Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), в следующем составе:
Тихоновой Н.В. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Шумиловой А.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Шестаковой Э.А. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская база авиационной охраны лесов" заказчик) (далее - ГБУ РС(Я) "Якутская база авиационной охраны лесов"): Козлова В.Ф.(представитель по доверенности);
в отсутствии:
заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "АЙТИР" (далее также - ООО "АЙТИР", заинтересованное лицо, общество, застройщик): не явились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи сведения, представленные заказчиком Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) "Якутская база авиационной охраны лесов" об участнике закупки обществе с ограниченной ответственностью "АЙТИР" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку автомобиля (изв. N 0816500000621015137), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее также - Правила),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком ГБУ РС(Я) "Якутская база авиационной охраны лесов" об участнике закупки ООО "АЙТИР" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку автомобиля (изв. N 0816500000621015137).
Из письменного обращения заказчика следует, что в связи с тем, подрядчик не исполнил контракт в полном объеме, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее также - решение заказчика).
От заинтересованного лица пояснений не представлено.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), исследовав имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
1. 17.11.2021 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы (далее также - ЕИС) www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" размещено извещение N0816500000621015137 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по замене ограждения, а также аукционная документация.
2. Начальная (максимальная) цена контракта составила 9 116 200,00 руб.
3. 21.12.2021 года по результатам рассмотрения вторых частей заявок и подведение итогов электронного аукциона из 2 (двух) заявок, 2 (две) заявки признаны соответствующими требованиям.
4. ООО "АЙТИР" признан победителем электронного аукциона.
5. 15.12.2021 года заключен государственный контракт (реестровый номер контракта 2143518405921000197) между заказчиком ГБУ РС(Я) "Якутская база авиационной охраны лесов" и ООО "АЙТИР".
6. 08.06.2022 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
7. 24.06.2022 года согласно сведениям ЕИС государственный контракт расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение включить сведения об участнике закупки обществе с ограниченной ответственностью "АЙТИР" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
15.12.2021 года заключен государственный контракт N0816500000621015137 между заказчиком и заинтересованным лицом (номер реестровой записи 2143518405921000197).
Разделом 1 контракта установлено следующее:
"1.1. В сроки, установленные настоящим Контрактом, Поставщик обязуется поставить Заказчику Бортовой грузовик (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить за поставленный Товар.
1.2. Наименование, количество, характеристики Товара, иные данные о Товаре определены Сторонами в приложении N 1 к Контракту.".
Разделом 2 установлен порядок сдачи и приемки услуг:
"2.1. Поставщик обязуется поставить Товар по Контракту в полном объеме в срок до "28" февраля 2022 г.
2.2. Место поставки Товара: 677015, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Пионерская, дом 9.
2.3. Одновременно с Товаром Поставщик обязан передать Заказчику два экземпляра акта приема-передачи, товарной накладной, подписанных Поставщиком, а также счет на оплату.
2.4. Приемка начинается в день доставки Товара и документов, указанных в предыдущем пункте Контракта, по месту поставки, и заканчивается подписанием Заказчиком акта приема-передачи (уведомления об отказе от приема Товара). Срок приемки Товара Заказчиком и подписания акта приема-передачи Товара (уведомления об отказе от приема Товара) составляет не более 3 (трех) рабочих дней.
2.5. Для проверки поставленного Товара на соответствие установленным в Контракте требованиям Заказчик проводит экспертизу собственными силами или с привлечением сторонних экспертов, экспертных организаций.
2.6. Заказчик в процессе приемки проверяет Товар на соответствие установленным в Контракте требованиям, в том числе к таре и упаковке, количеству, качеству, комплектности, принадлежностям, характеристикам и документации. При выявлении обстоятельств, препятствующих приемке Товара, Заказчик составляет уведомление об отказе от приема Товара в письменной форме с указанием обстоятельств (недостатков, некомплектности, недостачи и т.д.), препятствующих приемке Товара.
2.7. В случае если Поставщик не согласен с уведомлением об отказе от приема Товара, онобязан самостоятельно подтвердить качество Товара заключением эксперта, экспертной организации и представить Заказчику оригинал экспертного заключения. Выбор эксперта, экспертной организации осуществляется Поставщиком по согласованию с Заказчиком. Оплата услуг эксперта, экспертной организации, а также всех расходов для проведения экспертизы осуществляется Поставщиком.
