Исходя из содержания приложения N 1 к извещению об осуществлении закупки, описание объекта закупки содержит указание на ГОСТ Р 57504-2017, а также обоснование дополнительных характеристик в соответствии с пунктом 4.4 ГОСТа 57504-2017.
Из содержания установленного заказчиком требования о наличии возможности смены типа используемого шприца без необходимости калибровки прибора не следует необходимость использования в процессе эксплуатации шприцев производства компании "B.Braun" или других "рекомендованных" производителей, а также ограничение конкуренции.
Заказчиком указано на соответствие требованиям извещения об осуществлении закупки, в том числе медицинских изделий производства АО "НПЗ" (Россия).
В доказательство своих доводов заказчиком представлено руководство по эксплуатации насоса инфузионного шприцевого ИНШ-01, производимого АО "НПЗ" (Россия).
По мнению заявителя, насос инфузионный шприцевой ИНШ-01 не соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки в части характеристик минимальной скорости инфузии (0,1 мл/ч), а также длительности работы от аккумулятора (2 ч 42 мин). Заявителем по электронной почте 28.06.2022 в 17:27 (вх. N 8529-ЭП/22 от 29.06.2022) представлены сравнительная таблица с характеристиками медицинских изделий, производимых компанией "Б.Браун" (Германия) и АО "НПЗ" (Россия); руководство по применению перфузора Спэйс производства компании "Б.Браун" (Германия).
При этом, заявителем в материалы дела не представлена эксплуатационная документация на насос инфузионный шприцевой ИНШ-01, производимый АО "НПЗ".
Исходя из содержания руководства по эксплуатации насоса инфузионного шприцевого ИНШ-01, представленного заказчиком, минимальная скорость инфузии составляет 0,1 мл/ч, что соответствует требованиям приложения N 1 к извещению об осуществлении закупки (не более 0,1 мл/ч). Время непрерывного использования от аккумулятора составляет 2 ч 42 мин при скорости инфузии 1200 мл/ч. Соответственно, длительность работы медицинского изделия от аккумулятора может варьироваться в зависимости от скорости инфузии. Заявителем не представлены сведения о длительности работы изделия от аккумулятора при иной скорости инфузии. В материалах дела отсутствуют доказательства того факта, что требуемая заказчику длительность работы изделия от аккумулятора (не менее 8 ч) не будет обеспечена при иной скорости инфузии.
В данном случае, в материалах дела имеются документы, свидетельствующие о соответствии требованиям извещения об осуществлении закупки, в том числе насоса инфузионного шприцевого ИНШ-01 производства АО "НПЗ".
Более того, согласно материалам дела по итогам рассматриваемого аукциона определен победитель, предложивший к поставке насос инфузионный шприцевой ИНШ-01 производства АО "НПЗ".
С учетом изложенного, Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать вывод о наличии в действиях заказчика нарушения пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также об ограничении конкуренции.
Относительно довода заявителя о нерациональном расходовании заказчиком бюджетных средств Комиссия отмечает следующее.
Согласно пунктам 2, 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, ввиду отсутствия у антимонопольного органа полномочий по осуществлению контроля в отношении соблюдения правил нормирования в сфере закупок, определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, содержащийся в обращении заявителя довод относительно нерационального расходования заказчиком бюджетных средств не может быть рассмотрен по существу Комиссией Челябинского УФАС России.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Доводы обращения ООО "Маримед" не нашли своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.А. Воронкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 июля 2022 г. N 074/06/99-1603/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2022