Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Центр обеспечения" на действия Заказчика - ФГКУ "Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" при проведении электронного аукциона: "Поставка расходных материалов для автомобильной техники" (извещение N 0818400001322000052) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует "Описание объекта закупки", а именно: Заказчиком в техническом задании установлены избыточные характеристики к поставляемому товару, которые ограничивают Участников закупки.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГКУ "Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" проводился электронный аукцион: "Поставка расходных материалов для автомобильной техники" (извещение N 0818400001322000052).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 180 666,72 руб.
Согласно ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Заявителем 22.06.2022 г. направлен запрос о разъяснении положений извещения о закупке.
Заказчиком в установленные Законом о контрактной системе дан ответ.
Уважаемый участник, в своем запросе Вы ссылаетесь на недействующий нормативный документ ГОСТ Р 53165-2008 "Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники". Дата завершения срока действия 01.03.2021 г.
Данный нормативный документ заменен на ГОСТ Р 53165-2020 "БАТАРЕИ СТАРТЕРНЫЕ СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫЕ. Часть 1. Общие требования и методы испытаний", вступивший в силу 01.03.2021 г.
Согласно п.6.1.9. ГОСТ Р 53165-2020 "Дополнительная обязательная маркировка", на батареях должна быть нанесена обязательная маркировка, в том числе, масса батареи (если она равна 10 кг и более);
В техническом задании Заказчиком указан "вес не менее 43 кг" - дополнительная характеристика объекта закупки, что разрешается, в соответствии с КТРУ "27.20.21.000-00000001 Аккумулятор свинцовый для запуска поршневых двигателей", и не противоречит ГОСТ Р 53165-2020.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" Заказчику требуется к поставке следующие товары:
N п/п |
Наименование товаров, работ услуг |
Техническое описание (функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товаров) Подтверждается сертификатом. |
Ед. изм |
Количество |
| ||||
1 |
Стартерная |
Тип: кислотный, необслуживаемый |
шт |
20 |
аккумуляторная батарея |
Напряжение: 12 В, |
|||
|
гарантия не менее 3-х лет |
|||
|
Емкость: 190 А/ч |
|||
|
Пусковой ток: не менее 1320 А |
|||
|
Полярность: + - прямая |
|||
|
Клеммы - под болт |
|||
|
Размеры и вес: (д/ш/в) 518*228*240, не менее 43 кг |
|||
2 |
Стартерная |
Тип: кислотный, необслуживаемый, с индикатором заряда |
шт |
10 |
аккумуляторная батарея |
Напряжение: 12 В |
|||
|
гарантия не менее 3-х лет |
|||
|
Емкость: 110 А/ч |
|||
|
Пусковой ток: не менее 960 А |
|||
|
Полярность: - + обратная |
|||
|
Клеммы: расположены по длинной стороне и не выступают за габариты АКБ |
|||
|
Размеры: (д/ш/в) 350*175*190 |
|||
3 |
Стартерная |
Тип: кислотный, обслуживаемый |
шт |
10 |
аккумуляторная батарея |
Напряжение: 12 В |
|||
|
Емкость: 100 А/ч |
|||
|
Пусковой ток: не менее 800 А |
|||
|
Полярность: + - прямая |
|||
|
Клеммы: не выступают за габариты АКБ |
|||
|
Размеры: (д/ш/в) 310*172*220 |
|||
4 |
Стартерная |
Тип: кислотный, обслуживаемый |
шт |
10 |
аккумуляторная батарея |
Напряжение: 12 В |
|||
|
Емкость: 100 А/ч |
|||
|
Пусковой ток: не менее 800 А |
|||
|
Полярность: - + обратная |
|||
|
Клеммы: не выступают за габариты АКБ |
|||
|
Размеры: (д/ш/в) 310*172*220 |
|||
5 |
Стартерная |
Тип: Ca/Ca (Кальциевые), необслуживаемый, с индикатором заряда |
шт |
8 |
аккумуляторная батарея |
Напряжение: 12 В |
|||
|
Емкость: 91 А/ч |
|||
|
Пусковой ток: не менее 740 А |
|||
|
Полярность: - + обратная |
|||
|
Клеммы: не выступают за габариты АКБ |
|||
|
Размеры: (д/ш/в) 306*173*225 |
|||
6 |
Аккумуляторная батарея |
Тип: кислотный ,Сухозаряженный |
шт |
4 |
Напряжение: 12 В | ||||
Ёмкость: 18 А/ч | ||||
гарантия не менее 3-х лет | ||||
Ток холодной прокрутки не менее 200А | ||||
Крепление аккумулятора В00 | ||||
Вес: не более 5 кг | ||||
Полярность: обратная - + | ||||
Клеммы не выступают за габариты | ||||
7 |
Аккумуляторная батарея |
Тип: кислотный |
шт |
4 |
Напряжение: 12 В | ||||
Ёмкость: 19 А/ч | ||||