2.8. Право собственности на поставленный по Контракту Товар возникает у Заказчика с момента подписания Сторонами акта приема-передачи.
2.9. Для участия в приемке Товара Поставщик вправе направить своего представителя, наделенного соответствующими полномочиями.
2.10. Заказчик в течение 3 (трех) рабочих дней со дня подписания им акта приема-передачи, товарной накладной либо уведомления об отказе от приема Товара направляет экземпляры по адресу Поставщика, указанному в настоящем Контракте.
2.11. Заказчик в течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия Товара уведомляет Поставщика о несоответствии Товара по количеству, качеству, комплектности, принадлежностям, характеристикам и документации условиям Контракта, которые невозможно было обнаружить во время приемки."
Разделом 10 контракта установлен порядок расторжения контракта:
"9.1. По соглашению Сторон допускается расторжение Контракта, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
9.2. Сторона вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае существенного нарушения Контракта другой Стороной (абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
9.3. Нарушение Контракта Поставщиком предполагается существенным в случаях:
- отказа Поставщика передать Заказчику Товар или принадлежности к нему;
- поставки Товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- невыполнение Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании Товара;
- неоднократного нарушения сроков поставки Товара.
9.4. Нарушение Контракта Заказчиком предполагается существенным в случаях:
- неоднократного нарушения сроков оплаты за Товар;
- неоднократной невыборки Товара.
9.5. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
9.6. Если Заказчиком проведена экспертиза поставленного товарас привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
9.7. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется Поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Поставщика, указанному в Контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Поставщику. Выполнение Заказчиком требований настоящегопункта считается надлежащим уведомлением Поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения Заказчиком подтверждения о вручении Поставщику указанного уведомления либо дата получения Заказчиком информации об отсутствии Поставщика по его адресу, указанному в Контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в единой информационной системе.
9.8. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
9.9. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также Заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы поставленного товара с привлечением экспертов, экспертных организаций. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Поставщиком условий Контракта, которые в соответствии с настоящим разделом являются основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта."
В связи с нарушением ООО "АЙТИР" обязательств по Контракту Заказчиком в адрес ООО "АЙТИР" направлена претензия от 08.06.2022 N554.
Учитывая, что в установленный Контрактом срок ООО "АЙТИР" обязательства по Контракту в полном объеме не выполнены, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 08.06.2022 N134-П (далее - Решение).
Подпунктами а), б) и в) пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 360-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона N 360-ФЗ;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ.
Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с требованиями пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360 Решение размещено в ЕИС 08.06.2022, а также 08.06.2022 Решение направлено Заказчиком заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу нахождения ООО "АЙТИР", указанному в Контракте.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил телеграммы направленные заинтересованному лицу, где установлено что по данному адресу данной организации нет.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления ООО "АЙТИР" нарушения не устранены, в связи, с чем Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 24.06.2022.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Статьей 104 Закона о контрактной системе регламентирован порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, который формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1078).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 Правил N 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике. Исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Не приступившего к исполнению обязательств по контракту хозяйствующего субъекта от заключения контракта предполагает его недобросовестное поведение.
Вместе с тем, действуя добросовестно и разумно, заинтересованное лицо обязано должным образом исполнить обязательства предусмотренные контрактом.
Якутское УФАС по РС (Я) посредством электронной почты и телеграммой надлежащим образом уведомило заинтересованное лицо о рассмотрении дела.
Пояснений и доказательства о невозможности выполнения работ по контракту в материалы дела заинтересованное лицо не предоставило.
Заинтересованное лицо, участвуя в общественных отношениях, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, обязано предвидеть наступление вредных последствий своего действия (бездействия).
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), считает, что заинтересованное лицо подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
Дополнительно Комиссией установлено, что информация об ООО "АЙТИР" содержится в Реестре в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по иным государственным контрактам.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком ГБУ PC (Я) "Якутская база авиационной охраны лесов" об участнике закупки обществе с ограниченной ответственностью "АЙТИР" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку автомобиля (изв. N0816500000621015137), включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
Дата события <*> |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
24.06.2022 |
29.06.2022 |
27.06.2022 |
0 |
27.06.2022 |
01.07.2022 |
01.07.2022 |
0 |
06.07.2022 |
06.07.2022 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Н.В. Тихонова
Члены комиссии А. Н. Шумилова
Э.А. Шестакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 1 июля 2022 г. N 014/06/104-932/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2022