гарантия не менее 3-х лет | ||||
Размеры (д/ш/в): 176 mm x 101 mm x 156 mm | ||||
Ток холодной прокрутки не менее 230 А не более 250 А | ||||
Крепление аккумулятора В00 | ||||
Вес: не более 5 кг | ||||
Полярность: прямая + - | ||||
Клеммы не выступают за габариты | ||||
8 |
Стартерная |
Тип: кислотный , Asia |
шт |
10 |
аккумуляторная батарея |
Напряжение: 12 В |
|||
|
Емкость: 100 А/ч |
|||
|
Пусковой ток: не менее 900 А |
|||
|
Полярность: - + обратная |
|||
|
|
|||
|
Размеры: (д/ш/в) 302*172*223 |
|||
|
Товар новый, не является выставочным образцом и не содержит восстановленных элементов. Товар выпущен не ранее 2021 года. |
|||
|
|
|||
9 |
Стартерная |
Тип: кислотный. Asia |
шт |
10 |
аккумуляторная батарея |
Напряжение: 12 В |
|||
|
Емкость: 100 А/ч |
|||
|
Пусковой ток: не менее 900 А |
|||
|
Полярность: - + прямая |
|||
|
|
|||
|
Размеры: (д/ш/в) 302*172*223 |
|||
|
Товар новый, не является выставочным образцом и не содержит восстановленных элементов. Товар выпущен не ранее 2021 года. |
|||
|
|
Данные требования к закупаемому товару не нарушают законодательство о контрактной системе, а обеспечивают удовлетворение индивидуальной потребности заказчика, распространяются на всех участников закупки и не ставят кого-либо в преимущественное положение.
Заказчиком при составлении НМЦК получено 3 коммерческих предложения от разных поставщиков.
Кроме того, "Описание объекта закупки" в составе извещения электронного аукциона не ограничивает участников закупки предложить к поставке эквивалент или улучшенные технические и функциональные характеристики, соответствующие потребностям заказчика.
Согласно ч.2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указано, что "..включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа, которым его жалоба признана необоснованной. По мнению общества, заказчик незаконно включил в документацию о проведении электронного аукциона на поставку медикаментов требования к товару, которым соответствует лекарственный препарат конкретного производителя. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что заказчик вправе был установить требования к закупаемому лекарственному средству, определяющие форму таблетки, способ ее деления, фасовку. Арбитражный суд округа судебные акты отменил, заявленные требования удовлетворил исходя из того, что заказчик включил в аукционную документацию требования к закупаемому товару (лекарственная форма, дозировка, форма выпуска), которые не относятся к фармакологическим свойствам лекарственного препарата, никак не связаны с терапевтической эффективностью и не обусловлены спецификой назначения и применения закупаемого препарата, но прямо свидетельствовали о единственном производителе данного лекарственного средства. Кроме того, документально не подтверждено, что любой из участников аукциона имел возможность приобретать лекарственные средства этого производителя в целях поставки их для нужд заказчика. Вследствие чего суд пришел к выводу о злоупотреблении заказчиком правил размещения заказа, которое привело к созданию необоснованных препятствий для участников спорной закупки, повлекших сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции. С учетом указанного суд признал решение антимонопольного органа незаконным".
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 "_Основной задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге_".
Предметом закупки является поставка товара, а не его изготовление.
Заказчиком на заседании Комиссии представлена сравнительная таблица, из содержания которой следует, что на рынке представлено не менее двух производителей по каждой из обжалуемых позиций "Описания объекта закупки".
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.
Заявителем не представлены документальные доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при наличии вышеуказанных требований к предмету закупки, а так же доказательств того, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими и являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр обеспечения" необоснованной.
2.Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818400001322000052).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 1 июля 2022 г. N 470/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2022